15 октября в Санкт-Петербурге собирали подписи за переименование Волгограда в Сталинград. «ВКурсе» узнал, кому это понадобилось, почему переименование вредно и бессмысленно и насколько оно оправдано с исторической точки зрения. Эту идею прокомментировали писатель Николай Стариков, поэт Лев Рубинштейн, политик Илья Яшин, историк Алексей Исаев. ИА REX публикует мнения экспертов.
Николай Стариков, писатель:
«Считаю, что надо восстановить историческую справедливость и город на Волге назвать в соответствии с тем именем, с которым он вошёл в историю — Сталинград. Тем, кто для себя этот вопрос не решил, предлагаю съездить в город на Волге, просто увидеть, что это Сталинград. От Царицына там только одна виселица, а вернее, её остатки, на которых белые вешали красных, а красные вешали белых. Город пропитан духом Сталинградской битвы, там совершенно фантастические памятники, названия улиц — всё связано со Сталинградом, поэтому мне представляется, что именно так он и должен называться. Волгоград — очень красивое имя, можно даже какой-то другой город назвать таким образом, но мы должны понимать, что Хрущев в 61-м году переименовал город Сталинград в Волгоград, исходя из своей личной ненависти к Сталину.
Пародокс в том, что за границей Сталинград присутствует — во многих европейских столицах есть площади, улицы Сталинграда — а на территории России такого города нет. Движения по восстановлению исторической справедливости не поддерживается широкой информационной кампанией, которая была бы сопоставима с рекламой, к примеру, «Марша миллионов» наших белоленточных «товарищей». Мы пользуемся элементарными инструментами гражданского общества: проводим одиночное пикетирование, собираем подписи в интернете...
На сегодня количество подписей около 7–8 тысяч. Это много за небольшой период, но не достаточно, и мы не собираемся останавливаться. Я напомню, Владимир Путин сказал, что любая инициатива, собравшая 100 тысяч подписей будет рассмотрена в парламенте, поэтому в перспективе мы ориентируемся на эту цифру. Будет — не будет? Есть такая хорошая поговорка: «Делай что должен и будь что будет». Сбор подписей зависит от граждан России: если они поддержат эту инициативу, тогда мы соберем нужное количество. Наша задача организовать решение этого вопроса технологически, ну, а ваша задача — задача журналистов — оказать нам информационную поддержку».
Лев Рубинштейн, поэт:
«Уже очень давно, чуть ли не в середине 70-х годов, когда, как говорится, «ничего не предвещало», я почему-то написал в одном из тогдашних своих поэтических текстов, что «грядет эра великих переименований». Тогда, когда вообще ничего не менялось, — как тогда казалось, — веками, эта фраза казалась очень странной даже мне самому.
Дело, я думаю, не в Сталине. А в том, что очень многие полагают, что имена важнее и содержательнее, чем то, что они обозначают. А также в очень сильно криминализированном государстве живет бессознательная потребность все время менять «кликухи». Чтобы удобнее было заметать следы. Вспомним, сколько раз за свою историю меняло название учреждение, названное при рождении ВЧК. Внутренне осознавая свою преступную природу, оно бесконечно переименовывалось, как бы рождаясь заново и как бы избавляясь от груза собственных преступлений. Я думаю, что и в этом случае происходит нечто подобное».
Илья Яшин, политик:
«Сталин вошёл в мировую историю как величайший палач. На его совести гибель миллионов наших сограждан, которых ставили к стенке фактически без суда и следствия. Рассуждения, что кровавые репрессии оправданы укреплением государства, на мой взгляд, аморальны и кощунственны. Искренне желаю тем, кто так рассуждает, не оказаться в роли смазочного материала для укрепления государства как те, чью гибель они оправдывают. Поэтому я категорически против того, чтобы реабилитировать имя Сталина. Волгоград — замечательное название для города, лишённое какого-либо политического привкуса. Пусть Волгоград остаётся Волгоградом. Оставьте его в покое со своим Сталиным.
Подобная инициатива вполне может исходить из коридоров власти. Задача простая: внести в общество раскол, отвлечь от обсуждения насущных проблем. То вокруг тела Ленина пляски начинаются, то Сталина из пыльного ящика достают. Известная технология»
Алексей Исаев, историк:
Сталинград знают во всём мире, Волгоград знают гораздо меньше — это единственное осмысленное объяснение, которое можно придумать. Я не уверен, что стоит переименовывать город. Сразу возникает логичный вопрос: а почему не Царицын? Так город назывался хронологически больше времени. Сталинградская битва не заканчивалась городом, это было огромное явление, которое разворачивалось на сотни километров. Она связана и с Калачем, и с разъездом Конной, и с семафором у разъезда «564 км» на железной дороге, ведущей в Сталинград. Приведу простые цифры: армия, которая защищала город, насчитывала 60 000 человек, а те, кто сражались в степи к северу от него — почти 200 000 человек. Если мы хотим увековечить битву, то целесообразнее увековечивать её не переименованием города, а другими способами: не стоит следовать канонам старой советской пропаганды.
Когда Хрущёв в 61-м году переименовал Сталинград в Волгоград — это была ошибка. Я считаю, что политика Хрущёва в отношении Сталина, в целом, не носила продуманного характера. Но сейчас город уже многие годы носит имя Волгоград, и эти перетряски являются спекуляцией на истории, они не носят какого-то позитивного характера. Это просто повод для самопиара каких-то лиц, и до дела это вряд ли дойдёт, ввиду вполне однозначного отношения к Сталину в нынешней России: его всё же не считают позитивной фигурой.
Я его оцениваю, как человека, безусловно, великого, это наш Наполеон. Во Франции однако не переименовывают какой-то город в честь Бонапарта. Личность Сталина была очень сложной, как и личности многих авторитарных лидеров. Он делал политическую борьбу очень жёсткими средствами, в том числе через физическое уничтожение своих реальных и потенциальных соперников.
Как показывает практика Санкт-Петербурга, какого-то социального конфликта переименование города не производит. Несмотря на то, что Ленин — фигура знаковая для большой части наших граждан, которые сочувствуют коммунистической идее. Переименование Волгограда в Сталинград не особо важно для нашего народа».
Комментарии читателей (3):
Конъюнктурщина и вкусовщина группы очумелых интеллигентов и дармоедов. Ни уму, ни сердцу, ни Отечеству. Ущемленное самолюбие и комплекс неполноценности.
И не знаю как там с идеологией и логичностью переименования, но "Экскурсия в Сталинград" звучит граздо привлекательнее, чем "в Волгоград". Я бы поехал. Туристически, имхо, переименование оправдано :-) Кто знает, там кроме памятников осталось что-то с войны?