Интернет-портал EurasiaNet.org 23 октября публикует выдержки из доклада, подготовленного Фондом Сороса, в котором говорится о том, что Северная распределительная сеть (СРС), по которой в Афганистан поставляются грузы для войск антитеррористической коалиции, не способствует осуществлению реформ в странах Центральной Азии. Доклад подготовлен Институтом «Открытое общество»/ «Фонд Сороса».
Автор доклада «Новый Шёлковый путь и Северная распределительная сеть: золотой путь к экономическим реформам в Центральной Азии?» (The New Silk Road and the Northern Distribution Network: A Golden Road to Central Asian Trade Reform?) Грэхем Ли отмечает, что созданная в 2009 году сеть должна была стать предтечей «Нового Шёлкового пути», благодаря её инфраструктуре экономика Узбекистана, Киргизии и Таджикистана должна была получить мощный импульс к развитию.
Такое мнение высказала в 2011 году в Душанбе госсекретарь США Хиллари Клинтон, напоминает EurasiaNet.org. Она выразила надежду, что «Новый Шёлковый путь» расширит «экономические возможности в Таджикистане, чтобы стольким людям не приходилось уезжать из родной страны в поисках работы, а процветающая экономика сформировалась прямо здесь».
Автор доклада, ссылаясь на свои наблюдения, отмечает, что признаков оживления экономики в тех районах, где проходят маршруты поставок, пока не наблюдается.
В Таджикистане:
«С шоферов из других стран региона гаишники сдирают намного больше [взяток], чем два года назад, в качестве наказания за то, что те отбирают афганские заказы у местных фирм. Это выявляет причинно-следственную связь, пусть и опосредованную, между СРС и ростом коррупции в Таджикистане».
В Узбекистане:
«В декабре 2011 года директор А заявил, что суммы, требуемые гаишниками за транзитный проезд по дорогам Узбекистана, возросли раза в два за последние два года. Директор Б рассказал об аналогичном росте сумм, требуемых за транзит грузов по железным дорогам Узбекистана, заявив, что за предыдущие два года неофициальные сборы железнодорожных властей за пересечение территории Узбекистана выросли в среднем с 20 долларов до 40 долларов за тонну грузов».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Львиная доля грузов проходит через узбекский город Термез, расположенный на границе с Афганистаном. Казалось бы, город должен процветать, но:
«В ходе поездки в декабре 2011 года в Термез автор не увидел практически никакого оживления экономической деятельности, которое можно было бы связать с СРС. По сравнению с поездкой 2,5-годичной давности в городе не появилось новых ресторанов, гостиниц, заправок, мастерских или каких-либо других предприятий, которые бы были связаны с сопутствующей ССП экономической деятельностью. На самой автотрассе на выезде из Термеза появился недавно построенный ресторан, во дворе которого были припаркованы три-четыре грузовика».
По оценкам автора доклада, из примерно миллиарда долларов, которые ежегодно тратятся на СРС, «не менее 93 процентов уплывает в непрозрачные бюджеты правительств стран региона». Грэхэм Ли призывает американские власти сделать работу распределительной сети более прозрачной, только в этом случае «Новый Шёлковый путь» оправдает возложенные на него надежды.
Тем временем, помощник госсекретаря США по странам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк призвал частные компании воспользоваться экономическим потенциалом Северной распределительной сети в Центральной Азии, сообщает агентство CA-NEWS.
«Когда мы говорим о железных дорогах, мы не должны забывать об экономическом потенциале СРС. Существующие сейчас инфраструктура и транзитные маршруты, которые используются для переброски военных грузов, могут и должны использоваться частным сектором для продолжения торговли по всему региону, где имеются широкие возможности для роста. Экономический потенциал более открытого и более интегрированного региона, в котором есть неиспользованные человеческие и природные ресурсы, является практически неограниченным», — подчеркнул помощник госсекретаря США.
Напомним, Северная распределительная сеть была создана в 2009 году как альтернативный маршрут военных поставок в Афганистан, поскольку существовавший на тот момент пакистанский коридор стал ненадёжным из-за разногласий между Вашингтоном и Исламабадом. Северный путь состоит из трёх наземных маршрутов, один из которых начинается в грузинском порту Поти и следует через Азербайджан и Каспийское море по территории Центральной Азии. Второй и третий маршруты проложены из Риги через Россию и Казахстан.
Комментарии читателей (0):