Премьер Молдавии, страстный румынизатор и объединитель Молдавии с Румынией, Владимир Филат посетил с визитом Москву, предварительно громко пообещав, что никаких новых идей с собой не везёт и что это хорошо. Его партнёр по прорумынской правящей в Кишинёве коалиции Михай Гимпу попросил своих прорумынских сторонников на время визита не устраивать в стране унионистских маршей, полагая, что в Москве марши заметят и на них обидятся, а декларации Филата и Гимпу заметят, но проглотят. О том, что визит Филата ради ритуального визита Филата Москве не нужен, в Москве кулуарно сказали, но публично решили промолчать.
В Москве Филата приняли премьер России Дмитрий Медведев и президент России Владимир Путин. Они сделали вид, что не заметили громких деклараций накануне визита, делающих его бессмысленным, а их фоновое сопровождение — близким к пощечине. Они с сердечным вниманием выслушали старую песню о виноматериале из Молдавии, который Россия должна непременно потребить без остатка.
Медведев с видимым юридическим усилием использовал в отношении урегулирования для Молдавии и Приднестровья формулу «территориальное единство», а Филат радостно подхватил его (усилие) в формуле «территориальная целостность», от которой румынизаторы сами давно и декларативно отказались, осудив Молотова и Риббентропа. Медведев обещал почтить Кишинёв своим присутствием. Видимо, для того, чтобы Гимпу и Филат снова удержали свою клаку от унионистских и русофобских маршей на время визита. Но только на время визита, естественно.
Путин с очевидной исторической фактической ошибкой и против шерсти кишинёвских правящих борцов с «русской оккупацией» заявил, что только освобождение Россией Бессарабии от турецкого ига создало молдавскую государственность, — на деле известную с середины XIV века. Филат предпочёл не заметить эту невпопад сказанную любезность. Зачем эта любезность была вставлена в речь Путина, не упускающей случая подчеркнуть свою мифическую успешность и компетентность русской дипломатией — великая, позорная тайна.
Вся «вялая сила» русской дипломатии в отношении Молдавии, полная уступок и ляпов, торжествовала триумф в эти филатовские дни.
Ещё вчера Москва строила идиотские планы поддержать молдавского коммунистического ренегата Додона в его борьбе за пост мэра Кишинёва, а затем и премьера-президента, для чего готовилась принудительно загнать в «федерацию» с румынизаторами независимое Приднестровье. Теперь в борьбу за уничтожение приднестровской государственности ради электорального пшика стремятся включить главу молдавской Гагаузии Формузала, чтобы сделать теперь уже его молдавским премьером. И всё это несмотря на то, что электоральный базис Формузала и реальный статус Гагаузии крайне малы, а легендарная неподкупность Додона колеблется в ничтожных для политического планирования пределах.
«Продам дом — куплю ворота: буду запираться», — гласит русская народная поэзия. Приобрету виноматериал из Молдавии, чтобы она, эффективными усилиями Филата уже наполовину превращённая в экономический придаток Румынии, могла изобразить хоть какую бы то ни было молдавскую суверенную экономику, с которой великой Москве надо хоть о чём-нибудь договориться.
Пусть так. Президент Приднестровской Молдавской республики Евгений Шевчук, прибывающий в Москву после Филата, напротив, с набором стратегических идей, даёт шанс русской дипломатии показать пределы своей «вялой силы» и продемонстрировать национальное самоуважение и ответственность за национальные интересы.
Комментарии читателей (0):