Константин Калачёв: Губернаторские выборы-2013: вызовы и угрозы

ИА REX публикует статью политолога Константина Калачёва о грядущем сезоне выборов
22 ноября 2012  17:48 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует статью руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачёва.

Прошло почти два месяца с тех пор, когда в нашей стране состоялись первые за многие годы прямые выборы губернаторов. Следующий Единый день голосования будет только в сентябре 2013 года. В выборах наступил перерыв длинною в год, что безмерно опечалило участников рынка политических технологий. Безусловно, у людей, занимающихся выборами профессионально, причин радоваться мало. Но постараемся мыслить позитивно. Постараемся поинтересоваться не только сиюминутными вещами, но и среднесрочными тенденциями. Сегодня у нас есть почти год, в течение которого мы сможем наблюдать изменения (или неизменность) условного «кандидатского» образа каждого губернатора.

Важна ситуация в регионах, в которых в сентябре 2013 года предстоят выборы глав: в Московской, Владимирской и Магаданской областях, Забайкальском и Хабаровском краях, республиках Ингушетия и Хакасия, а также Чукотском автономном округе. Главам именно этих субъектов придется в течение года настраивать, форматировать, а в некоторых случаях в корне пересматривать собственную работу с гражданами, которые теперь стали избирателями, чтобы к началу активной фазы избирательной кампании подойти в максимально привлекательной «кандидатской» форме.

Правила игры определены и апробированы на «пилотных» выборах 14 октября 2012 года. Предпосылок к нововведениям мало, так что можно анализировать текущее состояние, исходя из существующих тенденций. Начнем с муниципального фильтра.

Каковы возможности прохождения фильтра представителями правящей партии и оппозиции в центральной России (Владимирская область), на Дальнем Востоке (Магаданская область) и национальной республике (Республика Ингушетия)?

Во Владимирской области при проходном барьере в 8% (135 подписей) на сегодняшний день фильтр проходит только кандидат от «Единой России», контролирующей почти 63% депутатов. Теоретический шанс есть у «Справедливой России» (6,69%) и КПРФ (5,86%) — при условии, что они смогут задействовать ресурс так называемых самовыдвиженцев, которых в области 23,1% (390 человек). Кандидатам от других партий при желании принять участие в выборах предстоит серьезная борьба за голоса независимых депутатов, 135 из которых теоретически могут стать подписантами в пользу представителей ЛДПР или «Яблока».

В Магаданской области, где «Единая Россия» контролирует 74% муниципального депутатского корпуса, для представителей оппозиционных партий ситуация более печальная. Чтобы стать кандидатом на выборах в этом регионе, необходимо собрать подписи 10% депутатов, то есть 46 человек. Казалось бы, это немного, но когда у каждой из остальных партий не более пяти муниципальных депутатов, 46 подписей становятся серьезным вызовом. Но и здесь остается надежда на самовыдвиженцев, которых в регионе 24% (109 депутатов). Так что при серьезном подходе и ресурсообеспеченности потенциального кандидата от оппозиции шансы есть.

В Республике Ингушетия ситуация вполне ожидаемая, но небезынтересная. Фильтр составляет 10% (55 подписей). «Единая Россия» контролирует 77,84% депутатов (отметим, что это немногим больше, чем в Магаданской области). Корпуса самовыдвиженцев нет. Но у одной партии всё же есть потенциальная возможность преодолеть муниципальный фильтр. Эта партия — «Справедливая Россия», контролирующая 10,99% муниципальных депутатов региона.

На примере трех регионов видно, что пересмотр муниципального фильтра в сторону уменьшения представляется оправданной и логичной мерой. Зачем ставить депутатов от партии власти в неловкую ситуацию, когда для обеспечения конкурентности выборов они должны подписываться Бог знает за кого?

В числе тех регионов, где должны пройти выборы глав, самыми проблемными для действующих губернаторов можно считать Владимирскую область, Магаданскую область, Забайкальский край, Хабаровский край. Пока можно уверенно прогнозировать, что проигравший губернатор один — глава Владимирской области Николай Виноградов. И неважно, будет ли он снят до выборов или проиграет в их ходе.

Для ряда губернаторов тестом будут выборы следующего года — в законодательные собрания и на посты мэров региональных столиц. Примеры здесь разные: свердловский губернатор Куйвашев, например, последовательно и целенаправленно укрепляет позиции перед сложными выборами мэра Екатеринбурга, в то время как карельский губернатор Худилайнен перед выборами мэра Петрозаводска пока имеет не слишком сильные позиции. Все потенциальные победители на выборах мэра Петрозаводска представляют другую группу региональной элиты.

Очевидно, что избираемость — величина непостоянная. Губернатор Волгоградской области Сергей Боженов делает возможное и невозможное, чтобы эффективно провести Чемпионат мира по футболу в Волгограде. И избираемость его в позитивном тренде. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин назначает главой регионального правительства человека, которого через месяц обвиняют в хищениях, и его «избирательный тренд» — скорее нисходящий.

Что касается назначения исполняющим обязанности губернатора Московской области Андрея Воробьева, то это очевидно сделано именно с учетом фактора избираемости. Будущий кандидат соответствует «идеальному образу» губернатора: молодой. энергичный, современный, большие лоббистские возможности, наличие собственной команды, которая в целом уже работает в администрации области. Плюсом также является преемственность по отношению к Шойгу.

Ситуация в «нововыборных» регионах различная, но свои вызовы и угрозы есть в каждом. Понаблюдаем.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть