Одним из первых поручений Владимира Путина после вступления в должность президента Российской Федерации стало требование до ноября 2012 года ввести обязательный экзамен по русскому языку, истории России и основам российского законодательства трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов. Политолог, эксперт ИА REX Григорий Трофимчук прокомментировал инициативу президента, которую он предлагал реализовать ещё являясь премьером. В частности, в начале 2012 года Владимир Путин заявил: «Нам важно, чтобы мигранты могли нормально адаптироваться в обществе. Да, собственно, элементарным требованием к людям, желающим жить и работать в России, является их готовность освоить наши культуру и язык». 7 мая он подписал указ об обеспечении межнационального согласия, который и предусматривает введение для гастарбайтеров обязательного экзамена по русскому, истории России и основам российского законодательства.
В теме русского языка для мигрантов, приезжающих в РФ, Путин действует правильно: язык надо знать. Всё остальное: история, литература, основы законодательства РФ уже автоматически вытекают из этого главного требования, так как без языка эти массивы никому не интересны и не нужны. Однако поставив такую задачу, Путин — в отличие от Медведева, который упорно не даёт практических схем и дорожных карт — должен показать, как этой цели достичь на практике. Только в этом случае не будет коррупционной торговли сертификатами и теневых тарифов за экзаменационные оценки. Путин должен понимать, что мигрант из Таджикистана или Киргизии — не школьник и не студент, поэтому здесь должны быть не только иные финансовые, но и особые обучающие схемы, мгновенно дающие результат.
Таким образом, Путин должен понять, что, для начала, мигранта следует заинтересовать Россией, чтобы он сам, без постороннего давления и принуждения потянулся к изучению этой огромной ниши. Для этого в теме адаптации мигрантов должны работать не чиновники, не западные организации и даже не соотечественники мигранта, зарегистрировавшие в России диаспоры и желающие контролировать на этой основе своих земляков, а собственно русские общественные организации. Такой контакт уже сам по себе будет способствовать дружбе и взаимопониманию между народами.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако в этом месте встаёт главная проблема: деньги. В новой России никогда, ни один чиновник не отдаст деньги какой-то «посторонней» организации, которая знает, как реализовать проект Путина в сжатые сроки, с максимальной отдачей для страны и для её международных отношений. Чиновники из соответствующих миграционных ведомств, казалось бы, должны сами, днём с огнём, разыскивать русские, российские общественные организации, которые не только предлагают такие идеи, но и знают, как их продвинуть. В России всё наоборот: от таких организаций стараются, скорее, скрыться, чем попытаться реализовать то, что они предлагают.
Поэтому если Путин действительно не желает коррупции в миграционной нише, он должен срочно создать государственную структуру, которая будет обязана сама искать такие организации и отчитываться президенту, кого нашла. К примеру, можно учредить должность Уполномоченного по миграции, на которого и возложить освоение мигрантами необходимого пакета российских текстов и тестов.
Уже сейчас отдельные общественные организации РФ предлагают уникальные адаптационные методики, включая выпуск разговорников: русско-таджикских, русско-киргизских, русско-узбекских, русско-китайских, русско-вьетнамских и т.д. Вся новизна данного предложения становится очевидной, как только любой наблюдатель посмотрит на содержание традиционных миграционных буклетов — ни одной родной киргизской буквы, тонны английского текста. При этом следует учесть, что тот же самый киргиз зачастую не знает не только английского и французского — он даже по-киргизски пишет с трудом, так как образование теперь везде за деньги.
Как только красивые русские девушки с улыбкой на лице начнут вручать прибывающим в РФ трудовым резервам понятные им буклеты — на вокзалах, в аэропортах, в портах — тогда многое пойдёт в нужную сторону.
Ещё одной проблемой является то, что мигранты из сопредельных стран — почти поголовно рабочие, простые люди. А рабочий человек, пусть даже русский, подвергается в РФ моральным унижениям: работать на реальном производстве в России сейчас не престижно, над рабочим смеются везде, начиная с «развлекательных» телепередач. Путин, как известно, пробует поднимать престиж рабочего, однако этот престиж поднимется сам, если резидент какого-нибудь комедийного «клаба», не приносящий никакой реальной пользы, просто начнёт получать в два-три раза меньше, чем приезжий работник из Таджикистана, Молдавии или Украины.
Путину и здесь надо регулировать систему, а уже потом нависать над мигрантами, которые лишний раз озлобятся против Москвы, когда им продадут в каком-нибудь углу языковой сертификат, не гарантирующий ни знаний, ни рабочего места, ни денег.
Комментарии читателей (0):