В транспортной системе Ставропольского края вскоре произойдут серьезные изменения. Для решения наболевших проблем в структуре регионального правительства было создано профильное министерство. О том, чего ожидать транспортникам и пассажирам в ближайшем будущем в интервью ИА REX рассказал министр транспорта Ставропольского края Александр Павлов.
ИА REX: Что послужило причиной решения краевых властей выделить транспортную отрасль в отдельное министерство?
Дело в том, что в Ставропольском крае транспортная проблема не просто назрела, она перезрела. Это общее мнение не только руководства края, но и перевозчиков. Прежде всего, речь идёт о проблемах в области автомобильных перевозок пассажиров. Это проблемы безопасности перевозок, неэффективности существующих маршрутов, проблема нелегальных перевозок. В целом, эти вопросы настолько назрели, что требуют скорейшего решения. Это и послужило причиной кардинального решения правительства Ставрополья о создании в регионе профильного министерства транспорта. Раньше отрасль транспорта входила в состав министерства промышленности и энергетики края.
ИА REX: В каких направлениях будет строиться работа вашего министерства?
На сегодняшний день министерство будет заниматься тремя основными направлениями — это авиационный транспорт, железнодорожный транспорт и автомобильно-пассажирский транспорт. Основные проблемы, которые беспокоят жителей Ставропольского края, как я уже сказал, приносит, в основном, пассажирский автомобильный транспорт. 90% всех жалоб и нареканий со стороны жителей края — это проблемы в сфере автомобильных перевозок. Параллельно с авиационными и железнодорожными перевозками, мы будем заниматься в основном выстраиванием эффективной системы транспортного процесса, который на сегодняшний день представляет собой хаотическое движение. В основном, работают неуправляемые перевозчики. Даже частные предприниматели, работающие на маршрутных схемах, занимаются перевозками без соответствующей документации, без расписаний и без прохождения контрольных сфер. Это, прежде всего, сфера ежедневного медицинского осмотра, это технический осмотр автомобиля и система безопасности перевозки пассажиров.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
На сегодняшний день в крае действуют 730 автобусных маршрутов. Из них 411- это межмуниципальные маршруты, которые входят в юрисдикцию правительства Ставропольского края и краевого министерства транспорта. Эти маршруты осуществляют 249 перевозчиков, из которых 40% — это юридические лица, остальные — частные предприниматели, имеющие несколько маршрутных газелей или автобусов средней вместимости, а также индивидуально работающие на маршрутной сети. Вся эта армия требует систематизации и выполнения строгих правил, единых для всех по перевозке пассажиров Ставропольского края.
ИА REX: Как будет выстраиваться работа по созданию эффективной системы транспортного процесса?
Прежде всего, нужна оптимизация маршрутной сети Ставропольского края в части автомобильных перевозок. В настоящее время все перевозчики, как индивидуальные, так и предприятия, работают по схемам, утвержденным еще десятки лет назад. С тех пор пассажиропоток перераспределился. Где-то открылись новые предприятия, где-то, напротив, закрылись. Поток пассажиров меняется как внутри городов, так и между муниципалитетами. Схемы устарели.
Нужно определить соответствует ли количество автобусов пассажиропотоку, разработать новые маршруты. Для этого необходимо провести новое обследование пассажиропотока по наполняемости движения пассажиров в том или ином направлении, как по часам суток, так и по дням недели. Когда мы обследуем пассажиропоток всего региона, мы будем рекомендовать местными властями расписания по новой схеме, соответствующие потоку.
Вторая проблема — нелегальных перевозчиков, которые работают без соответствующей документации. Им надо дать альтернативу: работать по договору с предприятием, осуществляющим перевозки в маршрутной сети, платя налоги и аренду предприятию, вместе с ним выступать в конкурсах на получение разрешения на перевозку. В противном случае нелегальные перевозчики будут сниматься с маршрутов.
Еще одна проблема — индивидуальные перевозчики не имеют строгой системы контроля: медицинского состояния водителя, переработок водителей, ежедневных техосмотров автомобилей и безопасности движения. На транспортных предприятиях созданы целые структуры, занимающиеся контролем состояния водителя, техники и безопасности перевозок. Также предприятия каждые три года проводят обучение и переосвидетельствование водителей. Вместе с тем, как показала практика, основные перевозчики — частные предприниматели, — данные требования игнорируют. Мое видение решения данной проблемы, частные перевозчики должны совместно с базовыми предприятиями реально выступать на маршруты, проходя систему контроля совместно с водителями предприятия.
ИА REX: Каким образом вы намерены воздействовать на перевозчиков, не соблюдающих требования безопасности?
Мы создаем рабочую группу, которая посетит все 249 перевозчика, работающих в маршрутной сети Ставропольского края. Каждого мы проверим на предмет безопасности перевозки пассажиров. На каждого перевозчика будет составлен паспорт качества. Ежеквартально будет проводиться анализ таких паспортов. Ежегодно будем проставлять бальную систему качества перевозки пассажиров. Нарушители будут наказываться вплоть до расторжения договоров. Маршруты будем давать тем перевозчикам, которые в состоянии обеспечить безопасность перевозки пассажиров.
В этой связи мы будем плотно работать с мэриями. Так, в Ставрополе будет создана рабочая группа, в состав которой войдут 3 депутата краевой думы, специалисты дорожники, ГИБДД и транспортники. Все предприниматели, работающие на маршрутах, пройдут аттестацию. Также предлагается создание общественных контрольных пунктов при предприятиях-перевозчиках по всему Ставропольскому краю. В их состав войдут лучшие водители с предприятий. Директора предприятий уже идут нам навстречу в поддержке этой инициативы.
ИА REX: Очевидно, вы системно взялись за решение проблем в сфере автотранспорта, но как обстоят дела в сфере авиа- и железнодорожных перевозок?
У нас в крае два основных аэропорта. Это крупнейший на Юге России аэропорт «Минеральные Воды» и аэропорт «Ставрополь», который сейчас успешно реконструируется. Этому всячески способствует правительство Ставропольского края, есть инвесторы, участвующие в этом процессе. Скоро полностью преобразится здание аэровокзала. Оно становится значительно больше, появится новый зал вылета, появится новая стойка регистрации, что позволит регистрировать одновременно 2 рейса. Аэропорт будет оснащён новой техникой, отвечающей всем современным требованиям безопасности. Сейчас также идет благоустройство прилегающей территории. Новые взлетно-посадочные полосы смогут принимать крупные самолеты. Буквально на прошлой неделе мы с первым заместителем председателя правительства Виктором Шуруповым проехали в аэропорт, увидели, что работы идут в срок. Уже к середине сентября он будет достойно представлять интересы жителей Ставрополья. Мы планируем акционирование аэропорта, будем способствовать росту числа авиаперелетов, совершаемых из аэропорта краевой столицы, и расширению их географии. Уже сейчас ведутся переговоры с рядом иностранных авиакомпаний о заключении договоров на авиаперевозки, совершаемые из нашего аэропорта.
Что касается аэропорта Минеральных Вод, то в ближайшее время будет проводиться его приватизация с сохранением основного пакета акций в собственности края. Это позволит нам контролировать действия инвесторов и влиять на эффективность управления активами.
ИА REX: Какой фронт работы у вашего министерства намечен в сфере железнодорожных перевозок?
Железнодорожными перевозками пассажиров внутри Ставропольского края занимается в основном филиал ОАО «РЖД» — «СКЖД». У нас есть предложение к этой компании о расширении в крае сети маршрутов пригородного железнодорожного сообщения на участках железных дорог Ставрополь - Светлоград - Дивное, Ставрополь - Светлоград, Светлоград - Благодарное — Буденновск на рельсовых автобусах. Это небольшие автобусы, которые экономически очень выгодны и удобны. Пускать по рельсам такие автобусы на небольших пассажиропотоках в несколько раз дешевле, чем огромные тепловозы.
Переговоры о внедрении рельсовых автобусов в крае уже ведутся. Нам необходимо будет провести некоторые уступки для перевозчика. Тарифная комиссия утвердит небольшой тариф, а разница между себестоимостью и более низким тарифом будет оплачиваться из бюджета Ставропольского края. Правительство края пошло на эти меры, чтобы компенсировать подобные перевозки.
В целом, инфраструктура железнодорожного транспорта на территории Ставропольского края включает железнодорожные пути протяженностью 1,2 тыс. км, 106 железнодорожных станций, вокзалов, разъездов и остановочных пунктов, 162 железнодорожных переезда. Там есть актуальные вопросы, но в меньшей степени, чем проблемы автоперевозок.
ИА REX: Хорошо, вернёмся к вопросам автотранспорта. Одна из самых актуальных из них — это пробки. В Ставрополе количество автомобилей продолжает расти в геометрической прогрессии и постепенно пробки становятся всё менее проходимыми. Если не заняться этим вопросом, город просто встанет в одной большой пробке.
В ряде крупных европейских городов, как и в Москве, уже опробируется индивидуальная транспортная система, которая как электронный спрут руководит всей транспортной системой большого города. Один из элементов такой системы можно проработать и в Ставрополе. Она с помощью светофоров учитывает взаимоотношения между общественным и индивидуальным транспортом, транспорта различной вместимости, движение и разгрузку транспорта по часам суток. Подобная система должна давать рекомендации по перенаправлению потока машин в случае аварии, ремонта дорог или затора, система должна разработать эффективность искусственных неровностей. Это то, что мне видится в идеале.
На сегодня рабочая группа, которая уже создается в краевом центре, должна давать рекомендательные направления мэрии города. Мне видится, что проблема пробок в Ставрополе должна решаться по таким направлениям как развязки, расширение улиц и светофорная система, о которой я уже говорил.
ИА REX: Сейчас весь мир ломает голову над вопросами экологичности автомобильного транспорта. Всё большую популярность завоёвывает такой вид транспорта как электромобиль. Каковы перспективы применения этого вида транспорта у нас в регионе?
Я полностью поддерживаю идею внедрения электромобилей в городах Ставропольского края, особенно в особо охраняемом курортном регионе Кавказских Минеральных Вод. Я считаю, что электромобиль — это автомобиль будущего. На сегодняшний день отечественный ОАО «АвтоВАЗ» разработал модель на базе автомобильной марки LADA Kalina. Этот автомобиль способен проехать с полной подзарядкой 150 км и может заряжаться как от зарядной станции в течение 30 минут, так и от сети в течение 7 часов.
Правительство Ставропольского края разработало пилотный проекта по запуску этих электромобилей на Кавказских Минеральных Водах. Базовым предприятием для внедрения проекта является предприятие «Автоколонна 1721» города Кисловодска, обслуживающее городские и пригородные перевозки. Считаю, что генеральному директору этого предприятия, заслуженному транспортнику России, опытному руководителю, этот проект по плечу. Сейчас руководитель «Автоколонны» плотно работает с ОАО «АвтоВАЗ», Правительством края и министерством транспорта. Думаю, что в этом году, если в сентябре в Сочи будет подписано соглашение между правительством Ставропольского края и ОАО «АвтоВАЗ», в край должна поступить первая партия электромобилей — порядка 30-ти. Эти автомобили будут использоваться в качестве такси в городе Кисловодске и регионе Кавказские Минеральные Воды. Планируется также на автотрассе Кисловодск — Ставрополь поставить ряд зарядочных станций, после чего такси-электромобили смогут ходить на межгород и в Ставрополь.
Этот проект осуществим. В аэропорту Минеральных Вод уже используются электромобили Mitsubishi Motors, но надо делать упор на отечественного производителя — ОАО «АвтоВАЗ».
ИА REX: У меня еще вопрос в продолжение темы повышения экологичности автотранспорта. Как у нас в крае идет реализация федеральной программы по переходу автомобильного транспорта на природный газ?
Ещё в прошлом году в Ставропольском крае были представлены автобусы «Нефаз», разработанные Татарстаном. Я сам лично смотрел. Эти неплохие автобусы, работающие на газе, имеют два существенных недостатка. Первое — это высокая цена. С учетом лизинговых затрат она складывается в районе более 8 млн. рублей. Второе — эти автобусы работают только на газе. Их конструкция не предусматривает дополнительных баков для работы на дизельном топливе. Из-за этого автобусы тяжело эксплуатировать в условиях зимы. Мы направили в директорский корпус «Нефаза» свои предложения по усовершенствованию автобусов. Надеемся, что они будут учтены. Но эта проблема более решаемая, чем проблема высокой цены.
Существует программа, по которой переход муниципальных транспортных предприятий на технику, работающую на сжиженном газе, осуществляется на условиях софинансирования федерального и местного бюджетов. Согласно этой программе, 70% средств выделяется из федерального бюджета, а 30% средств из местного бюджета. У нас в крае всего 9 муниципальных транспортных предприятий. В основном, в Пятигорске и Ставрополе. Они могут рассчитывать на софинансирование, если найдется 30% от стоимости подвижного состава, работающего на сжиженном газе.
Что касается маршруток, то на сегодня практически 99% всех автобусов малой вместимости работают на газе. И до 50% автобусов средней вместимости марки Паз работают также на газе. Надо отметить, что этот переход происходит в течение последних 5-6 лет. Предпринимателей заставил перейти на газ рынок. Потому что это экономично и позволяет меньше изнашиваться трущимся деталям двигателя. Кроме того, это более экологично и пользуется поддержкой местных властей.
Комментарии читателей (0):