27 сентября 2012 года завершилась шестилетняя судебная тяжба между израильским «олигархом» Михаилом Черным и российским миллиардером Олегом Дерипаской. Черной отозвал свои исковые заявления против Дерипаски, как из Лондонского, так и из Тель-авивского суда.
За последний год суды русских бизнесменов в Лондоне заняли достойное место в списке развлечений столицы Великобритании, а подробности вступительных речей адвокатов Михаила Черного и Олега Дерипаски обещали увлекательное продолжение шоу. Слушания по иску израильского бизнесмена Михаила Черного против Олега Дерипаски, бенефициара компании «РусАл» в Высоком суде Лондона должны были начаться 27 сентября. Все ожидали процесса, показывающего, как на самом деле сколачивались многомиллиардные состояния в России. Если благодаря Борису Березовскому мир узнал о национальных особенностях российского нефтяного бизнеса 1990-х, то дело Черного против Дерипаски должно было пролить свет на подробности «алюминиевых войн», криминального захвата металлургической промышленности, бандитской революции начала 90-х годов.
Ждали видеоконференции Михаила Черного, в ходе которой он должен был изложить свои претензии к российскому миллиардеру Олегу Дерипаске. Однако в последний момент слушания были отложены до 2 октября. При этом представитель Высокого суда не объяснил причину переноса. Однако позже выяснилось, что Михаил Черной отказался от иска, а стороны сумели договориться.
В тот же день адвокат Черного прислал в окружной суд Тель-Авива сообщение об отзыве иска против Дерипаски и ещё десяти человек, которых Черной обвинял в организации широкомасштабной пиар-кампании с использованием «прослушки» для его дискредитации и лишения израильского гражданства.... В числе ответчиков по этому иску проходили частные детективы Рафи Придан и Авив Мор, политтехнолог Давид Эйдельман, член городского совета Верхнего Назарета Илья Розенфельд, публицист Авигдор Эскин, российский журналист Андрей Калитин, британский юрист Сэм Беркович, российский общественный деятель Алексей Дробашенко и другие.
Израильский процесс сопровождался скандальными публикациями в русскоязычной израильской прессе, обнародованием «взломанной электронной переписки» ответчиков и сенсационными обвинениями их в том, что Черного «травят» в Израиле «по заказу Кремля». Газеты, принадлежавшие Черному или ассоциированные с ним, обвиняя сторону Дерипаски в клеветнической деятельности сами публиковали недостоверную информацию. В частности, о Давиде Эйдельмане, который выявил коррупционные связи Михаила Черного и израильского министра Авигдора Либермана, сообщалось, что он сбежал из Израиля и арестован в Парагвае, в то время когда он спокойно ходил по улицам Иерусалима.
Судя про публикациям в израильских СМИ, процесс шёл не слишком благоприятно для истца: в ходе слушаний Черному пришлось отвечать на множество неприятных вопросов суда — в частности, объяснять, откуда у него взялась взломанная переписка. Истец заявил, что получил её от торговца оружием Леонида Минина, а вообще ему постоянно предлагают купить чьи-нибудь украденные письма. В итоге адвокаты Черного согласились изъять из дела незаконно добытые и частично фальсифицированные документы.
27 сентября этот скандальный процесс пришёл к своему завершению. В письме, направленном в суд Тель-Авиве, адвокаты Черного сообщили, что в рамках мирового соглашения с Дерипаской отзывают все иски против российского олигарха и всех его соответчиков. В тот же день Давид Эйдельман сообщил в своем блоге: «Михаил Черной отозвал свой иск против меня. Процесс окончен. Дело закрыто. Об этом несколько часов назад представитель Черного уведомил суд и моего адвоката. Промежуточные источники сообщили, что кроме поражения Березовского по похожему делу в Британском суде, на Черного сильно повлияли (за что купил) заседания в суде Тель-авивском, где его сильно травмировал четырёхчасовой допрос, учинённый сначала ему, а затем Дмитрию Радышевскому и прочим. В ходе допроса Черный неоднократно заявлял, что сам ни на чем не настаивает, интернетом не пользуется и компьютер открывать не умеет, а был введён в заблуждение нечистоплотными юзерами... Понимаю, что человек с очень тонкой душевной организацией — бедный олигарх, которого каждый обидеть может... Желаю Михаил Семеновичу не иметь дела с людьми, которые его подставляют. С такими деньгами можно иметь команду чуть получше».
Разговоры о мировой шли между сторонами чуть ли не с самого начала процесса, но согласовать условия удалось лишь сейчас. Видимо, «торговались» друг с другом до последнего. Федеральный чиновник на условиях анонимности рассказал «Ведомостям», что информация о намерении сторон заключить мировое соглашение появилась через несколько дней после того, как Высокий суд Лондона отклонил иск Бориса Березовского к Роману Абрамовичу. После этого на Черного обрушились тяжёлые слушания в Тель-авивском суде, в ходе которых его израильский иск разлетелся вдребезги. Из показаний Черного и его команды выяснились многие неприятные подробности, которые могли бы быть использованы против Черного в британском суде.
Условия, на которых спор удалось урегулировать, не раскрываются. «Ни одна из сторон не будет давать каких-либо дополнительных комментариев по поводу данного судебного процесса или вопросов, рассматривавшихся в нём», — заверили журналистов представители Олега Дерипаски.
По мнению большинства экспертов, комментировавших внезапный ход Дерипаски и Черного, именно Черный пошёл на уступки, поскольку как истец в безнадёжном деле, должен быть счастлив, что с ним заключили соглашение, признали, что его, действительно, обидели.
Результаты суда Березовского с Абрамовичем предопределили этот спор между бизнесменами в Лондоне, но определённая связь очевидна. Истец мог согласиться на мировую, поскольку английский суд, основывающийся на прецедентном «понятийном» праве, уже знает концепцию «крыши», признав её наличие в деле «Березовский vs. Абрамович». Это могло облегчить задачу Олега Дерипаски, позиция которого и заключалась в том, что ему была навязана «крыша». Михаилу Черному было бы сложно доказать, что он был акционером и претендует на долю на законных основаниях.
Дерипаске пришлось раскошелиться, отмечают близкие к делу источники, но эта сумма — в десятки раз меньше той, на которую претендовал его оппонент. Именно в случае заключения мирового соглашения, по которому он хоть что-то получает, потому что самый, наверное, вероятный исход был бы такой же, как и с Березовским. Поскольку этот иск Черного к Дерипаске вообще до мелочей был идентичен иску Березовского к Абрамовичу.
Как считают эксперты, противоборствующие стороны в последний момент отказались от самоубийственной как для Дерипаски, так и для Черного, войны на взаимное истощение. Более 90% коммерческих споров в судах англосаксонской системы заканчиваются мировым соглашением, особенно если речь идёт о крупных суммах. В России же стороны договариваются миром меньше чем в 10% случаев. Дерипаска и Черный повели себя гораздо более цивилизованно, чем Березовский и Абрамович.
Предпочли дальнейший сор из избы не выносить. Обсуждение в суде грозило вылиться не только в скандалы и удивительные откровения похлеще, чем на предыдущем разбирательстве, но могло стоить многим должностным лицам на нескольких континентах. Адвокаты Черного доказывали тесную связь Дерипаски с рядом высокопоставленных должностных лиц в Москве и Мадриде, Вашингтоне и Лондоне. Юристы Дерипаски доказывали, что Михаил Черной коррумпировал ряд должных лиц в России, Украине, Болгарии, Израиле. Для доказательства использовались, в числе прочего, и материалы уголовного дела Авигдора Либермана, давнего друга Михаила Черного. Обе стороны обещали представить суду многочисленные документальные доказательства.
Рассмотрение дела в Лондоне могло выявить нелицеприятные подробности прошлого обоих бизнесменов. Черной собирался давать показания по видеосвязи, поскольку опасался покидать Израиль. Испания объявила его в международный розыск по делу об отмывании 4 млн евро.
Из-за примирения (или других причин прекращения процесса) Лондонский суд лишился впечатляющего зрелища. Кроме откровений Черного и Дерипаски, там могли бы прозвучать показания многочисленных свидетелей, некоторые из которых считаются связанными с криминалом. До этого в Высоком суде Лондона только говорилось об «авторитетах», «крышах» и «общаках». На этом суде англичане могли бы увидеть действующих лиц многолетней алюминиевой саги.
Но Черной и Дерипаска лишили лондонскую публику этого зрелища, хотя Дерипаска считается страшно задиристым противником (он бескомпромиссно ведёт многочисленные тяжбы в рамках «Норильскникеля» и даже недавнее пожелание Путина об окончании тяжбы не принесло никаких результатов).
Отдельный вопрос — кто был посредником при заключении этой сделки. Некоторые издания утверждают, что роль посредника взял на себя бывший партнёр обоих бизнесменов Искандер Махмудов (основной владелец УГМК и «Кузбассразрезугля»). Другие версии указывают на самого известного российского режиссера Никиту Михалкова. Третьи — на работу израильской команды, связанной с Алексеем Дробашенко, который, по утверждениям Черного, разработал глобальный сценарий противостояния ему за пределами России.
Некоторые источники указывают на участие Кремля в заключении сделки. Однако, эта версия опровергается, поскольку пресс-служба президента категорически отказывается от этой сомнительной славы. «Это традиционная русская забава — всё списывать на решения или рекомендации президента Владимира Путина. Президент не имеет отношения к вышеупомянутым бизнесменам и уж тем более к их судебным тяжбам», — заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Недавно и Борис Березовский отозвал все иски из Лондонского суда, в том числе претензии на 2 млрд долларов к экс-совладельцу «Металлоинвеста» Василию Анисимову. После проигрыша дела против Романа Абрамовича шансы Березовского в новых процессах оказались близки к нулю, а выплаты адвокатам — слишком обременительными. Лондонским адвокатам, рассчитывавшим поживиться за счёт судов между российскими бизнесменами, судя по всему, придётся умерить аппетиты. Вполне возможно, что эпоха рассмотрения громких дел российских бизнесменов в Высоком суде Лондона закончилась.
Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков
по материалом израильских, европейских и российских СМИ
Комментарии читателей (0):