Владимир Путин не исключил возможности введения прямых выборов в Совет Федерации. К слову, более года назад примерно в такой же формулировке эти идею озвучил Дмитрий Медведев. Но, что это будет означать на практике, пока остается только предполагать. Есть два противоположных, крайних пути формирования выборной верхней палаты.
Первый из них поставит серьёный фильтр для кандидатов в сенаторы. Скажем, для них будет сохранё нынешний, более высокий возрастной ценз, чем для кандидатов в депутаты нижней палаты парламента (минимальный возраст — 30 лет, а не 21 год). Кроме того, законодателю придёся помнить о ч. 2 ст. 95 Конституции РФ, гласящей, что «в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти». То есть, выборных сенаторов всёравно придёся как-то связать с соответствующими органами власти региона. Например, в сенаторы от представительного органа власти сможет баллотироваться только депутат регионального заксобрания (более жёткий вариант — только выдвинутый партиями, прошедшими в заксобрание по пропорциональной системе или собравший определёное число подписей действующих депутатов регионального уровня). А сенатором от исполнительной власти — кандидат, баллотирующийся в связке с победившим кандидатом в губернаторы, причё за обоих избиратель будет голосовать скопом. Вариант: сохранится утверждаемый ныне порядок формирования Совета Федерации, когда таких кандидатов в сенаторы в «пакете» с кандидатом в губернаторы будет трое, чтобы была скамейка запасных.
Второй путь — возвращение к либеральному порядку формирования Совета Федерации 1993-1995 годов, когда сенаторов избирали по двухмандатным округам от каждого региона, а право быть избранным давалось с 21-летнего возраста. Как мы помним, такой порядок был установлен для первых двух лет работы Совета Федерации Указом Президента РФ от 11 октября 1993 года № 1626.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Учитывая осторожный подход Кремля к введению выборов, более вероятен именно вариант с «фильтрами» для кандидатов в сенаторы.
В любом случае, появление в каждом субъекте Федерации ещё двух политиков, получивших легитимность через выборы на общерегиональном уровне, усилит политическую конкуренцию. Вспомним, как из членов первого, выборного, состава Совета Федерации впоследствии вышло много губернаторов, да и депутаты-одномандатники из Госдумы также часто были в числе главных конкурентов глав регионов. Возвращение выборности губернаторов делает последних более независимыми от Центра, повышает их политический вес, усложняет для Кремля пути их ротации. Поэтому в руководстве страны и могли вновь задуматься над восстановлением ещё одного противовеса губернаторам в региональной политике, но противовеса вполне системного.
Кто в таком случае сможет попасть в верхнюю палату? В период прямых выборов членов Совфеда, эта палата стала политическим «ковчегом» для региональных элит советского призыва. Недаром председателем верхней палаты первого созыва чуть было не стал легендарный «красный директор» Пётр Романов, которому не хватило для этого лишь двух голосов. Сейчас ситуация несколько иная — представители старых региональных элит серьёзно ослаблены, к тому же, находятся, в основном, внутри «Единой России». Обычно «партии власти» успешно выступают на выборах по мажоритарной системе. Так что, если бы верхняя палата стала выборной в ближайшее время, подавляющее большинство мест в ней принадлежало бы единороссам или примкнувшим к ним иным участникам Общероссийского народного фронта. Стать оплотом фронды Совету Федерации всё равно бы не грозило.
политолог, эксперт ИА REX Михаил Нейжмаков
Комментарии читателей (0):