Заслуженный учитель России, доцент РГПУ им. Герцена, заместитель директора физико-математического лицея № 239, автор более ста научных работ по педагогике, математике, техническим наукам, создатель и руководитель городского Центра для одаренных школьников Сергей Рукшин — дал интервью «Санкт-Петербургским ведомостям». «Мы отметили десятилетие реформ в образовании. А сейчас входим в трагический виток, вот-вот минуем точку невозврата. В 1983 году президент Рейган сказал в своём докладе о состоянии образования в США так: „Если бы хоть одно иностранное государство предприняло попытку навязать нам ту убогую систему образования, которая у нас предлагается, мы должны были бы расценить это как объявление войны“.
Эти слова гораздо лучше подходят сейчас нам. Происходит это отчасти из-за того, что право определять направление реформ в образовании монополизировала каста „знающих, как надо“: большинство документов разрабатывают узкий круг людей, связанных с Высшей школой экономики, возглавляемой ректором Ярославом Кузьминовым. Я терпеть не могу конспирологические теории, но не могу не замечать, что один из основных разработчиков реформ, сотрудник ВШЭ, является представителем Всемирного банка по вопросам образования в РФ. А в 2005 году я был в США на международном семинаре и там встретился с Элен Вулфенсон, женой бывшего президента Всемирного банка. И она сказала: „По нашему мнению, Россия недостаточно богата, чтобы позволить себе хорошую и широкодоступную систему образования“. Неужели мы должны руководствоваться мнением именно этих людей о том, какая система образования нужна нашей стране?
Когда люди, напрямую ассоциированные с Всемирным банком, разрабатывают и хвалят реформы, впору вспомнить Уинстона Черчилля: если ваши политические противники хвалят вас, задумайтесь, на правильном ли вы пути. Фактически никто из профессионалов в области образования не имеет права голоса не только при написании судьбоносных для страны документов, но даже при их обсуждении», — сказал педагог, комментируя новый закон об образовании .
Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Макспарк опрос по теме «Действительно ли в России достигнута точка невозврата в образовании?».
Результаты опроса по теме «Действительно ли в России достигнута точка невозврата в образовании?»
Вариант ответа |
Число участников опроса, давших положительный ответ |
% участников опроса |
---|---|---|
Нет, точка невозврата не достигнута, ситуацию можно изменить |
394 |
27% |
Да, Россия не имеет конкурентоспособной системы образования |
861 |
59% |
Трудно ответить |
104 |
7% |
Свой вариант ответа |
95 |
7% |
Приводим самые интересные комментарии к опросу:
Михаил Рекус:
Образование, при всей его важности, всё-таки подчинено интересам экономики. Чьи экономические интересы обслуживает система образования РФ? Если большевики организовали ликбез для будущего экономического развития государства, то современные реформаторы ликвидируют грамотность для исключения самой возможности экономического возрождения России.
Александр Серый:
Точка невозврата не пройдена, пока есть преподаватели советской школы. Всё остальное зависит от государства. Если, например, вернуться к единой форме учебников, как это было в СССР, то и вопрос с ЕГЭ может решиться.
Elena Sovetkina:
Я согласна со статьей. Но думаю, что если попытаться вернуть учителей-пенсионеров в школы, то можно что-то, чуть-чуть, наладить. Разумеется, условия должны быть очень хорошие и у учителей должны быть ПРАВА. Кстати, я не учитель и детей у меня нет. Но расползание всеобщей тупости просто уже нервирует.
Александр Втюрин:
Да, Россия не имеет конкурентоспособной системы образования. Ситуацию можно изменить при большом желании. Но этого желания что-то не заметно. Что касается точки невозврата. «Человек — не блоха, он ко всему привыкнуть может», так что пока люди живы, «возврат» есть всегда. Вопрос в том, чего он будет стоить. Немцы после краха своей системы образования и науки во время войны (а она была одной из лучших в мире) до сих пор восстанавливаются.
Антонина Замятина:
Я почти полностью согласна с Рукшиным, в одном я не поддерживаю его. Он считает, что «реформы» делала каста «знающих, как надо». Я долго думала так же, но потом поняла, что их делала каста, знающих как не надо. Большое сопротивление реформам шло снизу, даже совсем не знающие могли бы вникнуть в претензии знающих людей. Поэтому, как и все в стране сделано под заказ Запада. Тем более детки чиновников учатся за рубежом. Наше советское образование было главным поплавком, держащим страну на плаву. А теперь...
Алексей Фёдоров:
Специалисты уходят в Светлый мир. Остаются люди с дипломами. И они захватывают власть в науке. С целью обогащения. Так что липовая дипломизация не безобидна. Я имею в виду новоиспечённых путинских «докторов наук» и «академиков». Вот они то и устроят всей науке и всему образованию точку невозврата. Их считают молодыми и перспективными. А на самом деле это сердюковы. И уже сейчас они в вузах закрепились неплохо и кормятся. У работающих доцентов зарплата 10 тыс, а у них (они же и члены ЕР) зарплата в районе 100 тыс.
Владислав Ивашин:
В СССР задача образования была — воспитать человека — творца. Задача сегодняшнего образования — воспитать человека- потребителя. Ударили Россию прямо в сердце — в образование! Победили в холодной войне, за что наш Горбачёв получил медаль от США, — далее разрушение человека: культуры, морали. Ввели какие-то тесты, ЕГЭ, приняли закон об образовании, который педагогическое сообщество вообще не приемлет. Разрушаем Россию, под корень рубим.
Алекс Новин:
Точка невозврата пройдена, потому, что восстанавливать систему образования уже почти некому. В школах уже учителя, не знавшие нормальной системы, они оказывают услуги, а не учат, а это диаметрально противоположные понятия. А директора — менеджеры с долларовой завесой на глазах. Через поколение в России не учить, не учиться будет некому, всё будет только покупаться и продаваться.
Анатолий Оверчук:
Вообще-то, состояние образования объясняется УМЫСЛОМ, поддерживаемым на самом высшем уровне — и это, судя по комментариям, понятно уже многим. Если всё идёт сверху, то надежда на тех, у кого вопреки всему сохраняется стремление к познанию и творчеству, что на генетическом уровне присуще нам. Задача пятой колонны нейтрализовать эту возможность. Отсюда и указание министра Фурсенко об ошибке советской школы о воспитании человека-творца. Ведь это провозглашено вслух и не отвергнуто высшим руководством. Точка возврата, возрождения, на мой взгляд, возможна и должна начаться со следственных действий по целям и результатам деятельности Высшей школы экономики и её адептов. Это как раз будет соответствовать планам по нейтрализации зарубежных агентов влияния (вливания).
Добавим, что опрос проводился с 28 ноября по 4 декабря 2012 года. В нём приняли участие 1454 блогера, оставивших 100 комментариев по теме опроса.
Напоминаем, эксперт ИА REX, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования» Ростислав Ищенко считает, что пока страна и народ живы, точка невозврата не пройдена, ситуацию можно изменить всегда. «В 1920 году ситуация во всех сферах была значительно хуже, и ничего — справились. Другое дело, что для того, чтобы достигнуть результата, необходимо чётко определить цели, задачи, методы их достижения и решения, подобрать адекватных исполнителей, а также изыскать необходимые ресурсы. И за неудачи реформ „реформаторы“ должны отвечать, хотя бы должностью и кошельком. Если хоть один элемент схемы задача-метод-исполнитель-ресурс-ответственность отсутствует или не действует, то точка невозврата бывает пройдена ещё до начала любой реформы», — отмечает эксперт.
По мнению эксперта ИА REX, политолога, первого вице-президента Центра моделирования стратегического развития Григория Трофимчука, об угрозе прохождения Россией точки невозврата в образовании можно было говорить в конце 1990-х годов, максимум в начале 2000-х. «На данный момент эта „линия смерти“ давно пересечена, поэтому пора посмотреть на вещи трезво. Россия не имеет не только конкурентоспособной системы образования, но всё за это время потеряла и минимально необходимую систему образования, которая позволяла бы поддерживать элементарную грамотность собственного населения. Все, более-менее, умные молодые россияне являются таковыми совсем не потому, что у нас ещё бродят могучие дрожжи „советской школы“, а исключительно по той причине, что несут в себе генетику собственных родителей. Однако уже в обозримом будущем тупые будут в массовом порядке рожать тупых, и тогда весь мир увидит буйные плоды российских перемен», — резюмирует эксперт.
Комментарии читателей (0):