«Все в Азербайджанской Республике было искусственным, «ненастоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарскую Бакинскую и Елизаветпольскую (Гандзак (Гянджа)) губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма на Кавказе. Искусственная государственность» (Генерал А. Деникин. Очерки русской смуты)
Ничего не изменилось
Ничего не изменилось со времен генерала Деникина. Ни 73-летнее государственное строительство во времена Аз. ССР, ни 20-летние годы независимости уже под названием «Азербайджанская Республика» без словосочетания «советская социалистическая» не смогли изменить порядок вещей в этом незаконнорожденном государстве. Все как было, так и продолжает оставаться искусственным. Менялись роли, менялись актеры на сцене, менялись исполнители, но суть осталась такой же, как ее когда-то чрезвычайно точно охарактеризовал русский генерал Деникин. АР так и не смогла стать полноценным государством, а ее население не стало нацией в прямом смысле этого слова. Страна до сих пор представляет из себя искусственное компиляцию различных регионов и этносов, чуждых друг другу по всем параметрам, между которыми существуют многочисленные непреодолимые разногласия и противоречия. Приход представителя каждого из этих регионов либо этносов сопровождается установлением, говоря словами Н. Нариманова, «монархии во главе с очередным королем» вместе со своим кланом, целью которого является всего лишь ограбление народных богатств, оставшихся после ухода предыдущего клана.
Как политически собирательное понятие, то есть как государство, вышедшее на авансцену мировой истории, Азербайджанская Республика этим своим качеством обязана, прежде всего, Российской империи. Попытка создания АР как отдельного государственного образования прошла через три стадии, и в каждой из них судьбоносную роль сыграла Россия. Во всех этих этапах возникновение азербайджанского государства происходило отнюдь не в результате политической борьбы проживающих на данной территории народов, а исключительно благодаря распаду Российской империи, формированию, а потом распаду Советского Союза. В этом контексте Азербайджанскую Республику в политическом смысле следует рассматривать как «незаконнорожденное дитя» России, выброшенное на арену истории. По нашему мнению, этим обстоятельством как раз и объясняется тот факт, что граждане АР до сих пор не сформировали единой монолитной нации, которой было бы под силу избирать путем демократических выборов президента государства как лицо, представляющего население страны в целом, а не отдельные регионы. Таким образом, это искусственно созданное государственное образование, согласно определению Б. Андерсона, лишено одной из «самых универсальных легитимных ценностей политической жизни», т.е. «нации».
Об этом можно рассказывать долго, но для ясности хотим привести один пример: в первые годы советской власти в этом крае Н. Нариманов жаловался в ЦК, что «азербайджанский крестьянин, не имея керосина, зажигает лучину», что «в Тифлисе керосин продается дешевле, чем в Гяндже», а сегодня те же бакинские нефть и газ в Турции продаются намного дешевле, чем в самой Республике Азербайджан, где большинство населения лишено возможности использовать в быту такую дорогую нефть и газ.
Что обещает АР победа «Грузинской мечты»?
Многие граждане АР, как в самой республике, так и проживающие за ее пределами, после победы «Грузинской мечты» вздохнули с облегчением в надежде, что следующей страной в очереди обязательно станет АР. Как и можно было ожидать, как это бывает во время больших перемен, связанных с геополитическим разломом предыдущих конструкций, и на этот раз на арену вышли многочисленные комбинаторы, желающие любыми способами добраться до вершины властной пирамиды. Оставляя в стороне обоснованность или необоснованность всех их желаний сесть на президентское кресло, мы в рамках этого материала постараемся проанализировать вероятность повторения грузинского сценария в АР. Заранее скажем, что существующие кардинальные различия между этими странами и их населением все-таки делают невозможным повторение тихого и мирного перехода власти в АР, как это недавно произошло в Грузии. Давайте, обратим внимание на некоторые такие различия. Во всей совокупности сложного переплетения многочисленных объективных и субъективных факторов, мы в рамках данной статьи собираемся рассмотреть наиболее, на наш взгляд, важные из них.
В чем Азербайджанская Республика не является Грузией?
1. Отсутствием у «титульной нации» АР своих государственных традиций
В отличие от грузин, которые с древнейших времен (с некоторыми перерывами) всегда имели свои государственнические традиции и многочисленные царственные династии, тюркоязычное население АР никогда раньше не имело на этих землях свои национальные государственные образования. Известно, что первое государство под названием Азербайджанская Демократическая Республика было образовано в 1918 году. Оно просуществовало всего 23 месяца, так и не было признано мировым сообществом. В 1920 году большевики установили советскую власть на этой территории, провозгласив в 1936 году союзную республику под названием Аз. ССР. В 1991 году, после распада СССР, Азербайджанская Республика провозгласила свою независимость. Не вдаваясь лишний раз в подробности всех процессов, происходящих в годы независимости АР, мы отметим только некоторые вопросы теоретического и практического плана.
Еще в XVIII веке Эдмунд Бёрк — английский парламентарий, политический деятель, публицист эпохи Просвещения, идейный родоначальник британского консерватизма, считал, что у свободы «есть родословная, своя портретная галерея предков, ей принадлежат подписи на монументах, документы, свидетельства, титулы и права».
И. Кант писал, что за человеком должно признаваться только одно естественное право – право быть свободным. Или такая «совокупность условий, при помощи которых свободу одного человека можно совместить со свободой другого по общим законам свободы».
Наличие государства под названием Азербайджанская республика не привело к тому, чтобы, согласно концепцию классического либерализма, «зависеть только от законов» (Вольтер), т.е., согласно уже современному либерализму, «к торжеству личности над властью» (Бенжамен Констан). Это стало причиной того, что в стране абстрактная личность была федерирована в «открытое общество», где нет суверенитетов и нет политической нации, а целостность государства подменена фиктивной целостностью гражданского общества. Руководители АР действуя согласно с принципом Жозефа де Местра - пламенного французского контрреволюционера начала XIX века, уверены в том, что человека можно спасти только «сковав его ужасом перед властью». В этом государстве преобладает принцип французского политического мыслителя XVI века Жана Бодена, основателя европейскую науку о государстве, согласно которому, «суверенитет как высший авторитет приказа, который может исходить только от монарха и только монархом суверенитет может становиться бесконечно длящейся властью государства (Majestas)». Тут власть и сама суть государства сосредоточены в личности монарха, кто предстает перед народом в обличии «избранного им» президента. Народ этой страны без президента – «просто бесформенная масса» (Гегель. Философия права). Президент сам знает, что делать, «поскольку получило легитимацию от абсолютного разума» (Христиан Вольф). Вся его мощь направлена против иных форм политической власти. Традиция государственного строительства в этой стране строится вопреки праву – на местах имеется один и единственный начальник, который подчиняется не праву, не закону, а исключительно своему назначенцу, т.е. президенту. Эта власть никак не в состоянии понять, что «законы должны находиться в таком тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены» (Монтескье). Это и является признаком того, что в АР присутствует монархический принцип в искаженном виде. Сам народ отсутствует в данной системе, он отчужден от власти, поэтому внешне вроде показывает свою лояльность президенту, в глубине душе все же верить в его щедрость и снисходительность в отношении своих граждан, а внутри ненавидит его и каждую минуту мечтает о его свержении, жаждет его кровью. Такая власть не создает нацию, в результате чего у его подданных не вырабатывается чувство гордости за свое государство. Народ в этом государстве не чувствует свою ответственность за судьбу страны и в любой момент готов предать его и принимать подданство другого государства. Трагедия заключается еще и в том, что этот народ не заинтересован в смене власти в традициях, установленных десятилетиями, а в стране отсутствуют другие силы, которые могли бы убедить его в искренности своих помыслов в борьбе за власть.
Мы не в праве утверждать, что во всем этом Грузия находится в одном ряде с ведущими государствами мира, в то же время, на наш взгляд, не подлежит сомнению тот факт, что в этом отношении она находится далеко впереди от Азербайджанской республики, что делает невозможным сравнения развития общественно-политической ситуации двух стран.
2. Скудостью образовательного уровня и интеллектуальных ресурсов представителей титульного этноса
Из истории известно, что всякую революцию готовят интеллектуалы – высокообразованные граждане страны. Хотя ни одна известная нам по истории других стран революция до сих пор не происходила без внешней помощи или даже прямого вмешательства, следует признать, что это каждый раз происходит только тогда, когда, во-первых, соответствующие условия внутри той или иной страны либо создаются искусственным образом (как это было, например, при царской России и в последние годы СССР), либо сама политика властвующей элиты приводит к непреодолимому кризису, что находит свое логическое завершение в революции; во-вторых, никакую революцию нельзя совершить, даже при очень большом желании внешних сил, без наличия внутри самой страны хорошо организованной «пятой колонны», заинтересованной в смене режима и включающей в себя самых образованных и талантливых людей населения. В совокупности с другими факторами, которые необходимы для свершения революции, каждый раз именно эти два фактора играют решающую роль.
Если провести аналогию по этим факторам между Грузией и АР, то наличие первого фактора ныне не вызывает сомнения ни у кого. Как мы уже писали об этом в своих предыдущих комментариях, сегодня все основные мировые центры силы на Западе (США и ведущие страны Европы), Иран и Россия, судя по публикациям в СМИ и высказываниям политиков и аналитиков этих стран, по всей видимости, сделали свой выбор в отношении смены режима в АР. (Отказ от участия в Ашхабадском саммите глав государств СНГ И. Алиева бакинские аналитики оценили как «плохой признак», и констатировали, что «стороны все еще не готовы «к очной ставке»). Происходящие ныне в регионе Большого Ближнего Востока лавинообразные события постепенно меняют ситуацию в данном регионе и не только там. Законы геополитики диктуют необходимость довести эти процессы до своего логического завершения, так как даже если учесть, что они начались с помощью внешних сил, все-таки сегодня ни одна сила не в состоянии остановить их на полпути. Ведущие аналитики и специалисты в области геополитики сегодня едины в своих суждениях о том, что начатые кем-то тектонические процессы должны завершиться созданием нового облика данного региона, а в дальнейшем всего политического мироустройства.
Не вдаваясь в подробности всех происходящих в регионе процессов, мы постараемся сосредоточиться на тех, что происходят в АР, которая расположена на окраинах Большого Ближнего Востока.
Плодом многолетней целенаправленной политики государства АР в период после 50-х годов прошлого века вплоть до сегодняшнего дня стало то, что сегодня население Грузии и АР никак нельзя сравнивать по своему образовательному и интеллектуальному уровню.
Многие сегодня в АР не помнят или не считают целесообразным помнить, что на самом деле основы такой политики в стране заложил еще известный азербайджанский поэт С. Вургун (Векилов), будучи председателем Верховного совета Аз. ССР. Он был уроженцем Казахского района АР (с недавних пор разделенного на два района – Казахский и Акстафинский), расположенного на границе с областью Квемо-Картли Грузии, населенной в основном отуреченными иранцами, переселенными в различные годы в этот район иранскими шахами, в первую очередь, Шахом Аббасом I (сегодня многие из них продолжают называть себя просто «аббасидами», а сами грузины – «татреби», т.е. «ты есть тат»). В самой АР население этих двух районов и Квемо-Картли называют «земляками». Они входят в одно и то же землячество, называемое «грузинскими азербайджанцами» (или общепринятое сокращение - «гразы»). В те годы С. Вургун имел огромный авторитет в республике благодаря тому, что считался одним из любимчиков самого Сталина, и больше половины своего творчества посвятил возвеличиванию образа «отца народов». Одного его слова было достаточно, чтобы какой-нибудь выходец из данного региона автоматически стал студентом любого ВУЗа страны. В силу этого обстоятельства, до прихода к власти Г. Алиева земляки С. Вургуна составляли абсолютное большинство среди научной и творческой интеллигенции Аз. ССР, немалая их часть занимала ответственные посты в правительстве. Неслучайно, по сей день среди населения АР ходит такая поговорка: «Боже, упаси Азербайджан от местничества гразов, от взяточничества нахичеванцев и … карабахцев!».
Примечание. Немаловажным, с точки зрения сегодняшних реалий АР, является и то, что сам С. Вургун по национальности был курдом, «из-за юношеской наивности» записавшим себя тюрком. В личной анкете его старшего брата М. Векилова от 1926 года его национальность указана как «курд». Сам С. Вургун в одном из своих писем другому курдскому писателю Аз. ССР С. Рагимову в середине 30-х годов прошлого столетия с сожалением писал об этом своем наивном упущении и хвалил своего соплеменника за то, что тот не повторил его ошибки и с самого начала представился как курд. Поэтому нам кажется не случайным, что в своих произведениях С. Вургун возвеличивал курдов, оскорбляя и унижая при этом тюрков.
Впоследствии эта работа была продолжена Г. Алиевым, сразу после прихода к власти которого в 1969 году ВУЗы страны буквально заполонили нахичеванцы и еразы. В годы его правления поступление в ВУЗ превратилось в настоящий бизнес и источник обогащения. Это касалось в первую очередь так называемых «престижных» на то время факультетов – юридических, исторических и др. В те годы в народе многие были уверены, что выпускники юридического факультета обязательно станут прокурорами или, на худой конец, следователями, а выпускники исторического факультета – первыми секретарями райкомов партии.
Ныне о высшем образовании в АР и говорить не приходится, так как оно превратилось в настоящую машину по печатанию денег. Что касается тех, кто обучается в зарубежных ВУЗах, то дети рядовых граждан даже после их окончания не могут найти для себя подходящую работу в стране, поэтому вынуждены эмигрировать в Россию и другие страны, а уровень образования детей высокопоставленных чиновников, обучавшихся даже в европейских ВУЗах, в силу известных причин, все-таки оставляет желать лучшего.
Результатом такой политики стало то, что сегодня по уровню образования АР, особенно в гуманитарной сфере, не идет ни в какое сравнение со своими близкими соседями – Грузией и Арменией. Ярким свидетельством того является уровень аналитических материалов, написанных руками большинством бакинских политологов и аналитиков. За исключением некоторых из них, все они посвящены обоснованию правильности политики властей, и их чтение оставляет жалкое впечатления об аналитических способностях авторов этих публикаций.
Что касается творческой интеллигенции, то и в этой сфере преобладала тенденция, когда дети композиторов в обязательном порядке становились композиторами, дети поэтов и писателей – поэтами и писателями и т.д. А настоящие таланты никак не могли пробиться к аудитории через непреодолимые препятствия. Отсутствие всякого таланта и способностей к творчеству заставляло «наследников творческой профессии» в течение всей своей жизни компенсировать свои художественные недостатки апологетикой руководителей государства, которые, надо признать, щедро благодарили их за это. В результате сегодня в АР не встретишь ни одного более или менее известного в мире творческого деятеля, который мог бы представить свою страну и народ на мировой арене.
Таким образом, отсутствие интеллектуального ресурса внутри страны не позволяет, чтобы даже очень заинтересованные внешние силы сделали ставку на ту или иную группировку в АР с целью осуществления в стране грузинского сценария по смене политического режима. Известная афера с созданием недавно Союза азербайджанских организаций России в Москве с участием некоторых олигархов-выходцев из АР, которую мы в одном из своих предыдущих аналитических докладов охарактеризовали как «рождение горой очередной мыши», убогие заявления некоторых представителей интеллигенции в Баку - все это в очередной раз подтверждает наш вывод о состоянии интеллектуальных кругов страны, а точнее, об их отсутствии.
3. Отсутствием чувства национальной гордости за страну
Немаловажным является тот факт, что грузины отличаются высокоразвитым чувством национальной гордости за свою страну и государства. Дело в том, что, в отличие от пришлой «титульной нации» АР, кочевой образ жизни которой оставил на ее менталитете значительный след и стал причиной того, что для нее Родиной является та земля, где есть пастбища для домашнего скота и им просто «хорошо живется» там, все этносы Грузии – мегрелы, сваны и другие – являются аборигенами этих земель и в течение многих тысячелетий защищали ее и создавали там самобытную цивилизацию. В силу этого, чувство национальной гордости и обида за ущемление авторитета их государства в глазах мировой общественности, которое являлось обычным делом в годы правления М. Саакашвили, несмотря на его значительные достижения в области развития экономики страны и преодоления бедности ее населения, многие передовые грузинские интеллектуалы собрались вокруг «Грузинской мечты» с целью смены политического режима в стране. Несмотря на всю непредсказуемость будущей политики команды Иванишвили, да и того, какую внешнюю силу именно он представляет, грузины отдали свое предпочтение именно ему, так как для многих граждан Грузии нахождение у власти команды М. Саакашвили считалось настоящим оскорблением их национальной гордости. Даже возвращение им Аджарии в лоно Грузии не смогло повысить его имиджа в глазах сограждан (Президент непризнанной Аджарии А. Абашидзе за долгие годы своего правления сумел превратить чуть ли не всю Аджарию в одну большую псарню, в результате чего жители республики предпочли вернуться в состав Грузии, чем жить в нищенстве и кормить породистых собак Абашидзе в независимой Аджарии).
К сожалению, применительно к большинству тюркоязычных граждан АР говорить о таком чувстве национальной гордости просто не приходится! Та их часть, которая является потомками пришлых огузских и монгольских племен, давно уже потеряла подобное чувство в силу врожденной кочевнической ментальности, которая характеризуется постоянным поиском лучшего пастбища для домашнего скота. Это залог их легкой адаптации к самым различным ситуациям и средам.
Благодаря политике иранских шахов, доля пришлых туркоманов среди основного населения нынешней Азербайджанской Республики до присоединения этих территорий к России была ничтожно малой. Большинство их до этого было расселены на территории нынешней Грузии и Армении. Даже в составе Российской империи их удельный вес был выше на территории названных государств, а не на территории сегодняшней АР, что дает основание И. Алиеву и его сторонникам для официальной риторики о создании большевиками государства Армения на «исконных тюркских землях». Дело в том, что на самом деле до Октябрьского переворота в России, например, столицы Грузии и Армении – Тбилиси и Ереван были более «тюркскими» городами, чем Баку (они даже назывались на тюркский лад – Тифлис и Ираван соответственно). Например, на карте 1896 года видно, что 96 процентов названий улиц в Тбилиси – тюркские! Настоящий отток тюркоязычного населения на территории нынешней АР начался в основном из других закавказских губерний Российской империи и Ирана в начале прошлого века в связи с нефтяным бумом. Эти «гастарбайтеры», в основном из северо-западных областей Персии, по национальности в основном были талышами или представителями других ираноязычных этнических групп, многие из которых выучили тюркский язык уже находясь в Баку, где он к этому времени уже получил достаточное распространение как lingua franca народов Закавказья. В дальнейшем они подверглись полной тюркизации, что и повысило долю тюркоязычного населения в стране. Но, несмотря даже на это, в год принятия Конституции Аз. ССР – в 1936 году – доля тюрков среди населения Аз. ССР составляла чуть больше половины (около 58%). А в самом Баку они все еще составляли меньшинство, где преобладали парсы (таты), переселенные на эти земли из Персии еще в начале нашей эры с целью укрепления северных рубежей сасанидского государства от нападок кочевых племен. К описываемым временам они стали называться себя «горцами» (тюрк. «даглы»). Благодаря целенаправленной политике руководства Аз. ССР, а впоследствии – АР, на сегодняшний день эти горцы почти полностью тюркизированы, большинство из них себя идентифицирует как «тюрк».
Таким образом, у той части тюркоязычного населения страны, которое являются пришлым из Центральной Азии и Алтая, отсутствует всякое чувство национальности гордости за эту территорию, не ставшей для них настоящей родиной. Вторая часть, которая, как уже было сказано нами, состоит из отуреченных представителей других этносов, отличается деформированным чувством гордости за Родину, так как в глубине ментальности каждого из них скрывается латентная обида за потерю национальной идентичности. В силу этого и других второстепенных факторов, которые мы здесь сознательно не стали анализировать, вряд ли можно ожидать от этих людей, что они когда-нибудь смогут объединиться вокруг единой национальной идеи во имя спасения Отечества. Еще одним доказательством тому является недавняя война в Карабахе, когда местные жители не принимали активного участия в военных действиях и более того, как будто ничего и не произошло, взяли да покинули места своего обитания. Если в 1994 году Б. Ельцин не смог бы уговорить армян приостановить боевые действия, то эти люди и дальше продолжали бы покидать свои жилища и разбегаться куда глаз глядят.
4. Большими возможностями властвующего клана для маневра
Приходится принимать во внимание и сам характер властей, их материальные, человеческие, финансовые и прочие ресурсы в Грузии и АР. Грузия – бедная страна, которая лишена природных богатств, и вынуждена жить в основном за счет иностранных вливаний. Этот фактор сильно ограничивал возможности М. Саакашвили и его команды для маневра и проведения более гибкой политики. М. Саакашвили не имеет своего клана, на который он мог бы опереться в дальнейшей борьбе для сохранения власти в своих руках. Он, в отличие от И. Алиева не имел такой внешней поддержки как Турция. В каком-то смысле он даже является «своим среди чужих», так как, по некоторым сообщениям, является этническим армянином, что тоже имеет существенное значение для гордых грузин. Поэтому он вынужден был собрать вокруг себя молодых интеллектуалов из различных слоев населения. У многих из них отсутствовал опыт руководства сложными механизмами политики, экономики и социальной сферы.
За годы правления Саакашвили Грузия погрязла в иностранных займах, которые уже к 2013 году вполне могут поставить страну перед реальностью экономического краха и полной потери суверенитета и территориальной целостности государства. Все это позволяло внешним кредиторам превращать М. Саакашвили в «мальчика для битья», который после поступления соответствующей команды из-за рубежа просто не сумел применить силы против своих соперников во время выборов в парламент, и с завидной послушностью согласился со сдачей своей власти в их руки.
В АР с этой точки зрения ситуация существенным образом отличается от Грузии. Несметные природные богатства, и как следствие сворованные нефтяные миллиарды позволяют властвующему клану искусно маневрировать в сложных ситуациях. В течение почти сорокалетнего правления алиевского клана, он сумел создать мощную социальную базу для себя в лице выходцев из Армении и Нахичевани, которые в основном сосредоточились в столице и ее окрестных населенных пунктах. За почти десятилетний период правления страной И. Алиев занимался только тем, что периодически соблюдал баланс меду различными группировками внутри этого клана. В этом плане даже его последние перестановки в своей администрации (назначены три новых заместителя главы этого органа) вопреки громким заявлениям некоторых бакинских аналитиков и журналистов, вовсе не служат укреплением государственной власти в целом, а являются свидетельством укрепления его личной власти. Эти перестановки позволяют И. Алиеву, с одной стороны, сдержать целостность клана изнутри, а с другой стороны, всегда держать всех его представителей в полной зависимости от себя и в вечной вражде друг с другом.
В таких условиях вероятность внедрения из-за рубежа нового претендента на президентское кресло АР представляется лишь гипотетической перспективой, а возможно, вообще равна нулю.
5. Отсутствием полноценного гражданского общества
В Грузии за годы независимости создано мощное гражданское общество, которое способно в судьбоносные для страны моменты сплотить все передовые силы страны вокруг национальной идеи и противостоять давлению со стороны политической власти. Оно характеризуется совокупностью разнообразных форм социальной активности населения страны, не обусловленной деятельностью государственных органов и воплощающей реальный уровень самоорганизации социума. Граждане Грузии за последние 20 лет неоднократно доказывали, что они готовы пожертвовать собой ради этой цели. Об этом свидетельствуют многочисленные массовые выступления населения страны в различные годы, когда нередко власти вынуждены были применить силу. Победа «Грузинской мечты» доказала, что в Грузии не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Наличие такого общества позволяет объединить многочисленные частные интересы граждан ради общей цели. За эти годы в стране выросло целое поколение молодых и амбициозных оппозиционных политиков, которые прошли опыт многолетней, в том числе и уличной борьбы за становление в Грузии консолидированной демократии.
В отличие от Грузии, в АР гражданское общество находится в ужасающем состоянии. Оно в основном представлено десятками проправительственных НПО, которые преданно обслуживают власть. За все годы в стране, кроме некоторых молодых блоггеров, не появился ни один новый оппозиционный лидер, который смог бы предложить обществу и населению выход из сложившейся ситуации. Многочисленные опросы показывают, что население в своем абсолютном большинстве не поддерживает так называемую «карманную оппозицию». За все эти годы оппозиция, несмотря на существенные финансовые вливания и поддержку со стороны Запада, не смогла сплотить народные массы в борьбе против действующей власти. На ее редкие мероприятия и митинги никогда не собиралось более 150-200 человек. Кроме всего этого, оппозиционные лидеры никак не могут преодолеть многочисленные разногласия между различными политическими партиями и выдвинуть единого кандидата на президентских выборов.
Невозможность мирного перехода власти
В свете всего сказанного, нам кажется маловероятным мирный переход власти в АР в 2013 году путем демократических выборов президента страны. То, что этот режим должен уйти с политической сцены страны, ясно многим. При этом надеяться на то, что и в АР можно ожидать повторения грузинского сценария, увы, не приходится. Говоря образно, опыт «Грузинской мечты» и реалии АР – две параллельные линии, которые никогда не пересекаются. Саакашвили сам один потерял свою власть, но вовсе не потерял свой шанс и дальше участвовать в борьбе за власть в стране. В отличие от грузинского президента, при уходе И. Алиева потеряет не он один, а весь его клан и приближенные к нему группировки. Они все вместе потеряют не только возможность быть у власти, но, по всей видимости, потеряют всякий шанс в будущем снова вести борьбу за нее. Поэтому вряд ли этот режим просто так сдаст власть. Уход этого клана, по всей вероятности, может сопровождаться кровопролитной гражданской войной.
Есть ли соответствующие силы внутри страны, которые готовы взять в свои руки ответственность за будущее этого государства? Кто станет тем человеком, у кого хватит сил и смелости решить вопрос «возвращения справедливости к ее предмету» (Ж.-Ж. Руссо) в этом Богом забытом крае? Найдется ли среди «титульного этноса» АР такой человек, который осмелится достать горячие каштаны из огня? Лично у нас отрицательный ответ на эти вопросы!
Тем самым мы вовсе не хотим убедить население АР и различные политические силы как внутри страны, так и за ее пределами в отказе от борьбы за смену власти. Мы хотим сказать, что каждый, кто все-таки решится на это судьбоносное дело, должен трезво оценивать свои силы и возможности, прежде чем включаться в борьбу за президентское кресло, а не питать себя и своих окружающих пустыми иллюзиями о том, якобы кто-то из-за рубежа на золотом подносе преподнесет ему это кресло, там самым избавить страну от многолетнего правления ненавистного клана.
P.S. Азербайджанская Республика является одним из редких государств, в Конституции которого есть специальная статья, гласящая: «Никто, кроме избранных народом полномочных представителей, не обладает правом представлять народ, говорить от имени народа и выступать с обращениями от имени народа» (Статья 4). Если принимать во внимание тот факт, что сам клан Алиевых пришел к власти путем военного переворота в 1993 году, а ни одни из последовавших вслед за этим выборов президента международными организациями и ведущими западными государствами не были признаны демократическими и свободными, а депутаты парламента назначаются президентом либо по родственным признакам, либо за деньги, о чем говорит недавний скандал «Гюларгейт», то согласно выше процитированной статье Конституции сегодня Азербайджанская Республика является какой-то «бесхозной», которую никто не имеет права представлять на международной арене и выступать от имени ее народа. Предстоящие выборы президента страны должны решить не только вопрос о смене режима, но и исправить это положение. Найдется ли по-настоящему избранный народом человек, который сможет представлять это государство и его народ, или же оно незаметно уйдет в небытие так же, как и появилось на свет? Это - вопрос времени...
Комментарии читателей (0):