Аналитическое агентство «Смыслография» и компания Dow Jones представили рейтинг восприятия регионов Российской Федерации ведущими англоязычными СМИ. На первом месте по количественной и качественной проработке упоминаний в топ-100 ведущих англоязычных СМИ оказался Пермский край.
Второе-третье место делят Томская область и Краснодарский край. Далее следуют Сахалинска и Самарская области, Санкт-Петербург. Также в первую десятку входят Нижегородска область, Бурятия, Ханты-Мансийский АО, Татарстан.
Результаты рейтинга за 2011 год демонстрируют достаточно высокую стабильность распределения позиций регионов по сравнению с первым полугодием 2011 года. Так, в топ-десятку итогового рейтинга года вошло 9 из 10 участников такой же десятки первого полугодия, причем их перемещения внутри топа не превышают одной-двух позиций. Девять из десяти замыкающих рейтинг регионов также входили в группу аутсайдеров и полгода назад: Владимирская область, Республика Алтай, Карачаево-Черкесия, Республика Марий Эл, Амурская область, Псковская область, Еврейская автономная область, Алтайский край, Орловская область.
Отчетливое подтверждение, по словам составителей рейтинга, получила значимость выявленных ранее ключевых факторов, определяющих высокий интерес зарубежных СМИ к новостям в субъектах РФ: активности руководителей государства, принимающих участие в региональных мероприятиях, а также крупных корпораций, демонстрирующих интерес к конкретным регионам.
Возросло значение ещё одного фактора, влияющего на положение регионов в рейтинге — активности их представителей на международной арене (визиты официальных лиц в зарубежные государства, участие в международных форумах и программах, приём на своей территории представительных зарубежных делегаций, культурное сотрудничество). Ярким примером действия подобного рода факторов может служить беспрецедентный — на 51 позицию — рост рейтинга Республики Бурятия (7-е место), ставшей единственным новичком первой десятки. Основной причиной такого роста стало пребывание в столице республики Улан-Удэ в августе 2011 года с официальным визитом лидера КНДР Ким Чен Ира, его проходившая здесь же встреча с президентом РФ Дмитрием Медведевым.
Причиной роста рейтинга Астраханской области на 10 позиций (39-е место в годовом рейтинге) стал широко освещавшийся в СМИ совместный отдых и волжская рыбалка Владимира Путина и Дмитрия Медведева накануне старта электоральной кампании. Кроме того, на позицию региона в рейтинге повлияло активное развитие взаимоотношений между Россией и странами Каспийского бассейна (Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном), вылившееся в целый комплекс мероприятий — Астрахань стала активным участником процесса и местом визитов гостей из-за рубежа.
Рост рейтинга единственного региона, сумевшего по итогам года покинуть замыкающую десятку рейтинга, — Ульяновской области (переместилась с 74-го на 68-е место) — также обусловлен двумя из перечисленных выше причин, а именно, внимание зарубежных СМИ к заседанию в Ульяновске комиссии по модернизации под председательством Дмитрия Медведева и инвестициям компании ASG в ульяновскую авиационную инфраструктуру.
Наличие в субъекте федерации престижной футбольной команды или проведение представительных спортивных соревнований также работают как факторы, определяющие высокую позитивную упоминаемость такого региона и, как следствие, повышают его рейтинг. В частности, высокий уровень упоминаемости региональных футбольных команд объединяет большинство субъектов федерации, формирующих топ рейтинга. Для Перми это «Амкар», для Краснодара — «Кубань», для Томска — «Томь», для Самары — «Крылья Советов», для Санкт-Петербурга — «Зенит», для Нижнего Новгорода — «Волга», для Казани — «Рубин». Особняком в этом списке стоит Югра, где в качестве спортивной доминанты на протяжении всего года выступают шахматы — в 2011 году здесь состоялось мировое первенство по этому виду спорта, последовавшее практически сразу вслед за шахматной олимпиадой 2010 года. Шахматная тематика обеспечивает почти половину всех упоминаний региона в англоязычных СМИ. В Краснодаре также состоялся вызвавший интерес зарубежных СМИ вечер бокса, на котором российский чемпион мира по версии WBO Дмитрий Пирог защитил свой титул от притязаний чемпиона Европы по версии той же боксерской организации Геннадия Мартиросяна. В Санкт-Петербурге дополнительным инфоповодом, повлиявшим на итоговый рейтинг северной столицы, стал мужской теннисный турнир «Санкт-Петербург Опен».
Исключением (помимо Бурятии с ее особой ситуацией) является занимающий 4-е место Сахалин, где медийные доминанты никак не связаны со спортом. Здесь позиция в топе рейтинга определяется, прежде всего, высоким интересом зарубежных СМИ к реализации нефтегазовых проектов «Сахалин — 1, 2, 3, 5» и к активности участвующих в них крупных международных компаний.
Интересным примером является Кабардино-Балкария, где футбольная повестка служила единственным основанием упоминания региона в зарубежных СМИ в первом полугодии. Заметный рост рейтинга к концу года (на 13 позиций) обусловлен появлением дополнительных событий, связанных, в частности, с внешнеполитической активностью республиканского руководства: Кабардино-Балкария включилась в международный процесс взаимодействия тюркоговорящих стран и регионов, приняв в его рамках участие в ряде международных мероприятий.
Причины резкого снижения рейтинга, как правило, связаны с крупными природными или техногенными катастрофами в регионе, существенно увеличивающими долю негативных публикаций. Так, Ярославская область потеряла 24 позиции рейтинга после падения самолёта, в результате которого погиб весь состав хоккейной команды «Локомотив». Мурманская область потеряла 13 позиций в связи с пожаром на атомной субмарине «Екатеринбург», находившейся в плавучем доке.
Особый интерес представляет отсутствие информационной идентичности Краснодарского края и находящейся на его территории столицы зимней Олимпиады-2014 — города Сочи. Последний по-прежнему практически не ассоциируется с регионом своего размещения, играя отчасти самостоятельную, отчасти ассоциированную с Россией в целом роль. Доля публикаций, в которых Краснодарский край и Сочи упоминаются совместно, составляет около лишь 6% от общего числа материалов о Кубани. В целом Сочи упоминается зарубежными СМИ почти в 3,5 раза чаще, чем Краснодарский край.
Отметим, разработанная специалистами агентства «Смыслография» методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов РФ в топ-100 ведущих англоязычных СМИ, проанализированных с использованием информационно-аналитической службы Factiva.com. Общий балл, присваиваемый каждому региону, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций. Москва, как и в предыдущем рейтинге, была исключена из общего списка, поскольку её сравнение с другими субъектами федерации было признано методологически некорректным.
Комментарии читателей (0):