Одним из первых указов новоизбранного президента РФ был указ «Об обеспечении межнационального согласия» от 7 мая. 7 июня был создан Совет по межнациональным отношениям при президенте, потом была озвучена идея о создании института омбудсмена по межнациональным отношениям, и вот 24 августа в Саранске состоялось первое заседание Совета под председательством Владимира Путина.
Надо отметить, что эти шаги весьма актуальны. И дело не только в том, что межнациональный климат в стране очень напряжённый, и регулярно происходят конфликты, приобретающие межнациональную окраску. Ещё один очень тревожный и сравнительно новый фактор состоит в том, что различные общественные силы и высокие государственные чиновники в последнее время высказываются и совершают конкретные действия, нагнетающие межнациональные конфликты. И речь уже идёт не о традиционных националистических кругах: на ксенофобской сцене появляются новые лица. В интернете публикуется антисемитское письмо З.Прилепина. Губернатор Краснодарского края заявил о необходимости создания казачьих дружин, которые будут «выдавливать» из края кавказцев, а православные организации и КРО заявили, что собираются внедрить практику патрулирования улиц, соответственно, «православными» и «интернациональными» дружинами (хотя в последнем случае ясно, что дружины будут состоять явно из националистов). Ряд национал-радикалов намерены участвовать в региональных и федеральных выборах. В ходе прошедших думских выборов кандидаты практически всех партий использовали ксенофобную, антимигрантскую риторику. По-прежнему в сети плодятся сайты неонацистского содержания и списки «врагов русского народа», массовыми тиражами издаются погромные книги и брошюры. Снова наблюдается рост инцидентов на почве агрессивной ксенофобии — убийства и избиения.
Поэтому общественность с большим нетерпением ожидала, что думает о происходящем президент, и какие решения будут вынесены на Совете.
В своем вводном слове Владимир Путин, подчеркнув межнациональный характер страны, отметил, что «Совет должен стать площадкой, на которой мы сможем открыто обсуждать проблемы межнациональных отношений, не отторгать, а изучать, анализировать конкурирующие предложения», и что главная его задача — «стать эффективным механизмом взаимодействия государства и общества в этой важной, деликатной и очень чувствительной сфере».
Президент выделил основные направления работы Совета, прежде всего, «укрепление России как уникальной мировой цивилизации». По словам президента, «надо учитывать, что для нашей страны характерна региональная специфика, этнокультурное и религиозное многообразие, которое на протяжении столетий не подавлялось, а сберегалось. И сегодня его сохранение — это не только залог прочности российской государственности, но и наше великое конкурентное преимущество. Такого богатства этносов и языков нет ни в одной стране. В Европе точно нет, мне кажется, и в Штатах поменьше, хоть это и страна эмигрантов, но я думаю, что такого многообразия нет нигде».
С президентом нельзя не согласиться, что Россия известна своим опытом сосуществования множества народов. Однако утверждение, что «региональная специфика, этнокультурное и религиозное многообразие, которое на протяжении столетий не подавлялось, а сберегалось», представляется вряд ли справедливым — об этом свидетельствует хотя бы плачевное состояние, в котором пребывают малые народы и их культура. Не слишком понятно, и почему Россия является «мировой цивилизацией» — это понятие вообще вряд ли может быть отнесено к какой-либо конкретной стране. Но абсолютно верными представляются слова президента о том, что «мы с вами должны сформировать такие условия, которые создавали бы равные возможности для всех граждан. Никто не должен быть поражён в правах. Мы граждане одной страны с абсолютно равными правами». Примечательно, что, подчеркнув «скрепляющую роль» русского народа, президент не стал говорить о его «государствообразующей роли» — столь популярном тезисе у националистов.
Второе направление работы, отмеченное Путиным, — укрепление гражданского единства многонационального народа России. Любопытно, что, разъясняя этот пункт, президент критически высказался о советском идеологическом штампе «новая историческая общность — советский народ», хотя в другом своём недавнем выступлении оценил этот штамп весьма позитивно. Означает ли новый подход изменение мышления президента или он решил сгладить явно неудачный пример «хорошей» идеи? Во всяком случае, Владимир Путин твёрдо отметил, что «сегодня нужны качественно новые подходы, учитывающие современное развитие общества, государства, развитие в мире, у нас в стране. И, конечно, ничего механически из прошлого применять нельзя, невозможно, а подчас даже и контрпродуктивно. Во всяком случае, эффективно это работать не будет», хотя и оговорился, что «всё-таки всё позитивное мы должны учитывать и иметь в виду».
Третье направление работы Совета — «гармонизация межнациональных отношений и предотвращение межэтнических конфликтов». Вероятно, это направление следует признать наиболее важным, учитывая опасные тенденции в нынешних межнациональных отношениях. Нельзя не согласиться с их краткой характеристикой, данной президентом: «...конфликты здесь способны не только подточить нашу государственность, но и разрушить сами её основы. Сегодня всё чаще под видом развития демократии и свободы поднимают голову разные националистические группы. Они участвуют и в митингах, ведут работу в интернете и в подростковых клубах, студенческих сообществах, выступают с лозунгами то русского, то татарского, то кавказского, то какого-то другого регионального национализма. По сути, все они подталкивают, провоцируют сепаратистские, разъединительные тенденции в нашей стране. Важно переломить эти опасные тенденции и влияния». Путин сослался на известные всем примеры, точно указав их основу и характер: «зачастую в основе возникающих конфликтов на этнической, казалось бы, почве лежит совсем другое — недоверие граждан к органам власти и управления. Известные события в Кондопоге, Сагре, на Манежной площади в Москве — это, прежде всего, результат бездействия правоохранительных органов и безответственности чиновников. Коррупция, предвзятость представителей госорганов, их неспособность обеспечить справедливость, защитить интересы людей становятся питательной базой и почвой для межнациональных столкновений и напряжённости, а кому-то и прямо выгодно перевести возмущение граждан конкретным фактом несправедливости в форму межэтнического конфликта». Далее он сделал естественный, и опять же, совершенно правильный, вывод из сказанного: «поддержание межнациональной гармонии, оперативное и грамотное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций, содействие диалогу между представителями различных общин, пропаганда толерантности должны стать приоритетными в работе всех уровней власти и в огромной степени — муниципальных».
В рамках разработки этого направления прозвучало предложение о создании механизма общественного контроля межнациональных отношений, в том числе и при Совете, а также возможность проводить «инициативную экспертизу законодательства, ключевых решений в сфере межнациональных отношений» в сотрудничестве с законодателями и соответствующими ведомствами.
Четвёртым направлением было названо «обеспечение успешной интеграции и адаптации внешних и внутренних мигрантов» — направление чрезвычайно важное, ибо именно неурегулированность проблем с мигрантами порождает множество межнациональных проблем. Президент ещё раз перечислил самые актуальные задачи, которые надо решать в этой сфере, впрочем, уже неоднократно озвученные ранее. Относительно новым из уст президента было разве что предложение возложить часть ответственности за адаптацию мигрантов за национальные общины — раньше эта идея, хотя и озвучивалась, но не акцентировалась: «особую роль в адаптации мигрантов должны играть сами национальные общины, брать шефство над ними, оказывать социальную поддержку и, главное, использовать инфраструктуру своих культурных и учебных центров для обучения земляков традициям и обычаям того региона, куда они приезжают жить и работать». Также важный акцент был поставлен на необходимости приложить усилия «по созданию сети государственных адаптационных курсов для трудовых мигрантов и их детей».
Здесь же прозвучала просьба «подключиться и к формированию перечня 100 книг, рекомендованных для прочтения школьникам и студентам вне рамок обязательного учебного процесса. В него должны попасть произведения, затрагивающие традиции взаимоуважения различных народов и народностей, исторически проживающих на территории Российской Федерации». Московское бюро по правам человека уже неоднократно указывало, что «перечень 100 книг» — это очень спорная и непродуманная идея. Кто и по каким критериям будет формировать перечень книг, не ясно.
В заключение президент заявил, что намерен поручить своим полпредам в федеральных округах уделять повышенное внимание межнациональным отношениям.
Для повышения эффективности работы Совета президент предложил создать в Совете президиум, чтобы в оперативном режиме обсуждать проблемы: «Не хотелось бы, чтобы мы собирались раз в год, поговорили и разошлись». Затронул он и весьма деликатную и болезненную проблему финансирования всех этих начинаний, в ответ на жалобу экс-главы Миннаца, а ныне председателя общественного совета Московского дома национальностей Владимира Зорина о том, что федеральная целевая программа по нацполитике не финансируется: «Так совпало, что одновременно с выходом вашей статьи, посвященной национальному вопросу, Минфин обнулил все средства, выделяемые Минрегиону на госнацполитику... финансирование программы можно восстановить, деньги там небольшие... вопрос в том, чтобы она была наполнена конкретным содержанием».
В ходе обсуждения президент поддержал предложение одного из участников заседания о создании в Москве Центра культуры народов России. Интересна идея проведения Дней регионов РФ в Москве, а также регулярных фестивалей населяющих Россию народов с гала-концертом в Москве. Под эти мероприятия будут выделены немалые средства, однако не окажется ли результат этих акций для гармонизации межнациональных отношений весьма относительным?
Президентом одобрено предложение провести встречу с лидерами Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, его можно считать продуктивным, если только на встрече будут затронуты действительно животрепещущие проблемы, и она не превратится в очередное протокольное мероприятие.
Важным надо признать предложение директора Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН академика В.Тишкова о недопустимости попадания в управленческие структуры людей с ксенофобскими взглядами, для чего требуется обратить особое внимание на подготовку кадров. К сожалению, однако не совсем понятно, как выявить ксенофобов на раннем этапе карьеры чиновников. Многие из них начинают высказываться откровенно, только уже достигнув определённых ступеней социальной лестницы. Представляются разумными также предложения председателя общественного совета Московского дома национальностей Владимира Зорина о создании системы общественного межнационального мониторинга.
К сожалению, ни вопросы о казачьих и православных дружинах, ни о высказываниях губернатора А.Ткачёва, ни о других опасных тенденциях так и не были затронуты на совещании. Впрочем, стало известно, что осенью на рассмотрение Госдумы будет внесён закон, согласно которому главы субъектов Российской Федерации и местных администраций будут привлекаться к уголовной ответственности за действия, которые провоцируют межэтнические конфликты. Об этом в интервью «Московским новостям» рассказал незадолго до заседания Совета его член, депутат от «Единой России» Рамазан Абдулатипов.
Одним из поводов для внесения такого законопроекта как раз стали высказывания губернатора Краснодарского края. Абдулатипов надеялся, что вопрос о заявлении Ткачёва будет хотя бы задан на Совете, но этого не произошло. Сам Абдулатипов написал письмо Ткачёву и ожидает от него ответа, поэтому лично на Совете он вопроса не затрагивал.
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «В целом, первое заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям оставило двойственное впечатление. С одной стороны, были чётко озвучены очень важные положения о необходимости предотвращать межнациональные конфликты, с другой — не были названы все причины этих конфликтов, конкретные имена и действия людей, эти конфликты провоцирующих, что сделать было бы очень важно. Остаётся надеяться, что Совет не станет ещё одной бюрократической структурой».
Московское бюро по правам человека
Комментарии читателей (0):