Губернский театр: возрождение старейшей сцены в Центральном Черноземье

В 1996 году театр закрыли на ремонт,. Только в последние годы, благодаря тому, что проблему реконструкции взял под личный контроль губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, работы по восстановлению велись полным ходом.
29 мая 2012  13:39 Отправить по email
Печать

Воронежский академический театр драмы имения А.В.Кольцова – один из старейших в стране. Его история берёт начало в екатерининские времена и связана с такими именами как Василий Чертков, воронежский наместник, губернатор Фёдор Пушкин, губернатор граф Дмитрий Толстой.

Первый «благородный» театр появился в 1787 году в доме наместника В.А.Черткова. Играли в нём дети губернатора и высших губернских сановников того времени. С 1799 года на сцене вместе с «благородными» появляются и публичные актёры. Это означает, что театр становится общедоступным. В современных энциклопедиях начало воронежского театра датируется ноябрём 1802 года. Однако первая антрепризная труппа появилась здесь при губернаторе Ф.А. Пушкине в 1801 г. Во главе её был московский комический актёр Петров, открывший сезон в помещении бывшего дома В.А.Черткова оперой Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». Его сменила труппа актёра В. Р. Бобровского. Во главе образованной для управления театром дирекции стоял вице-губернатор Л. С. Кологривов. Воронеж имел в то время даже своего драматурга. Это был А.М. Эллин. Под руководством этих трёх деятелей театр в течение нескольких лет процветал. В начале ХIХ века в его репертуаре было 37 пьес – в их числе трагедии Сумарокова, а также немецких и французских авторов, «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Школа злословия» Шеридана и прочие.

В 1821 году было построено новое здание театра, которое в дальнейшем несколько раз реконструировалось и перестраивалось, обеспечивая удобный доступ для наибольшего количества зрителей. Именно в это время театр переживает свой расцвет, который был связан с именем великого русского драматурга А.Н. Островского. Начиная с 1856 года, пьесы великого национального драматурга, вслед за Малым и Александринским театрами, одна за другой ставятся на воронежской сцене, и уже в сезоне 1863-1864 годов театр имел в репертуаре десять его пьес.

В 1886 году московский архитектор Чичагов спроектировал здание городского Зимнего театра и старое здание театра было полностью перестроено. И до начала XX века театр продолжал активную культурную жизнь. На воронежской сцене выступали в начале своего творческого пути В.Н.Давыдов и Н.Х. Рыбаков, в Воронеже гастролировали С.В. Шумский и Айра Олдридж, П.М. Садовский, А.П. Ленский, Г.Н. Федотова, М.М.Петипа, М.Н.Ермолова, М.Г.Савина. В 1895 году здесь побывал А.И. Сумбатов-Южин, который заметил талант юного А.А. Остужева, в будущем народного артиста СССР. В начале ХХ века в Воронеже гастролировали П.Н. Орленев и В.Ф. Комиссаржевская, П.П. Гайдебуров и Н. Ф. Скарская.

К концу 1915 года, когда шла война, театральные представления прекратились в 107 городах России. Но в Воронеже театром руководил В.И. Никулин, сумевший сохранить театр, пополнить его известными талантливыми актёрами и обновить репертуар.

После революции 1917 года театр стал именоваться Большим Советским. В 20–е годы на его сцене было поставлено десять пьес А.Н.Островского. В это время частым его посетителем был писатель А.П. Платонов. В ноябре 1926 года на его сцене выступал В.В. Маяковский. В 1935 году Воронежский театр весьма успешно гастролировал в Москве. Это были первые гастроли трёх провинциальных театров в столице. В 1935-1936 гг. заведующим литературной частью театра был поэт О. Э. Мандельштам, находившийся в ссылке в Воронеже.

В 1937 году здание театра было капитально реконструировано, а сам он стал называться – Воронежский драматический театр. В 30-е годы здесь работали режиссеры Я.А. Варшавский, А.И.Канин, С.Н. Воронов. Долгие годы художественным руководителем театра был В.М.Энгелькрон – с 1930 по 1935 и с 1939 по 1953.

Во время бомбёжек 1942 года здание сильно пострадало – в июне авиабомба попала в здание театра, разрушив сцену и зрительный зал. В июле коллектив был эвакуирован в Стерлитамак, а затем в Копейск Челябинской области. После освобождения Воронежа в 1943 году здание драмтеатра было восстановлено одним из первых в городе, разрушенном на 95%. Работы начались весной 1944 года, а 31 декабря того же года театр на проспекте Революции открылся премьерой «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Следует заметить, что послевоенное советское время репертуар театра выгодно отличался многообразием: наряду с пьесами идеологического содержания в репертуаре всегда была классика – А. Чехов, А. Островский, В. Шекспир, Ф. Шиллер, Лопе де Вега, П. Кальдерон. С середины 1950-х активно шли пьесы В. Розова и А. Арбузова, затем А. Володина, М. Рощина, А. Гельмана, И. Дворецкого, А. Дударева.

С 1959 театр стал носить имя Алексея Кольцова - за год до этого главный режиссёр театра Фирс Шишигин поставил спектакль «Алексей Кольцов» по одноименной повести Владимира Кораблинова. В 1969-1983 труппу возглавлял Народный артист РСФСР Г. Дроздов. Лучшие постановки – «На дне», «Синие кони на красной траве», «Наедине со всеми». Одним из первых в стране ставил Т. Уильямса: «Трамвай «Желание», «Татуированная роза». Значительное место в творчестве режиссёра занимала публицистическая драматургия: «Хроника одного дня» (о событиях 1973 года в Чили), «Посеешь ветер…» (о советских разведчиках в ставке Мао Цзедуна). Пьесы созданы Дроздовым в соавторстве с писателем Э. И. Пашневым. За их постановку режиссёр и ряд актёров стали лауреатами Государственной премии РСФСР.

В этот же период ряд интересных постановок создал режиссёр Владимир Соловьёв: «А зори здесь тихие», «Слон», «Ситуация», «Четыре капли», «Забыть Герострата…». В 1978 театр получил почётное звание «Академический». С 1987 главным режиссером Воронежского Академического театра драмы им. А. В. Кольцова становится А.В. Иванов, с 1991 его художественный руководитель. На воронежской сцене он поставил около пятидесяти спектаклей высокого художественного уровня, развивал традиции психологического театра К.С. Станиславского. Постановки русских классиков от Гоголя до Островского и Чехова, Булгакова и Вампилова имели неизменный успех на международных и всероссийских фестивалях. Многие из них вошли в фонды радио и центральных каналов телевидения. Ведущие критики России высоко оценивали творчество А.В. Иванова, как одного из выдающихся современных режиссёров страны.

В 1996 году театр закрыли на ремонт, а спектакли стали играть в новом здании. Однако реконструкция затянулась на долгие годы. Ремонт театра то замораживался, то начинался вновь, менялись подрядчики. И только в последние годы, благодаря тому, что проблему реконструкции взял под личный контроль губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, работы по восстановлению велись полным ходом. Глава региона установил жёсткие сроки по завершению реконструкции и привлёк к проблеме внимание СМИ и общественности. Объект был определён в числе приоритетных, которым правительство области уделяло самое пристальное внимание. Алексей Гордеев неоднократно лично инспектировал ход работ, проводил совещания на эту тему. И в результате за полтора года сделано больше, чем за предыдущие почти 15 лет.

По проекту реконструкции сохранена и практически полностью реставрирована старая часть здания, являющаяся памятником истории и культуры федерального значения, а также введена пристройка с малым залом и вспомогательными помещениями. Это позволило получить качественно новый театр, отвечающий всем современным нормативным требованиям, включая комфортность, модернизацию технического и сценического оборудования. Общая вместимость театра ориентировочно составит 500 посадочных мест, в том числе большой зал на 344 места и новый малый зал предположительно на 150 мест. Проектировщиком интерьеров Воронежского государственного академического театра драмы им. А.В. Кольцова является известный художник Юрий Купер. За стилевое решение современного оформления принят интерьер периода "Городского зимнего театра" (XIX век), благодаря такому дизайну сохранится историческая и художественная ценность этого памятника архитектуры.

28 декабря 2011 года в Воронеже состоялось открытие Малой сцены исторического здания Воронежского государственного театра драмы им. А. Кольцова. Первой премьерой на обновленной сцене стал спектакль по произведению Андрея Платонова «Река Потудань» в постановке художественного руководителя театра Владимира Петрова, художник-постановщик Юрий Купер. «Это как возвращение в родной дом после пятнадцатилетнего отсутствия. Очень много мыслей, очень много чувств, много надежд, что здесь начнется новая жизнь старого театра», - сказал на премьере В. Петров.

В марте 2012 во время своего визита в Воронеж премьер-министр, а в настоящее время президент России Владимир Путин побывал в готовящемся к открытию здании театра. В целом он одобрил и технические характеристики, и дизайнерские решения, реализованные в ходе реконструкции. 28 апреля 2012 года в Воронеже после 16 лет реконструкции обновлённое здание театра торжественно открыли. В церемонии приняли участие губернатор Алексей Гордеев и специально прибывший для этого события в Воронеж министр культуры РФ Александр Авдеев. Министр культуры дал исчерпывающую характеристику отреставрированному театру: «Я не раз был на открытии новых или отремонтированных театров, и иногда возникало ощущение – броско, ярко, много китча. Здесь, к счастью, по-другому».

Осмотрев все помещения, Александр Авдеев предложил Алексею Гордееву номинировать оформление театра на премию Правительства РФ: «У нас есть ежегодная премия Правительства РФ в области культуры: в текущем году выдвигаются проекты, которые были реализованы в прошлом. Если на следующий год общественность или власти субъекта федерации выдвинут это произведение искусства на премию правительства, думаю, будет самое благожелательное отношение». Он также отметил, что театр «вполне может считаться визитной карточкой региона»: «Такое здание – событие для всей российской культуры. Очень хотел бы, чтобы и все другие реконструированные российские театры имели такой замечательный, неповторимый облик, который приобрёл ваш театр. Это произведение искусства. Я просто восхищён работой замечательного художника Юрия Купера, помноженной на талант архитекторов, на энергию и политическую волю губернатора. Все это принесло такие плоды. Театр уникален».

Таким образом, после 16 лет ожидания и надежд, золотой фонд Воронежской архитектуры пополнился ещё одним уникальным зданием – зданием Губернского театра 21 века.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть