Определённый электоральный потенциал у Ивана Охлобыстина есть. Не каждый политик соберёт несколько десятков тысяч человек, как это удалось Охлобыстину на презентации «Доктрины-77» в Лужниках 10 сентября 2011 года. Тем более, не всякий политик добьётся, чтобы люди ещё и за билеты на такое мероприятие платили. Тот факт, что Иван Иванович — актёр, для избирателя крупных городов вовсе не компромат. Вспомним: Михаилу Евдокимову, в 2004 году баллотировавшемуся в губернаторы Алтайского края, пришлось доказывать избирателям глубинки, что он, прежде всего, экономист по образованию, рачительный хозяин, многое сделавший для своего села Верх-Обское, а потом уже — юморист. Зато, когда Иван Охлобыстин заявил о президентских амбициях, но ещё не презентовал своей доктрины, многие москвичи в соцсетях уже заявили, что готовы голосовать за актёра. Уже потому, что он — «новая в политике яркая личность». То есть что-то в копилку популярности «Правого дела» Охлобыстин принесёт. Тем более, что сама эта партия сейчас в не в лучшей форме. А как говорил один из купцов в «Женитьбе Бальзаминова», «коль у тебя ни гроша нет, тебе всё барыш, что ни дай» (это актуально, и если речь идёт о капитале политическом).
Заявления функционеров «Правого дела» о том, что либеральной идеей в чистом виде избирателя не привлечь, тоже разумны. Отметим, что объективно выгодно новое амплуа Ивана Охлобыстина и Кремлю. Сам актёр назвал свои взгляды в «Доктрине-77» «аристократическим национал-патриотизмом». Если на консервативно-патриотическом поле будет много игроков, без явно экстремистских идей и с ограниченным потенциалом роста, это упростит игру на этой же площадке для властей.
Впрочем, кое-что всё же препятствует серьёзным перспективам Охлобыстина и «Правого дела», идеологией которого он должен заниматься на новом посту. Презентованная им в 2011 году «Доктрина-77» чрезвычайно запутанна, там очень мало говорилось о конкретных, приземлённых проблемах, волнующих избирателя. Не понятно, к кому эта доктрина была обращена. Большинство представителей городского «среднего класса» по таким правилам (например, предполагающим отказ от планирования семьи) жить не захочет. А жители глубинки, в массе своей, и самого автора доктрины всерьёз не воспримут.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Всё это, конечно, можно скорректировать. Если повезёт со спичрайтерами и политконсультантами, они и доктрину отшлифуют как надо, и тезисы нужные добавят, так что Ивану Охлобыстину останется вложить в дело лишь свою харизматичность. Но есть проблемы и посложнее. В данный момент в обществе есть запрос именно на деятеля, а не на идеологов. С этим соглашались и авторы майского доклада Центра стратегических разработок, отметивших, что всё больше людей новым приемлемым политическим лидером считает человека с управленческим опытом. Эпатаж же, напротив, очень многих отпугивает. Это явно работает против политика-актёра.
Наконец, как в 2011 году писал протоиерей Алексей Уминский, «Иван Охлобыстин действует как последовательный постмодернист», «доводя до абсурда» самые разные идеи. Отметим от себя — в искусстве такой подход работает, в политике — не всегда.
политолог Михаил Нейжмаков специально для ИА REX
Комментарии читателей (1):