Афганистан: «За» и «против» использования Северной сети поставок для вывода войск

ИА REX публикует материал о перспективах обратного транзита американских грузов через страны ЦА, подготовленный EurasiaNet.
14 сентября 2012  11:02 Отправить по email
Печать

К 2014 году американские и натовские войска планируют покинуть Афганистан, однако организационный аспект вывода из страны военной техники остаётся пока нерешённым.

В конечном итоге надо признать, что простых путей вывода техники и вооружений не существует. По некоторым оценкам, вместе с выводимыми войсками из Афганистана нужно вывезти до 120 тысяч контейнеров военных грузов. Проблема же заключается в том, что существующие маршруты поставок, ведущие в Афганистан – один через Пакистан, а другой – транзитом через государства Центральной Азии – оба имеют свои недостатки и уязвимые места. Так что в ситуации, когда американские и натовские стратеги ставят во главу угла надёжность маршрута, им приходится иметь дело с большой долей неопределенности.

Самой большой риск на данном этапе представляет, похоже, пакистанский маршрут. Напряжённость между Вашингтоном и Исламабадом в связи с ударами американских беспилотников заставила пакистанское руководство закрыть осенью прошлого года этот коридор снабжения, который возобновил свою работу лишь в июле месяце после продолжительных переговоров. Но во многих умах в Пентагоне отложилась беспокойная мысль: если Пакистан однажды резко перекрыл маршрут поставок, он может сделать это вновь.

Это заставляет западных дипломатов опираться на центральноазиатский маршрут, представляющий собой на деле систему воздушных, автомобильных и железнодорожных путей сообщения, носящих единое название Северной сети поставок (ССП). Работа этой сети также вызывает озабоченность, главным образом финансового свойства. Транспортировка грузов по центральноазиатскому маршруту, по имеющимся оценкам, обходится из расчёта на один контейнер в 2,5 раза дороже транспортировки по пакистанскому коридору. Дополнительные траты можно отнести на счёт расходов, связанных с укреплением роли США и НАТО в Центральной Азии.

Неудивительно, что летом в Центральной Азии наблюдался всплеск дипломатической активности, что подчеркнул визит в Узбекистан 15-18 августа помощника госсекретаря США Роберта Блейка. Внимание дипломатов было сосредоточено на задаче заручиться окончательной поддержкой руководства центральноазиатских стран в деле перевода ССП на обратный транзит.

Не то чтобы авторитарных лидеров центральноазиатских республик надо было особенно в этом убеждать: они уже обозначили свою готовность к сотрудничеству. Для них цель означенной дипломатической игры заключается в том, чтобы получить от вывода коалиционных войск максимальные политико-экономические дивиденды.

В том, что касается Центральной Азии, неотъемлемыми качествами лидеров региона являются тщеславие, лицемерие, жажда наживы и власти, и эти факторы имеют тенденцию влиять на процесс принятия решений. Недавний выход Узбекистана из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) проистекает главным образом из стремления президента Каримова позиционировать Узбекистан как независимого и, главное, ведущего участника эксплуатации ССП. Затягивание президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном подписания договора о размещении на территории своей республики российских военных баз также продиктовано желанием получить от транзитной сделки по ССП финансовые средства и технику.

В том, что касается американских и натовских стратегов, эти последние события не следует рассматривать как обнадёживающие признаки. Шаги узбекского и таджикского руководства выявляют лишь изменчивость центральноазиатского руководства. И хотя центральноазиатские республики время от времени и показывают Москве нос, Кремль по-прежнему располагает множеством способов покарать строптивцев за то, что те не приняли предпочтения России в расчёт.

Следует отметить, что российский МИД на данном этапе не испытывает особого восторга от нынешнего графика вывода войск из Афганистана. Российские власти считают, что афганское правительство пока ещё не в состоянии самостоятельно обеспечивать безопасность. Отдавая себе отчёт в слабой защищенности центральноазиатских границ, Москва опасается за собственную стабильность в случае, если Афганистан будет предоставлен самому себе.

Россия полагает, что США и НАТО не выполняют мандат Совбеза ООН, санкционировавший присутствие международных сил по стабилизации ситуации в Афганистане. Это недовольство может сказаться на процессе вывода войск и техники по ССП, поскольку данный маршрут проходит и через Россию. При необходимости Москва может использовать северный маршрут в качестве внешнеполитического средства оказания давления на США и Североатлантический альянс.

И наконец, не стоит забывать о политических последствиях, связанных с работой ССП. Если сделка состоится, США и НАТО окажутся в неловкой ситуации, так как заключили соглашение с авторитарными режимами. В 2013 и 2015 годах в Таджикистане и Узбекистане должны состояться президентские выборы, и лидеры этих стран определенно воспользуются нынешней ситуацией для продвижения собственных политических целей. ССП, таким образом, подорвёт надежды на демократизацию в Центральной Азии и даст новый толчок международной полемике по поводу двойных стандартов в политике США и НАТО.

Каримджан Ахмедов и Евгения Усманова

Каримджан Ахмедов в настоящее время является руководителем DF World Inc. (Канада), ранее занимал пост замминистра экономики Таджикистана. Евгения Усманова является евразийским специалистом, особо интересующимся Центральной Азией.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть