В конце мая 1945 года премьер-министр Великобритании Черчилль получил заказанный им специалистам план войны против СССР в Европе. Он был назван «Немыслимое» и так и не был утверждён Черчиллем: военные не дали гарантии победы над союзником при наличных ресурсах, а выдающиеся достижения США в Хиросиме и Нагасаки ещё не были известны планировщикам. Но первый план ядерной бомбардировки СССР военные США составили уже в октябре 1945 года.
Так и теперь, как и всегда: политики и эксперты обязаны мыслить «немыслимое», пока оно не стало реальностью. К этому их обязывают интеллектуальная совесть и национальные интересы, всегда свободные от самых сердечных надежд.
Современная, сложившаяся после российско-грузинской войны 2008 года, политическая география Закавказья (вернее того Кавказа, что южнее границ России) – так, как она обращена именно к России и её национальным интересам, на первый взгляд, упростилась, введя в зону прямого российского военного контроля всю территорию Абхазии и Южной Осетии и выведя из зоны любого российского контроля вообще Грузию, Азербайджан, Армению и находящийся под её протекторатом Нагорный Карабах. На второй взгляд, эта политическая география, в турецкой терминологии, «Южного Кавказа», - меняется и усложняется с такой скоростью, что уже в 2013 году региональный ландшафт для России станет иным, а его перспективные перемены – особенно в контексте столь уязвимой для политического шантажа сочинской Олимпиады-2014 – предъявят России новые карты.
О предсказуемом «немыслимом» - эти краткие соображения.
Грузия
Уход Саакашвили от власти, развал его бюрократии и политического клана последнего образца, ускоряемый действиями его бывшей команды во главе с Иванишвили, означает вступление Грузии в финальную стадию десуверенизации, прежде маскируемой отчаянной эквилибристикой Саакашвили. Пиковый для обслуживания долговых обязательств Грузии 2013 год заставит временное правительство Иванишвили ликвидировать остатки суверенитета, передав его политическому консилиуму из Вашингтона и Брюсселя. Экономическое доминирование Турции и Азербайджана в Грузии останется политически не представленным и будет поражено в правах: им будет предложено удовлетвориться заботами об Аджарии и Квемо-Картли.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Это значит, что любые «позитивные» намерения и действия Иванишвили в отношении России не имеют никакого долгосрочного фундамента, не имеют никакого стратегического веса, преследуют своей целью только снижение специального контроля Москвы над инфраструктурой грузинского влияния на Северном Кавказе, особенно вокруг Сочи.
Превращение Грузии в расходный инструмент евроатлантического «сдерживания» и экспансии против России завершено. Теперь следует ждать его оперативного применения – не на фронте в Абхазии или Южной Осетии, а внутри России. Да, именно нынешнему противнику Саакашвили будет поручено это применение.
Армения
Системные усилия государственной пропаганды Армении по дезавуированию даже не произнесённой перспективы экономической интеграции с Россией, далёкое от филигранности новое строительство националистического мифа, противостоящего русскому наследию, – имеют своей целью отнюдь не политическое обеспечение президентских выборов в Армении в феврале 2013 года. Их цель – переход к новой государственной стратегии, в которой первым политически нежелательным фактором для Еревана станет многомиллионное армянство России, а вторым-третьим-четвёртым – российская военная база в Гюмри, российская АЭС, российские претензии на миротворчество в Нагорном Карабахе, непредставленность армянского населения в политическом классе Абхазии. Счёт, который будет выставлен России, только начат.
Членство в Европейском союзе и НАТО для Армении практически исключено, но его перспектива достаточна, чтобы подвергнуть ревизии новый формат постсоветской интеграции, всё далее уходящей от никого ни к чему не обязывающих СНГ и ОДКБ.
Протекторат США – вот новый чаемый гарант безопасности, оснащаемый локальным антирусским национализмом грузинского образца, подталкиваемый к участию в повторном разделе наследия Османской империи в Сирии и Курдистане, на границе с Ираном. Ему единственному будет поручена судьба Нагорного Карабаха в год 200-летия Гюлистанского договора России с Персией, по которому Карабах перешёл под защиту империи раньше Восточной Армении.
Азербайджан
Свершившийся уход Армении из зоны условно-теоретического влияния России (не считать же влиянием никем не контролируемые частные денежные переводы) радикально и негативно меняет региональный баланс в Закавказье. Когда, казалось бы, информационно-политическая мания величия властей Азербайджана оттолкнула и парализовала даже российских лоббистов, переменила тон англо-саксонских кураторов, извлекла из политического небытия исламистов и Нахичевань, Россию клонит к Азербайджану.
Поставленный Западом в очередь в ряду «арабских» переворотов, Баку дрейфует в сторону России, ещё только осознающей свою разлуку с Арменией. Дрейфует не для того, чтобы облегчить эту разлуку. Такой союз – с непредсказуемой примесью политической линии Турции, всё более похожей на кардиограмму больного, - яркий признак ослабления России в Закавказье, лишённой манёвра, баланса, права выбора.
И это при том, что зависимость российского Дагестана от соседства с Азербайджаном растёт, что Баку на Каспии – России не союзник, а в борьбе против исламского радикализма – напротив, обременительный помощник, а в отношениях с исламскими и тюркскими народами России – ревнивый и мало доброжелательный зритель, периодически напоминающий о своей противостоящей федеральному центру солидарности.
* * *
Обманчивое затишье всё более кризисной Грузии перед Сочи, всё более нервная переориентация Армении на конкурентов России в регионе, принуждение к бесплодному союзу с современным Азербайджаном – это новая география Закавказья для России в 2013 году. На её фоне любые протокольные клятвы не стоят ничего. И главное – не стоят национальных интересов России. Они должны быть заново выстроены в Закавказье.
Комментарии читателей (2):
С уважением, Степанян Б.Г.