Почти половина жителей России придерживается мнения, что государство должно вмешиваться в конфликты, затрагивающие чувства верующих. Однако пятая часть наших сограждан считают, что власть не должна участвовать в подобных столкновениях, сообщили корреспонденту ИА REX социологи фонда «Общественное мнение» (ФОМ).
Их аргументы: Россия — светское государство, церковь отделена от государства, поэтому в таких ситуациях верующие должны разбираться сами. Однако некоторые респонденты полагают, что государство и церковь — целое, поэтому нападки на церковь или на верующих автоматически превращают государство в одну из сторон конфликта. Но большинство настаивающих на необходимости вмешательства.
При этом верующих людей обидеть не так уж легко: те или иные сообщения в СМИ покоробили пятую часть православных, чуть больше десятой части в повседневной жизни или в искусстве сталкивались с ситуациями, когда их религиозное чувство было оскорблено.
Благодаря широкому освещению «дела Pussy Riot» в масс-медиа люди при ответе на вопрос о том, какие именно сообщения в СМИ оскорбили их религиозные чувства, в большинстве случаев указывали на «панк-молебен». Что касается искусства, то тут обидными чаще всего были те или иные фильмы или сериалы. В разговоре о повседневных взаимодействиях рельефнее других вырисовывается группа ответов, в которой указывается на проблемы при общении людей с другими взглядами: как конфликты между верующими, принадлежащими к разным конфессиям, так и между верующими и атеистами.
Одна из любопытных тем — это отношения верующих с РПЦ. С одной стороны, религиозные чувства респондентов оскорбляли какие-то действия служителей или общие недостатки церкви. Об этом также говорят данные, согласно которым приблизительно десятая часть россиян сталкивались с ситуациями, когда действия патриарха или рядовых служителей церкви вызывали у них недовольство. С другой стороны, религиозные чувства людей оскорбляли сообщения в СМИ с негативной информацией об РПЦ и о патриархе.
Среди православных в целом распространено мнение, что критиковать служителей церкви недопустимо (хотя и обратное мнение представлено довольно широко). Однако в отношении рядовых служителей верующие менее категоричны, чем в отношении патриарха. Кроме того, россияне по-разному смотрят на допустимость критики патриарха атеистами и православными. Считается, что православным в меньшей степени допустимо критиковать главу православной церкви, чем атеистам. При этом на допустимость критики рядовых служителей церкви атеистами и православными россияне смотрят примерно одинаково: несколько чаще «запрещая», чем «разрешая» высказываться подобным образом в адрес церковников.
Комментарии читателей (0):