Последнее выступление доблестного премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху в ООН заставляет сомневаться в его адекватности. Шоу с рисунком атомной бомбы типа чертежа ядра Барона Мюнхгаузена с зажжённым фитилём вызвало поток карикатур и коллажей в израильском интернете и Фейсбуке.
Для руководителей стран, присутствовавших на выступлении в ООН, форма выступления израильского премьера была, как минимум, оскорбительной. Достаточно серьезное содержание его выступления — предложения к мировому сообществу об установлении «красных линий» для Ирана остались без ответа.
Но этот публичный дипломатический позор — не самое страшное из того, что израильское правительство совершило за последние три года в сфере отношений с другими государствами и народами. Параноидальный страх перед возможным наступлением военно-стратегического паритета в регионе и необходимостью договариваться с соседями не с позиции силы, толкает Израиль на повышенную недипломатическую риторику и на агрессивные действия в борьбе против Ирана. В результате мир начинает считать проблему иранского атомного оружия узкоизраильской, а не общемировой проблемой.
Израиль в последние годы потерял важнейшего и мощного союзника в регионе — Турцию. Можно вспомнить, как заместитель министра иностранных дел Израиля, политический назначенец с небольшим дипломатическим опытом Дани Аялон демонстративно унизил посла Турции. Вместо того чтобы, как это заведено, пригласить посла в здание МИД, он принял Ахмета Огуза Челиколлу в своём небольшом кабинете в парламенте, предварительно распорядившись убрать со стола турецкий флаг. Турецкий посол ждал аудиенции в коридоре, а Аялон отказался пожать ему руку и усадил в кресло, заметно более низкое, чем стулья, на которых разместилась принимающая сторона, описывают встречу центральные израильские газеты.
В результате этого инцидента и без того не самые хорошие отношения Турции и Израиля резко ухудшились, турецкий МИД вскоре уволил позволившего себя унизить посла и долго не назначал нового, а правительство Турции по итогам этого инцидента потребовало от государства Израиль объяснений. Так личные амбиции израильского политика послужили предпоследней каплей разрушения важного для Израиля геополитического союза.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Окончательно разрушило израильско-турецкие отношения нападение израильских военных на турецкое судно «Маве Мармара» в международных водах, в результате которого на борту корабля погибли 9 граждан Турции и США, а сам корабль был захвачен и отбуксирован в израильские территориальные воды, что на языке международного права означает акт международного преступления и пиратства. После чего военно-политическое, военно-техническое и экономическое сотрудничество между Турцией и Израилем было фактически полностью свёрнуто. Турция неоднократно заявляла, что готова восстановить военное, политическое и экономическое сотрудничество с Израилем, но только после принесения государством Израиль публичных извинений за гибель турецких граждан. Попытки компенсировать потерю Турции внезапно вспыхнувшей дружбой с Грецией и с курдами ни к чему особенному не привели.
Недавно Нетаньяху и Либерман предприняли очередную попытку наладить отношения — обратиться через голову правительства и парламента Турции к турецкому народу через турецкие СМИ. Они пригласили к себе турецких журналистов и попытались им внушить, что Израиль хочет дружить с Турцией, но извиняться за убийство 9 граждан Турции и США не будет. Но пока жив турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, необходимым условием улучшения отношения Турции к Израилю должны быть извинения израильскими властями за убийство безоружных людей израильскими солдатами в международных водах.
В 2011 году был сорван из-за забастовки далеко не бедствующих сотрудников МИДа очень важный визит тогдашнего президента России Дмитрия Медведева в Израиль. Сотрудники Министерства иностранных дел Израиля отказались ради этого визита прервать свою забастовку, хотя прервали её для организации визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Израиль, который состоялся практически в то же самое время. С Медведевым должны были приехать около 500 российских бизнесменов первого калибра, были запланированы многочисленные переговоры и встречи, но кому-то за океаном это не понравилось, и из-за неспособности израильского русскоязычного министра иностранных дел Авигдора Либермана справиться с собственными подчинёнными очень важный визит президента России в Израиль был сорван. Между тем, состоялся визит Медведева в соседние страны — Иорданию и Палестину, что только укрепило дипломатические связи и контакты России с этими государствами.
В израильском руководстве нет единства по вопросам внешней политики. Премьер-министр лично занимается дипломатическими вопросами с США, ООН и Европой. Министр обороны Израиля Эхуд Барак также занимается вопросами поддержки отношений с США. На долю министра иностранных дел Авигдора Либермана остались второстепенные вопросы взаимоотношений с Европой, а также Азия, Африка, Латинская Америка и страны бывшего СССР.
Общая негласная поддержка израильскими властями политики США в регионе, которая выражается в поддержке «арабской весны» — инспирированных Западом волнений в арабских странах, привела к тому, что вместо преемника Мубарака и плавной смены власти в Египте, в этой стране после годовых народных волнений к власти пришли откровенные исламисты из организации «Братья-мусульмане», что привело к почти полному замораживанию израильско-египетских отношений, росту военной напряженности на израильско-египетской границе, вооруженным инцидентам, каждый из которых мог послужить поводом к войне, фактическому отказу от демилитаризации Синайского полуострова и окончательному прекращению всех поставок египетского природного газа в Израиль. Власти Израиля, не наученные горьким египетским опытом, сейчас осторожно выражают политическую поддержку противникам президента Сирии Башара Асада — различным боевикам и наёмникам из всех арабских стран Ближнего Востока. Нынешнее 40-летнее затишье на израильско-сирийской границе после возможного прихода к власти противников Башара Асада может смениться вооруженной конфронтацией — противники Башара Асада публично своей главной целью называют Израиль. Но израильские власти из чувства солидарности с антисирийской политикой США снова продолжают отпиливать ножки у собственного кресла.
Отношения государства Израиль с США осложнены как идеологическим взаимонепониманием руководителей стран, так и личными хорошими взаимоотношениями премьер-министра Нетаньяху с кандидатом от республиканской партии США Митом Ромни, под руководством которого Беньямин Нетаньяху работал в юридической фирме в 70-х годах в США. Основной спонсор Беньямина Нетаньяху — Шелдон Аделсон также является одним из основных спонсоров американских республиканцев. Всё это очень сильно осложняет личные взаимоотношения нынешних руководителей Израиля и США. Нетаньяху ради недостижимой цели строительства израильского государства от моря до моря без арабов строит израильские поселения на оккупированной территории, торпедируя тем самым мирный процесс, ущемляя права палестинцев, вызывая раздражение у властей США и во всем арабском мире и увеличивая вероятность превращения государства Израиль в еврейско-арабское. Основной целью нынешней политики США на Ближнем Востоке является мир и всеобщее урегулирование, чему премьер-министр Израиля всячески противится, что вызывает раздражение у властей США — единственного союзника Израиля.
Многие важные для страны, и иногда всего еврейского народа, решения принимаются в Израиле иногда на невысоком уровне управления, — не ответственными за это чиновниками и министрами, не правительством, а некоторыми влиятельными людьми из окружения премьер-министра. Решение о форме встречи с турецким послом принималось на уровне личного желания заместителя министра иностранных дел, решение о нападении на турецкое судно «Мави Мармара» принималось на уровне нескольких совещаний с министрами, главами спецслужб, но без участия единственного ответственного за принятия таких решений органа в правительстве Израиля — Совета Безопасности. Решение о развертывании военно-технического сотрудничества с Грузией принималось, скорее всего, на невысоком уровне разрешительных департаментов оборонительных ведомств без серьёзного политического обсуждения на правительственном уровне политических последствий ухудшения отношений с Россией. Такой «механизм» принятия внешне незначительных решений, которые потом становятся важными геополитическими ошибками, связан с общим кризисом власти и управления в Израиле.
Отрицательные геополитические потери всего этого оказались для Израиля достаточно ощутимы. Ухудшение отношений Израиля с Китаем, Турцией и Россией резко сузили для страны возможности политических маневров, усилив зависимость Израиля и, частично, — всего еврейского народа, от властей США. Разрыв экономических отношений с Турцией — ранее одним из крупнейших экономических партнеров, также нанёс сильный ущерб израильской экономике. Последствия этой неумной, недальновидной и непредусмотрительной политики придётся расхлёбывать всему еврейскому народу в ближайшее время, поскольку для выхода из экономического кризиса многим израильским фирмам понадобятся новые рынки сбыта и новые торговые партнёры в странах, с которыми израильские власти ранее по своей вине испортили политические и внешнеэкономические отношения. В условиях сильной зависимости Израиля от экспорта и импорта, что является, в свою очередь, следствием недальновидной внутренней экономической политики, Израиль не имеет права разбрасываться партнерами и друзьями. Но израильское руководство либо этого не понимает, либо действует, исходя из каких-то личных узкополитических и внутриполитических сиюминутных интересов, но никак не из интересов своей страны и всего израильского и еврейского народов в целом.
Михаил Ошеров
Комментарии читателей (0):