Национальный Совет разведки США (DNI) опубликовал доклад «Глобальные тенденции -2030 год» в котором содержатся прогнозы и тенденции того как будет выглядеть мир через десятилетия. Совет является аналитическим отделением Управления директора национальной разведки США, а доклад отражает точку зрения 16 разведывательных служб и специальных агентств.
Подобные материалы разведсообщество США публикует каждые четыре года. Авторы документа, заявляя, что не намерены «предсказывать будущее», стремятся, по их же словам, «стимулировать дискуссии», как среди американских экспертов, так и зарубежных специалистов с целью собрать максимально объемный спектр мнений на тему глобальных тенденций и на их основе сформировать негласную повестку для будущей внешней политики США. Вот почему появление доклада американского Национального совета по разведке можно отнести к разряду оперативных мероприятий. В этом - вся интрига: после ноябрьских выборов вашингтонские алхимики от геополитики выступают с новыми геополитическими формулами, чтобы адаптироваться к складывающимся реалиям в мире и в его отдельных регионах.
В глобальном плане будущая картина мира по DNI выглядит следующим образом: к 2030 году Китай станет ведущей экономической державой в мире, но США сохранят позиции в качестве мирового лидера. Так обозначаются два «полюса мира». Самым нестабильным регионом в мире будет по-прежнему оставаться Ближний Восток, где с каждым годом будут усиливаться тенденции дестабилизации, появятся новые войны и конфликты. По оценке авторов прогноза, они будут связаны с борьбой за обладание ресурсами (водными, энергетическими), что сохранит настрой на враждебность в межгосударственных отношениях, обусловит продолжение в регионе гонки вооружений путем приобретения ближневосточными странами все более современных видов оружия и военных технологий. Увеличение военных арсеналов государств региона усилит угрозу возникновения конфликтов между ними, а также вероятную большую вовлеченность в них третьих стран.
Реальной станет угроза разрушения нескольких исламских стран как государственных образований. DNI называет Афганистан, Пакистан, Сомали и Йемен. Американские эксперты, предполагают, что такие страны, как Турция, Иран и Израиль будут выступать в роли главных игроков ближневосточного региона. Отметим, что в прошлогоднем аналогичном прогнозе -2020 разведсообщества США говорилось о «значительных политических изменениях в Иране, который, скорее всего, станет более либеральной, демократической страной». Прогноз -2030 не предполагает «иранских потрясений». В этой стране сохранится режим «с жестким централизованным управлением». Зато вступление в фазу геополитической нестабильности «обещают» Турции: новый передел ее границ за счет образования независимого Курдистана.
Вероятность воплощения «курдского форс-мажора» DNI рассматривает на фоне доминирования следующих факторов: 1) постепенного сокращения рождаемости в Турции; 2) обострение проблем с водой и водоснабжением, которые постепенно выйдут на передний план, вытеснив нынешние острые энергетические вопросы; 3) дальнейшее пребывание у власти в Турции происламских сил.
По мнению американских экспертов, осознание важности курдского фактора диктует Турции особый стиль во внешней политике: конфликтность и напряжение в отношениях с соседними странами региона. В целом же Турция будет пытаться проводить многовекторную внешнюю политику. Как пишет в этой связи в «Asia Times», бывший индийский посол М.К. Бхадракумар, Анкара будет продолжать курс на развитие дружественных связей с Россией с целью выйти на уровень негласного общего патронажа над реальными и потенциальными конфликтами в регионе - даже при наличии разных подходов к их урегулированию. Дело в том, что в ходе так называемой «арабской весны» ряде государств региона к власти пришли исламисты суннитского толка. Они вступают в альянсы с либеральными демократическими силами, чтобы получить статус правящего политического ислама, но при этом одновременно возрождается «арабизм» и даже «панарабизм».
Это почувствовала Турция, которая за последние годы сделала крутой разворот своей внешней политики в сторону арабского мира, рассчитывая на самые радужные для себя перспективы. Но признание Турции в качестве ведущей силы в мире Ислама маловероятно. К тому же сейчас многие ближневосточные философы и богословы стали подразделять ислам на «арабский», «турецкий» и даже «африканский». Поэтому потенциальные региональные войны на Ближнем Востоке, помимо всего прочего, будут вестись не только между политическими, властными и военными структурами и системами, но и между различными направлениями в исламе.
Одним словом доклад «Глобальные тенденции -2030 год» фиксирует на Ближнем Востоке устойчивый тренд в сторону обострения противоречий самого разного типа между различными странами региона по вопросам будущего государственного и территориально-политического обустройства. Возможно, именно в этот факторе США усматривают для себя возможность создавать различные коалиции по решению региональных проблем, таким образом сохраняя свое влияние в регионе. Но как бы то ни было, бесспорно то, как пишет газета The New York Times, на Ближнем Востоке надвигается геополитическая «буря», которая создаст «новый мир», и каким он будет пока никто не знает.
Станислав Тарасов - обозреватель ИА REX
Комментарии читателей (1):