Государство Израиль и Холокост: Михаил Ошеров

ИА REX публикует статью эксперта Михаила Ошерова «Государство Израиль и Холокост»
24 мая 2012  16:46 Отправить по email
Печать

Ежегодно весной в годовщину восстания в Варшавском гетто по еврейскому календарю государство Израиль торжественно отмечает День памяти катастрофы и героизма европейского еврейства. Этот день отмечается 27 числа еврейского месяца нисана (обычно приходится на конец апреля). Кнессет закрепил этот день в Законе о Дне памяти катастрофы и героизма в 1959 году. Этот день в Израиле не является выходным, все израильтяне работают, как обычно. Вечером накануне проходит торжественная церемония в мемориальном комплексе — музее памяти жертв Катастрофы — Яд ва Шеме, в которой принимают участие президент и премьер-министр государства Израиль, другие официальные лица, выжившие узники концлагерей. В 10 часов утра звучит двухминутная сирена, и весь Израиль, все израильтяне застывают в двухминутном молчании — на работе, дома, в школах. Посреди улиц встают автомобили, и люди выходят на дороге, чтобы застыть в трауре.

В мире существует ещё один памятный день — 27 января — Международный День памяти катастрофы. В ноябре 2005 года эта дата была назначена Генеральной Ассамблеей ООН. В решении ООН говорилось: «Катастрофа, в которой была уничтожена треть еврейского народа, навеки будет являться предостережением всем народам мира об опасности, исходящей от беспричинной ненависти, расизма и предвзятости». Ассамблея выбрала эту дату (27 января), потому что в этот день в 1945 году Красная Армия вошла в Аушвиц (Освенцим) — лагерь смерти, символизирующий тотальное уничтожение еврейского народа. В Израиле День памяти катастрофы и героизма отмечается 27 нисана, и поэтому Министерство просвещения постановило посвятить выбранный ООН день Памяти 27 января углублённому изучению темы расизма и антисемитизма на примере катастрофы. Израильские руководители страны обычно в этот день посещают Освенцим и выступают там с речами.

Израильские политики, особенно нынешний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху широко используют тему Холокоста в своих политических интересах. Нетаньяху в своих речах и выступлениях, перед американскими конгрессменами, в ООН, в других местах, всегда говорит про Холокост и всегда упоминает его в контексте угроз государству Израиль. Нетаньяху на конференции AIPAC (лобби американских евреев за Израиль) в 2012 году заявил: «Я не позволю еврейскому народу жить под нависшей над ним тенью уничтожения».

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Но речи одного из израильских политиков — это ещё не вся правда и не вся информация о Холокосте.

Израильский народ, пострадавший от Холокоста, отказывает другим народам, также пострадавшим в своей истории от геноцида со стороны других народов, в праве быть жертвами геноцида, настаивая на своей исключительности. Так, хотя турецкий геноцид армян признан уже свыше 20 странами и многими народами, в том числе Россией, Францией, Германией, Евросоюзом, 43 штатами США, государство Израиль не признает его, мотивируя это уникальностью понятия «геноцид». Другие причины не признания израильскими политиками геноцида армян более прагматичны и не озвучиваются публично — долгое время Израиль и Турция были стратегическими и военными союзниками, и государство Израиль не хотело портить отношения с единственной мусульманской страной — партнером в регионе. Однако стоило израильско-турецким отношениям охладиться, как в Израиле среди прочих политических мер давления на Турцию заговорили о возможном признании армянского геноцида, переводя тем самым вопрос статуса геноцида и Холокоста из понятийно-исторического в политический. «Израиль со дня основания не соглашался на применение термина Холокост по отношению ни к одной другой войне или другой трагедии. Мы считаем, что то, что прошёл еврейский народ во время Второй мировой войны, несравнимо ни с чем», — отметил министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман в интервью телевидению RTVi.

В 2012 году годовщина Холокоста в Израиле была омрачена сразу тремя трагическими и отчасти символическими событиями. В день, предшествующий Дню памяти жертв Холокоста, на горе Герцль на площадке для торжественного отмечания Дня независимости Израиля рухнула построенная кабланами (строительными подрядчиками) тяжёлая осветительная конструкция, которая убила младшего офицера израильской армии Гили Бецалели.

Днём в день памяти жертв Холокоста двое израильтянок тяжело пострадали на дорогах Израиля во время звучания сирены — они вставали посреди скоростных шоссе и выходили из своих машин, в то время, как другие водители не останавливались во время звучания сирены, проезжали на большой скорости мимо и сбивали их ...

Вечером всё того же дня — во время спектакля Камерного театра по пьесе израильского драматурга Иегошуа Соболя «Гетто» про вильнюсское гетто, по пьесе, изобилующей тяжёлыми сценами унижения евреев и насилия фашистами над евреями, израильские школьники из лучших школ Тель-Авива, Ришон Ле Циона и Рамле мешали ходу представления, громко смеялись, выкрикивали нелицеприятные замечания в адрес актёров, а также звучно поддерживали «понравившихся» им актеров в форме СС, сообщил портал NRG.

По окончании представления актёры Камерного театра заявили, что испытывают глубокий стыд за поведение сегодняшних школьников. Несмотря на пережитый шок, актёры довели спектакль до конца. Как свидетельствуют многие из них, за кулисами они не смогли сдержать слез горечи и обиды за поведение зрителей. Они обратили внимание, что учителя и преподаватели, находившиеся в зале, не пытались предпринять шагов для того, чтобы урезонить распоясавшихся хулиганов. Актёр Одед Лауфер заявил присутствовавшим в зале, что они являются «позором еврейского народа», чем вызвал неудовольствие учителей, сопровождавших школьников.

Как такое могло произойти в еврейском государстве? Почему современные израильские дети не уважают память своих погибших предков?

Приведу несколько мнений из интернета.

«Израиль возник, потому что Германия была разгромлена армиями союзников. На государственных церемониях памяти жертв либо не вспоминают вовсе, либо рассматривают как некое природное явление. О героизме освободителей Освенцима или защитников Москвы и Сталинграда израильтяне на своих трагических церемониях не вспоминают. Никогда. Ведь это все были чужие для них войны».

«Журналист, рассказавший об инциденте на спектакле, возмущается некоторыми взрослыми израильтянами, заявляющими: „Это же ваша Катастрофа. К нам она отношения не имеет!“.

Примерно такая же позиция у многих преподавателей ульпанов (училищ языка иврит ), заявляющих взрослым эмигрантам: „Все эти войны к нам отношения не имеют!“. День Победы 9 Мая в Израиле проходит не под эгидой правительства, а по линии Министерства абсорбции. В Бат-Яме есть памятник евреям, героям Второй мировой войны. Но только евреям».

«До недавнего времени почти ничего не говорили о сопротивлении евреев в гетто на оккупированной территории СССР. Говорили только про Варшавское гетто, частично про Белостокское. В этом году впервые, кажется, в газете „Маарив“ написали про восстание в гетто Тучина. Там была в статье такая фраза: „Представьте, это восстание произошло за полгода до восстания в Варшавском гетто“. Фактически до разгрома немцев под Сталинградом. Для „кактусных“ (израильтян — жаргон) это полное откровение».

«Возможно, что дело в том, что еврейским сопротивлением на советской территории реально руководили коммунисты, а этот факт плохо вписывается в местный израильский нарратив, согласно которому сопротивление было сионистским. В Рогатине во время восстания евреи забаррикадировались в трех бункерах: «Ленинград», «Сталинград» и «Севастополь».

«Израильские учителя истории путают восстание в варшавском гетто с польским восстанием 1944-го года. В результате в гибели гетто оказывается виновата ... Красная армия (которая в это время (1943 год) только ещё после освобождения Ржева подходила к Курской дуге — М.О.)».

Руководитель проекта «Rugeneration» Влад Богуславский: «Подобное состояние в психологии называется Аномия — понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего, в аспекте этических норм (Дюркгейм Э. „Самоубийство“, СПб., 1912). При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодёжи.

Виновата система и религиозное вмешательство... Конечно, семья играет важную роль в воспитании, но семьи репатриантов винить я бы не стал, многие измучены выживанием. В Израиле существует системная ошибка, в стране с таким огромным спектром культур необходим совершенно другой подход в образовании. В частности, нужно говорить о всех секторах без исключения, преподавать историю каждого отдельного сектора и прививать уважение друг к другу. Например, евреям из арабских стран и северной Африки совершенно не понятна катастрофа ашкеназских евреев. Мы все евреи, но, к сожалению, евреи разные. А про русских я вообще говорить не хочу, этих вообще затыркали, где это видано, чтоб дети стеснялись своего происхождения, своих родителей. Это ужас и катастрофа».

Кроме этого возмутительного поведения израильских детей в театре, ещё раз подчеркиваю, в День памяти жертв Катастрофы, израильское подрастающее поколение достаточно неадекватно ведёт себя во время других воспитательных мероприятий — во время ежегодных поездок памяти в Освенцим школьников старших классов.

05.03.12

«инцидент на экскурсии израильских школьников в Майданеке — один из малолетних посетителей залез на гору пепла узников» («Идиот Ахронот»)

Из официального отчёта Министерства просвещения Израиля:

«многие старшеклассники, столкнувшись со страшными картинами, проявляют агрессию по отношению к местным жителям, избавляясь от негативных эмоций в барах и ночных клубах Польши».

Государство Израиль не сразу признало Катастрофу. Государство Израиль было создано в 1948 году, и только 21 апреля 1951 года израильский Кнессет постановил, что Израиль ежегодно будет отмечать 27 нисана как День памяти жертв Холокоста и героизма европейского еврейства.

Образ Холокоста в государстве Израиль неявно связан с образом забитого еврея, с образом страдающего еврея, в отличие от сильного и уверенного в себе израильтянина. Израильская культура построена во многом на отрицании двухтысячелетней еврейской истории — новый язык, новые имена, новый уверенный в себе и немного наглый израильский человек, новый восточный стиль.

Израильские раввины возлагают ответственность за Холокост на ... еврейский народ. По их мнению, евреи в Германии перешли от ортодоксального иудаизма к реформизму, и за это они были наказаны. Так на сайте «Толдот.ру» считает раввин Бенцион Зильбер. Так считает и один из высших в иерархии раввинов — бывший главный сефардский раввин Израиля Мордехай Элияху. Он выступил в 2007 году в день памяти жертв Холокоста со скандальным заявлением. По мнению раввина, страдания евреев — жертв Катастрофы были платой за грех движения реформированного иудаизма.

При том что политики, политическое руководство государство Израиль непрерывно спекулируют на Холокосте, само государство Израиль не может обеспечить достойную старость всем пострадавшим и выжившим в Холокосте.

По данным (2011 год) общественного Фонда помощи гражданам, пережившим Катастрофу европейского еврейства, в Израиле проживают более 60 000 пожилых людей, находящихся ниже черты бедности и нуждающихся в различной помощи. Всего в Израиле проживают 208 000 пожилых людей, переживших Катастрофу. В 2005 году в Израиле было 24 000 жертв Катастрофы, которые находились в тяжелом социально-экономическом положении.

Среди пенсионеров из России очень много жертв Холокоста. В отличие от израильтян, приехавших в Израиль достаточно давно, пенсионеры ещё из СССР, приехавшие сюда 20 лет назад в достаточно немолодом возрасте, не успели, не смогли выучить иврит, не все успели заработать квартиры, не все получили социальное жильё, которое государство Израиль прекратило строить в 1992 году. В результате сейчас многие «русские» пенсионеры вынуждены отдавать большую часть своих небольших пенсий за съем жилья. У семьи пенсионеров на жизнь остаётся примерно 1 000 — 1 500 шекелей — на еду, на проезд, на лекарства. Статистика говорит о примерно 25 тысячах пенсионеров, находящихся примерно в таком бедственном положении. Многие из них являются ветеранами войны и труда.

После войны встал вопрос о получении жертвами Холокоста компенсаций от правительства Германии. Одной из проблем было то, что по итогам войны возникло два государства, и ГДР отказывалась обсуждать эти вопросы. Переговоры с ФРГ велись от имени и государства Израиль и общественной организации — «Конференции по материальным претензиям евреев к Германии». Был заключён трёхсторонний договор о компенсациях. После присоединения ГДР к ФРГ к последней были предъявлены претензии к реституции — полному возвращению собственности. В результате было принято компромиссное решение о новой компенсации. Общее количество получателей компенсации — это сотни тысяч человек, суммы компенсаций составляют миллиарды немецких марок и евро. За время действия этих программ было выявлено несколько случае крупных мошенничеств, в основном среди евреев США — использование подставных получателей на суммы несколько десятком миллионов долларов. Эти суммы компенсаций в США не всегда распределяются равномерно и одинаково.

Уже вырастает следующее поколение — дети людей, выживших в Холокосте, которые тоже начинают просить и требовать компенсаций от правительства Германии. Речь идёт о десятках тысяч людей, пишет MIGnews.

По данным общественной организации Амха, помогающей пережившим Холокост, только в Израиле 14 000 детей, переживших Катастрофу, нуждаются в постоянной психологической помощи. В год их на психологическую поддержку расходуется порядка 34 миллионов шекелей.

Недавно один из видных деятелей мирового еврейства и хорошо знакомый всем гражданам бывшего СССР бывший «отказник», а в настоящее время — глава Еврейского агентства «Сохнут» Натан Щаранский выдвинул опасную идею о полной реституции (возвращении имущества) всем евреям, пострадавшим в Холокосте. Агентство «Сохнут» создало сайт в интернете, активно ведёт работу с документами и адвокатами. Речь идёт о действиях как в пользу выживших в Холокосте (их сейчас осталось не так уж много), а так же о действиях в пользу наследников погибших в Холокосте людей. В июне 2010 года в Праге премьер-министр Чехии Ян Фишер и советник государственного департамента США по имуществу Холокоста Стюарт Айзенстат огласили правила по реституции собственности, похищенной нацистами во время Холокоста. Документ излагает принципы, на которых должны быть основаны реституция и компенсации за собственность еврейских жертв нацистских преследований.

«Эти рекомендации касаются как недвижимости, принадлежавшей частным лицам, так и религиозных зданий и собственности, такой, как синагоги, школы и кладбища, — подчеркнул Айзенстат, — эти правила утверждают, что собственность, не имеющая наследников, должна отойти нуждающимся, выжившим в Холокосте. Около четверти миллиона выживших в Холокосте сейчас живут за чертой бедности».

На эти правила согласились уже 43 страны, хотя они и не являются юридически обязательными к немедленному исполнению. Россия уже заявила, что следовать рекомендациям и правилам не будет. Так же точно себя повела и Белоруссия. Сербия и Мальта тоже не признали правил. Позиция Украины не известна до сих пор. На Украине сохранились сотни и тысячи еврейских зданий, общинной и частной собственности, которая в случае реализации программы Щаранского должна быть реституирована. До войны в городах и местечках Западной Украины евреи составляли значительную часть населения, во многих — большинство, а в некоторых, таких как Коломыя, Золочев, Косов, Куты и др. — подавляющее большинство, и, соответственно, большая часть строений и земельных участков в этих городах принадлежала евреям. Легко себе представить, что начнёт происходить на Западной Украине после предъявления претензий о возвращении всего имущества и недвижимости евреям.

Представители Европейского Союза подписали Терезинскую декларацию в 2009 году, когда Чехия возглавляла Евросоюз. Эта декларация призывает к реституции имущества жертв Холокоста, включая и частную собственность. «Многие из переживших Холокост вернулись в свои дома и обнаружили, что они не имеют возможности вернуть свою собственность», — сказал Натан Щаранский, председатель Еврейского агентства о программе «HEART». Он добавил: «Впервые со времён Холокоста создана всеобъемлющая программа по сбору информации, направленной на получение компенсации за имущество, которое было конфисковано, разграблено или принудительно продано во время Холокоста».

Реализация в полной мере этого предложения Щаранского означает претензии на дома, на недвижимость, на счета в банках, на акции и на имущество фирм, многие из которых существуют и сегодня, на акции банков. С учётом того, что до Второй мировой войны и до Холокоста евреям принадлежало огромное имущество в Германии, Австрии, Польше, Франции, Италии, Голландии, в других европейских странах, что, собственно говоря, и послужило если не одной из причин, то одним из поводов для Холокоста, только выдвижение подобных претензий может вызвать необратимые исторические последствия как для государства Израиль, так и для евреев, проживающих по всему миру.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть