ИА REX предлагает собственный перевод с польского оригинала статьи «Инвестиции в человеческий капитал — как остановить деградацию Восточной Польши», предоставленного редакции автором.
Внедряемая в восточных районах Польши специальная, пилотажная, евросоюзная Оперативная Программа Развития Восточной Польши (ОПРВП) 2007-2013 гг. была призвана приостановить деградацию пяти воеводств: Варминско-Мазурского, Подляского, Свентокжиского, Люблинского и Подкарпатского и сократить их отставание от остальной части страны. Этот анализ пытается найти ответ на вопрос о социально-экономической ситуации на этой территории в период, когда друг с другом совпали три процесса: ОПРВП подходит к концу, «дружественный» Центральной Европе характер будущей финансовой перспективы ЕС стоит под большим вопросом, в Польша входит в состояние стагнации (рецессии?), вызванной глобальным экономическим кризисом.
Исторический контекст
Явные диспропорции в развитии Восточной Польши и остальной части страны вызваны не только географическим положением и наличием природных ресурсов. У них особо постоянный характер, тем более, что они не были смягчены ни в период Второй Речи Посполитой, ни в период Польской Народной Республики. Промышленные инвестиции, которые в 1950-1985 годах были сосредоточены в 18 воеводствах тогдашней Восточной Польши составляли всего 0,1% от всех инвестиций. Это были в основном абстрагированные от регионального контекста проекты, вписывающиеся в социалистическую гигантоманию (например, тарнобжегский химический завод Siarkopol) и нарастающие после 1989 года проблемы, вытекающие из промышленной монокультуры, например в центрах Центральных Промышленных Округов. Трансформация системы оказалась особенно тяжелой в городах, которые были большими рабочими районами при крупных промышленных фабриках (например, Мелец, Сталёва Воля) и на сельских территориях с мелким фермерством. Структурная безработица, порочный круг нищеты, трансформационный невроз — это понятия, которые наиболее четко описывают ситуацию, царившую в Восточной Польше особенно в последней декаде ХХ века, хоть и до сих пор трудно отказаться от них при описании общественно-экономических условий. История и своеобразный, в основном сельский и поселковый культурный образ жизни населения Восточной Польши находят также свое отражение в подходе к предпринимательству. Это настолько господствует в этих бедных своей инфраструктурой территориях (например, сеть железнодорожных линий осталась практически неизменной со времен оккупации), что экономическая политика государства за последние 20 лет характеризуется ужасным фискализмом, ценою экономической свободы, выраженной в так называемом законе Вильчека от 23 декабря 1988 года. Сегодня более 200 сфер экономической деятельности требует разрешения или концессии. Только в этом исторический контекст позволяет понять степень недоразвитости Восточной Польши и масштаб вызова.БУДЬТЕ В КУРСЕ
Низкоконкурентная экономика
Пять воеводств Восточной Польши занимают площадь 99.045 кв.км, что составляет 31,7% поверхности страны. На этой территории проживает 8 млн людей. Это 21% польского населения. Больше половины проживает в сельских местностях. Это наибеднейшие регионы ЕС. Их ВВП на душу населения не превышает 40% евросоюзного, не достигает и среднего по стране. Уровень безработицы выше среднего уровня по стране. Это регионы наименее конкурентные, имеющие серьезные проблемы не только с привлечением специалистов, но и с удержанием наиболее образованных жителей, которые мигрируют в поисках лучше оплачиваемой работы.
Характерной и очень негативной чертой Восточной Польши является низкий уровень предпринимательства, причем самым слабым является Подкарпатское воеводство, лучше выглядит Свентокжиское. Синтетическая мера силы экономики хуже всего выглядит в Люблинском воеводстве — 68,3% среднего по стране. Аналогичная картина с производительностью. Но то же самое Люблинское, с учетом того, что там лучше почва, имеет среди регионов Восточной Польши наибольшую долю в сельском хозяйстве страны (6,4%). В свою очередь, Подкарпатское может похвалиться наибольшим в регионе вкладом в национальное промышленное производство (4,9%): благодаря большим промышленным предприятиям, исключительно высока, четвертая позиция в по стране, в рейтинге расходов R&D. Подкарпатское считается наиболее инновационным, в основном благодаря большому заграничному капиталу. Вместе с тем, воеводства Восточной Польши занимают последние места в рейтингах инвестиционной привлекательности. Они имеют не только слабую транспортную доступность и худшую инфраструктуру, но и низшую институциональную эффективность.
Недоразвитие в этой сфере не могут нивелировать природные условия, которые лишь в случае с Вармией и Мазурами находят массовое признание у туристов. Кроме того, обширные в Восточной Польше территории Natura 2000 занимают около 40% поверхности и значительно затрудняют начало хозяйственной деятельности с нуля. Не мешает это, однако, иностранному капиталу приобретать крупные предприятия с крепкой репутацией и узнаваемой в мире маркой, придавая своеобразные неоколониальные черты региональной экономике, особенно явные в Подкарпатском воеводстве. Производитель вертолетов Sikorsky Aircraft является собственником завода PZL Milelec. United Technologies Corp. купила завод WSK Rzeszów. Китайцы купили — без военной части — производственные части в Сталёвой Воле. Не дошло, однако, до продажи угольной шахты в Богданце и химической фабрики в Пулавах. Благодаря этому, учитывая наличие конкурента Mielec — PZL Świdnik, и пять вузов в Люблине, где учатся 100 тысяч человек, Люблинское воеводство сохраняет разнообразный экономический потенциал, несмотря на свой сельскохозяйственный образ.
Располагая экологическими достоинствами, Восточная Польша имеет все данные для того, чтобы со временем стать макрорегионом, который будет производить для национальной экономики серьезную добавленную стоимость в виде продуктов здорового питания. Качественно воспроизводящиеся, потребительские говядина, баранина, дичь, а также овощи и фрукты из плодородных глубин Люблинщины должны стать товарами, востребованными не только в стране. Особенно если учесть серьезные проблемы со здоровьем во всем Европейском Союзе, вытекающие из химизации продовольствия. Желаемый рост экспорта касается также восточного направления, несмотря на большие проблемы, в результате низкой транспортной доступности макрорегиона в Европейском Союзе. Сравнительно самая густая сеть железнодорожных линий находится к Свентокжиском воеводстве. Остальные четыре — это пограничные регионы ЕС. Такое расположение, можно сказать, навязывает им «восточную специализацию». Варминско-Мазурское уже приобрело от польско-российского соглашения о безвизовом движении с Калининградской областью.
Транспортные надежды
Планируемые автострады — A2 (пересечение границы в Кукурыках) и A4 (Корчова), а также экспресс-дороги S61 (Будзиско), S12 (Дорохуск), S17 (Хребенне), а также связывающая три воеводства S19 как часть международной Via Carpathia, железнодорожные магистрали E20, E30, E75 — составляют скелет коммуникационных соединений, дополняемый двумя воздушными портами (Ясёнка в Жешуве и Свидник в Люблин). Хотя корифеями регионального развития они признаются флагманами инфраструктурных проектов, по мнению экспертов воздушной сферы, эти проекты являются примерами инвестиций, экономический смысл которых стоит под большим вопросом. Большие надежды связаны с приграничным расположением четырех воеводств. Узел приграничного движения Медыка-Корчова-Пшемысл даёт почти 29% от объема движения на восточной границе. Добавив Дорохуск-Хребенне и Кросценко, констатируем, что Подкарпатское и Любельское воеводство вместе 53% имеют общего объема. Линия Хутничо-Сяркова (самая длинная ширококолейная линия в Польше), пролегающая через оба воеводства, в свою очередь, является идеальным каналом экспорта товаров аж до краев Азии, до границ исключительно ёмкого рынка Китая.
Пересмотр руководящих указаний для Трансъевропейской Транспортной сети (TEN-T) заставил Европейскую Комиссию создать в согласии с членами ЕС т.н. мультимодальные платформы. На восточной границе запланированы два такого рода транспортно-логистических центра: Малашевиче-Тересполь и Медыка-Журавица. Усиление проектов на страновом и международном уровне посредством инвестиций в малое приграничное движение увеличит шансы обоих воеводств на распространение материальных и нематериальных благ на востоке Европы, особенно если появится осознанная целевая инициатива в обоих региональных академических, научных центрах.
Проходящие через Восточную Польшу транспортные коридоры и коммуникации в евразийском направлении являются для этих периферийных регионов естественным инструментом улучшения социально-экономической ситуации, если этому не помешает экономическая политика правительства Польши, неприязненная к СНГ политика соседства Европейского союза или экологические проблемы. Конфликт вокруг долины Роспуда показал эффективность экологического метода в блокировании жизненно важных для местного сообщества инвестиций.
Люди уезжают
Несомненно самый важной проблемой Восточной Польши является прогрессирующая депопуляция, несмотря на положительный прирост населения в сельских территориях Подкарпатья, а также Вармии и Мазур. Общество макрорегиона стареет. Сокращается количество детей, растет доля населения трудоспособного возраста, что в перспективе означает всплеск количества пенсионеров. В большей степени это касается Люблинского, в меньшей — Подкарпатского воеводств. Жители Восточной Польши в большинстве своем это люди, родившиеся здесь же, большинство в Люблинском и Подкарпатском воеводствах. Фактором, который как-то стигматизирует Восточную Польшу является миграция как в другие регионы страны, так и за границу. Депопуляция особо угрожает Люблинщине, откуда до 2020 года должны уехать до 80% населения. Восточная Польша — это территория низкой плотности населения и одновременно слабо урбанизации. Только 6 городов насчитывает населения свыше 100 тысяч человек.
Диспропорции в доходах и как следствие малые расходы, которые несут домашние хозяйства в Восточной Польше, инвестируя в человеческий капитал, ставят под большой вопрос будущее, по крайней мере, двух воеводств — Люблинского и Подкарпатского. Исследования, проведенные учеными Жешувского университета показывают, что оба региона можно признать «потерянными», тогда как остальные три — «догоняющими».
Новые тенденции в экономических науках, поощрение наукоемкой экономики ставят акцент на инвестиции в человеческий капитал как на решающий фактор в возможностях развития периферийных регионов. Динамика и уровень расходов на образование, отдых, культуру и здоровье должны определять шансы сокращения диспропорции между регионами. С этой точки зрения, пять регионов Восточной Польши характеризуется не только драматически низким «чистым доходом» домашних хозяйств, но и сильной зависимостью от социальных льгот.
Оба эти фактора создают благоприятную почву для формирования «синдрома выученной беспомощности», в первую очередь, в сельских местностях. Восточная Польша это не только территория с самым низким чистым доходом, на 15% ниже среднего по стране, но и макрорегион с наименьшей динамикой изменений. В результате, в первой декаде XXI века углублялись диспропорции в сравнении с другими регионами. Меньше всего домашние хозяйства расходуют на образование, больше всего на отдых и культуру. Уровень этих расходов составляет около 13,5%, ниже по сравнению со всей страной. Если учесть все расходы на человеческий капитал, хуже всего ситуация обстоит в Подкарпатском воеводстве.
Результаты исследований диктуют необходимость иной, более гуманистической бюджетной философии, которая в большей степени будет учитывать необходимость инвестиций в человеческий капитал, а следовательно — в такие сферы жизни как охрана здоровья, образование, культура, спорт. Определенный таким образом властями самоуправления приоритет позволит ограничить миграцию, придаст импульс для развития предпринимательства, в какой-то степени компенсирует дефицит средств в бюджетах домохозяйств. Каждая сельская гмина, город и воеводство должны располагать реальным стипендиальным фондом. Самореализация молодого поколения на основе собственного рабочего опыта, желательное процветание малого предпринимательства, является важным фактором экономического и социального развития.
Местные власти в этом отношении имеют лишь символические инструменты поддержки. Нет никакого влияния на так называемый налоговый клин, потому таким важным является рациональное использование такого инструмента, как налог на недвижимость. На региональном уровне, как показывает американский опыт, предпринимательская активность может быть стимулом, привлекающим капитал высокого риска (venture capital). Власти гмины не могут не замечать необходимости принуждения к более гуманистической философии развития, на уровне воеводских сеймиков и Сейма Польши. Такие организации, как Объединение сельских гмин или Объединение городов должны быть не только местом обмена мнений, но и инструментом давления на вершителей региональной, экономической, и в первую очередь — фискальной политики.
Зависимость качества жизни в Польши от мифических евросоюзных средств была своего рода патологией, свойственной бюрократическому фискальному государству. Политическая пассивность местных органов власти Восточной Польши перед лицом депопуляции макрорегиона будет непростительным грехом бездействия. Восточной Польше грозит обезлюдение. В геополитических категориях, особенно в Пшемыской, Саноцкой и Хелмской местностях — это долгожданный подарок для необандеровцев.
Комментарии читателей (0):