Игорь Круговых: Появится ли «русский раздел» в Стратегии государственной национальной политики России?

Cовременная государственно-правовая система России не обеспечивает в полном объеме интересы и потребности русского народа и, несмотря на многократно высказанные оценки и конкретные предложения не привели к системным политико-правовым мерам по исправлению такого положения.
9 октября 2012  15:37 Отправить по email
Печать

Указы Президента Российской Федерации «О межнациональном согласии» и «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям» предусматривают, в первую очередь рассмотрение концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации, определение способов, форм и этапов её реализации. В первую очередь, с участием общественных объединений, научных, СМИ и других неправительственных организаций. Основная работа в этой сфере — разработка Стратегии государственной национальной политики России как базового документа в котором предстоит гармонизировать все аспекты многонациональной жизни страны: вопросы образования, исторического просвещения, культуры, развития русского и других языков народов нашей страны.

Принципиально важно, что обращение к вопросам положения русского народа происходит в условиях провозглашенного «нового этапа» развития страны, когда «потребуется решать задачи принципиально иного уровня, иного качества и масштаба». Такой подход необходим и для Стратегии государственной национальной политики России в целом. Стратегия государственной национальной политики «нового этапа» развития страны — ключевое положение для подготовки этого документа.

Однако основная проблема страны и соответственно Стратегии: — государственно — правовое положение русского народа, определение первостепенных проблем его жизнедеятельности и путей их разрешения.

С начала 90-х прошлого столетия и до сего времени — положение и судьба русского народа явно или завуалировано — камень преткновения и арена противоборства самых противоречивых политических сил. Неспособность сформулировать сколько — либо внятные правовые положения в отношении русского народа привели к тому, что более 15 лет не удается подготовить базовый закон об основах национальной политики и межнациональных отношениях. Реалии современной российской политики иные и они требуют ясного и точного определения места русского народа в Российской Федерации, поскольку нельзя понять национальную политику в России, не поняв места и роли русского народа в этой политике. Но для этого в первую очередь следует принять государственные решения, отойти от понимания национальной политики как политики в отношении только национальных меньшинств и сделать русский народ таким же, как все остальные братские народы, равноправным субъектом государственной политики. Необходим стратегический разворот от нынешнего положения русского народа, проживающего на «общественных началах» к государственно — правовому обеспечению жизнедеятельности русского народа во всех сферах российского общества.

Для этого, в первую очередь, необходимо учесть тот опыт национального развития, который накоплен за последние двадцать лет.

Вопрос о необходимости правового обеспечения русского народа на федеральном уровне поднимался неоднократно, но неизбежно скатывался к формулировке: «Демократия — это когда обеспечены все права национальных меньшинств, а не большинства».

Но и «обеспечение прав меньшинства» не привело к улучшению положения русских. Наоборот, даже в тех «национальных» регионах, где русские составляют большинство, они находятся в более стесненном по сравнению с т.н. титульным населением республик положением.

Дискуссия по вопросам государственно-правового положения русского народа на протяжении более десяти лет проходила в Государственной Думе. В соответствии с решениями парламентских слушаний «О концепции к разработке государственной программы национально-культурного развития русского народа» (16.11.1998) и «О проекте федерального закона «О русском народе» (25.05.2001) было признано необходимым дополнительно разработать отдельный федеральный закон «Об основах правового положения русского народа Российской Федерации», который был подготовлен и который, несмотря на многочисленные прямые указания на необходимость его принятия, так и не был принят.

Более того, в 2003 году был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национально-культурной автономии«(№ 136-ФЗ от 10 ноября 2003 г.) в котором при определении субъекта права на национально-культурную автономию говорится о народах, находящихся «в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории», что , автоматически распространяется и на русских, определяя их «национальным меньшинством» (ранее по данному закону русский народ под категорию национально-культурной автономии не подпадал).

Необходимо осознать, что современная государственно-правовая система России не обеспечивает в полном объеме интересы и потребности русского народа и, несмотря на многократно высказанные оценки и конкретные предложения не привели к системным политико-правовым мерам по исправлению такого положения.

Положение русского народа за последнее десятилетие значительно трансформировалось. По итогам переписи населения 2010 года русское население остается наиболее многочисленным (111 млн. человек) и составляет 80,9% общей численности населения. По сравнению с 2002 г. численность русских сократилась на 4,9 млн человек, хотя доля их во всем населении страны с учетом общего сокращения численности населения, увеличилась на 0,3 процента.

Актуальным в этой связи становится вопрос о принятии комплексных мер по улучшению социального самочувствия русского населения, устранению источников дестабилизации социально-экономической и общественно-политической ситуации, а также возрастания уровня межэтнической напряженности.

Определенные ориентиры в этой связи представляют некоторые результаты комплексного исследования экспертных оценок, социального положения и роли русского народа в современной России, проведенного в 2010 году рядом исследовательских и общественных организаций. В них рассматриваются оценки социального положения и роли русских во всех основных сферах российского общества: экономической, политической, социально-бытовой, духовно-культурной и социально-экологической.

Вот некоторые оценки. Преимущественно благополучным социальное положение русских в России считают только 13% участников опроса. Положение русских в современной России как неблагополучное оценивают 59%. Социальная роль и ответственность русских в современной России остается определяющей, главной — считают 13% опрошенных, социальная роль и ответственность русских в России сохраняются на достаточно высоком уровне — 22%; социальная роль и ответственность русских сейчас фактически сведены к нулю, масштабно разрушены — 11% опрошенных.

Среди причин возникновения проблем в сохранении достойного социального положения и роли русских в современной России называются: негативные последствия либерально-рыночных реформ по западному образцу (37%); поражение СССР — России в "холодной войне второй половины ХХ века (31% ); негативные последствия советского периода истории России, социалистической революции 1917 года (25%); просчеты, ошибки руководства СССР — России на различных этапах их истории в ХХ веке (21%); негативные результаты «горбачевской перестройки (20% и 25%).

Интересны оценки роли властных органов в определении положения русских в России.

Прежде всего, оценка деятельности законодательных органов. Около половины экспертов оценивают влияние Государственной думы РФ на социальное положение и роль русских в России по преимуществу отрицательно (51% — по воздействию на социальное положение и 47% — по влиянию на обеспечение достойной социальной роли). Позитив в этой связи был зафиксирован гораздо менее часто: 14% — по влиянию на социальное положение и 16% — по воздействию на обеспечение достойной социальной роли русских в России. Это отчасти, связано с оценками роли самих русских в составе Госдумы РФ: — играют по преимуществу активную, доминирующую роль — 20%; относительно значимую, но различную, противоречивую роль — 26%; по преимуществу, чаще всего слабую, незначительную роль — 39%

Реальное положение русского народа во всех основных сферах российского общества: государственной, экономической, финансовой, политической, социально-бытовой, духовно-культурной и социально-экологической, средствах массовой информации, по представлению многих русских, свидетельствует о значительной отстраненности русского народа от большей части собственности и власти.

Для исправления такого положения необходимо предпринять системные, последовательные и взвешенные государственные и политико-правовые действия. Причем, они возможны и в рамках нынешней Конституции, не путем кардинальных изменений основ конституционного строя, а путем обеспечения защиты интересов русских как в рамках уже существующего законодательства, так и путем корректировки и внесения новых законодательных актов с целью более полного отражения в них роли и места русского народа в многонациональной России. Именно такие положения и должны быть включены в Стратегию государственной национальной политики России. Вот некоторые, наиболее значимые из них.

Закрепить в Стратегии категорию российской многонациональной, полиэтнической цивилизации, скрепленной русским культурным ядром. Именно она должна обеспечивать преемственность исторического государства, единый культурный код и систему традиционных национально — культурных ценностей, наши нравственные основы, что позволит сохранить нашу многонациональную самобытность коренных российских народов и не утратить свою национально-государственную идентичность.

Все это должно не оставаться лишь темой политических дискуссий. Это должно быть закреплено в федеральном законе «О цивилизационном развитии России». Он должен оперировать своими, понятными для народа терминологией и определениями. Европейский опыт нам не подходит. Европа, несмотря на все принятые ею хартии, программы толерантности, так и не сумела решить ни одного вопроса национальной политики, остановить межнациональные конфликты, рост сепаратизма и сама нуждается в российском опыте сотворчества народов, традиционных религий.

В этом контексте следует признать в Стратегии национальной государственной политики русский народ в качестве государствообразующего — и исторически, и — со всеми братскими коренными народами. Сегодня русский народ, как и много веков назад, остается опорой российской государственности.

В Стратегии, в этой связи, следует признать необходимость учета фактора национальной принадлежности во всех сферах общественной и государственной жизни, что важно для всех народов страны. Мы должны не на словах, а на деле учитывать мнение народа. Проведенные в 2002 и в 2010 годах переписи населения убедительно показали, что ни один народ не отказался от своей национальной принадлежности, а общее число национальностей превысило 190. Не считаться с явно выраженной волей людей — иметь свою национальность -бесперспективно. Многонациональность — наш стратегический актив, а не просто графа в паспорте.

Единство разнообразных культур и межнациональный мир, как наши важнейшие ценности и общественный идеал, не возможны без признания в многонациональной российской культуре консолидирующей роли русской культуры, которая, к тому же сегодня сама требует защиты.

В ходе построения правового государства само словосочетание «русская культура» выпало из правового поля. Его нет в Федеральном законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» 1992 года, отсутствует и в других, относящихся к культурной сфере, законодательных актах.

Конституционное право на национальную культуру, язык, образование и воспитание для русского народа в отличие от других российских народов не подтверждено соответствующим законодательным механизмом реализации. Сегодня же русский народ — сам по себе, русская культура, язык, воспитание и образование — сами по себе живут независимой друг от друга жизнью. Нигде в законодательном, а значит и в практическом плане не закреплено, что русская культура — это культура русского народа, русский язык — язык русского народа. Без этих скреп они не стали бы общенациональным достоянием, открытым для межнационального общения, но становятся широким полем для экспериментирования зачастую — во вред русскому народу. Поэтому следует внести в закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ФЗ № 3612-1 от 9.10.92) словосочетание: «русская культура», а лучше — отдельный раздел, посвященный русской культуре, которого, кстати, нет и в проекте нового Федерального закона «О культуре в Российской Федерации». Необходимо так же разработать и принять отдельный Федеральный закон «О русском языке», который в совокупности рассматривает все функции русского языка в современном обществе.

Следует приступить и к разработке федеральных и региональных программ, учитывающих потребности и интересы русского народа. В частности, принять федеральную целевую программу национально-культурного развития русского народа, как и всех других народов страны.

Но для этого необходима дискуссия, профессиональное обсуждение таких, в полном смысле слова судьбоносных документов, как Стратегия государственной национальной политики России.

Игорь Эрикович Круговых — профессор, Москва

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Начнёт ли Китай до конца года специальную военную операцию на Тайване?
54% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть