ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с назначением Асгата Сафарова и.о. вице-премьера Татарстана.
Всколыхнувшая общество история преступления в полицейском отделении «Дальний» в Казани не только не забыта, но и имеет яркое продолжение. Глава республики Рустам Минниханов назначил на должность и.о. заместителя премьера Татарстана бывшего главу МВД Татарстана Асгата Сафарова.
Напомним, в марте 2012 года 52-летнего жителя Казани, неоднократно судимого Сергея Назарова, безосновательно обвинив в краже, доставили в отдел полиции «Дальний», где избили и изнасиловали бутылкой из-под шампанского. Пострадавший с разрывом прямой кишки был доставлен в больницу, но спасти его врачам не удалось. Огласка в прессе привела к крупномасштабной проверке деятельности отдела полиции «Дальний», где практика подобных допросов, в том числе и изнасилований или угроз изнасилования, оказалась самой обычной: сразу несколько граждан подали заявления об аналогичных методах допроса, применявшихся к ним. Министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров отправил в отставку в связи с «утратой доверия» начальника отделения полиции «Дальний», полковника полиции Сергея Ефремова, его заместителя Фаиля Сабирзянова и начальника уголовного розыска отдела Айнура Рахматуллина. В Москве состоялась коллегия МВД под председательством министра внутренних дел РФ генерала армии Рашида Нургалиева, которая была посвящена «состоянию дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел». Нургалиев вынес выговор самому Сафарову. В Казань была направлена группа офицеров центрального аппарата для участия в проверке работы местной полиции. В результате проверки были установлены «факты применения незаконных методов ведения следствия» и в других отделах полиции; всего Следственный комитет России принял около трех десятков жалоб на сотрудников различных отделов МВД Татарстана.
9 апреля Сафаров ушёл в отставку по собственному желанию. Прощаясь с личным составом, Сафаров отметил, что он делал всё возможное для укрепления МВД Татарстана и что «ЧП в ОП „Дальний“ стало настоящим неожиданным ударом не только для меня». Вместе с тем, он заявил: «Руководители подразделений, в том числе и центрального аппарата, наказаны по максимуму. Я всегда говорил и говорю, что позор и честь для нас с вами одни на всех. И 14 лет я несу ответственность за всё, что происходит в МВД — и в центральном аппарате, и в горрайорганах. А значит, несу ответственность за то, что происходит сейчас».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Трудно сказать, действительно ли Сафаров не догадывался, что творится в отделениях полиции — когда об этом догадывается вся страна, и многие граждане чувствуют это на себе. В любом случае, Сафаров публично взял на себя ответственность за преступление полицейских.
Известно, что за 14 лет нахождения Сафарова на посту министра до суда были доведены дела 14 крупных преступных сообществ, более 400 их участников получили тюремные сроки. Не исключено, что он эффективно боролся с преступностью. Впрочем, до известной степени, представления Сафарова о борьбе с преступным миром характеризуют его мемуары, увидевшие свет в феврале, ещё до событий в «Дальнем». В своей книге экс-министр высказывает сожаление по поводу отмены смертной казни и оправдывает средневековые жестокости при казни преступников: «Средневековая жестокость имела логичное объяснение — если нельзя казнить душегуба несколько раз, то можно отнять жизнь максимально мучительным способом — в назидание всем остальным». В самой по себе такой точке зрения нет ничего удивительного — в российском обществе многие граждане требуют смертной казни, и даже публичной, за тяжкие преступления. Но необходимо учитывать морально-этический уровень сознания нашей полиции, и, с учётом подобных высказываний своего начальника, полицейские, будучи уверены в виновности задержанного или же желая эту виновность доказать, охотно будут использовать «мучительные» методы.
Эксперты по-разному объясняют нынешнее назначение Сафарова — прежде всего, близостью к экс-президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву (в 1995 г. он стал начальником службы безопасности Шаймиева). Руководство республики считало его отставку незаслуженной и несправедливой: не случайно уже в момент принятия отставки Сафарова Минниханов выразил благодарность экс-министру и заявил, что он останется работать в республике.
Формально Сафаров пошёл на повышение, хотя многие эксперты и не считают новую должность экс-министра фактическим повышением. По их мнению, речь, скорее всего, может идти о «почётной отставке». Сафаров сменил в этой должности Зилю Валееву, которая курировала в республике гуманитарные вопросы (культура, язык). Впрочем, ходят слухи, что в дальнейшем Сафаров может сменить первого вице-премьера — 62-летнего Равиля Муратова и будет курировать силовой блок.
Но аппаратные перестановки в правительстве Татарстана и их мотивации не столь важны. В любом цивилизованном обществе начальник несёт личную ответственность за подчинённых, каким бы хорошим и честным офицером не был бы он сам. И такая ответственность необходима: чтобы удержаться в должности или успешно продвигаться по служебной лестнице, офицер предъявляет максимальные требования к своим подчинённым, те — к своим, и т.д., вплоть до самых мелких подразделений правоохранительной или армейской структуры. Тем самым достигается ответственность всех уровней иерархической системы.
Но есть и другой подход, когда можно удержаться в должности, несмотря ни на что, а то и пойти на повышение, и этот способ более характерен для России — когда все уровни правоохранительных служб повязаны коррупционными, семейными или дружескими связями, и когда любое преступление легко покрывается, а высшие чины не несут, в конечном итоге, ответственности за низших. А если их и снимают с должностей, то они легко всплывают в другом месте.
Случай с Сафаровым — яркое свидетельство второго подхода. Назначение Сафарова и.о. вице-премьера — повышение, пусть даже формальное, в должности. А после чудовищного случая в отделении «Дальний», других многочисленных аналогичных случаев в Татарстане и по всей стране, после всех разговоров о необходимости перемен в правоохранительных органах и об ответственности должностных лиц, происшедшее — это открытая демонстрация наплевательского отношения к гражданам России, к их чувствам и мнению.
Комментарии читателей (0):