Власти Москвы санкционировали проведение 6 мая шествие-митинг с заявленной численностью до 5 тыс. человек от Калужской площади по улицам Большая Якиманка и Большая Полянка через Малый Каменный мост до Болотной площади. Число участников значительно превысило ранее объявленные и полицией, и организаторов. Полиция задержала около 250 человек оппозиционных активистов, в их чсиле оказались провокаторы. Политолог, эксперт ИА REX Михаил Нейжмаков прокомментировал митинг «Марш миллионов» и перспективы повторения подобных акций.
К моменту проведения «Марша миллионов» интерес к оппозиционным акциям по итогам выборов серьёзно снизился. Об этом говорят хотя бы настроения в соцсетях. По сравнению с митингами «За честные выборы» в декабре 2011–феврале 2012 года желающих прийти на «Марш миллионов» среди пользователей Vkontakte и Facebook оказалось в 3-4 раза меньше. Фактически, инаугурация Владимира Путина для оппозиции стала последней возможностью использовать тему прошедших федеральных выборов эффективно. Как говорили герои «Бриллиантовой руки», «гипс снимают, клиент убегает». Это и побудило их к более радикальным действиям.
Кроме того, на «Марш миллионов» в любом случае вышло меньше народу, чем на пике кампании «За честные выборы» несколько месяцев назад (около 8000 человек по данным ГУ МВД, от 10 000 до 14 000 по различным независимым оценкам, что в любом случае в несколько раз меньше, чем на алогичных акциях зимой). Снижение многолюдности акции прошло за счёт менее политизированных их участников. Поэтому и доля радикалов, которые ходят на такие акции в любом случае, среди митингующих возросла, создав подходящую атмосферу для противостояния с полицией. Интересно, что именно в связи с «Маршем миллионов» впервые была попытка на практике вспомнить о «сакральной жертве». В ночь после митинга через соцсети был распространён ролик о митингующем, который, якобы, был убит полицейскими, но эта информация в итоге не подтвердилась.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 14.05.12 Власть вновь упустила шанс дать нелинейный ответ на митинги оппозиции: Григорий Трофимчук
- 11.05.12 «Русский бунт» западников меркнет, СМИ молчат
- 10.05.12 Беспорядки на «Марше миллионов» в Москве: послесловие
- 07.05.12 В результате беспорядков на Болотной пострадали 29 полицейских и сотрудников ОМОНа
Поводом для оптимизма оппозиции можно считать формирование устойчивого многолюдного ядра участников подобных акций, более широкого, чем состав активистов организаций-участников этих митингов. Впрочем, это было очевидно уже зимой. В будущем оппозиционеры могут привлечь это ядро для акций под новыми лозунгами (например, «против коррупции»).
Однако есть основания и для оптимизма властей. Во-первых, призвав к акциям в день инаугурации и «ночным гуляниям» в праздники, оппозиция навредила себе же самой. Акции протеста в течение нескольких дней подряд быстрее приводят к психологической усталости их участников. На примере акций протеста за досрочные президентские выборы в Грузии в ноябре 2007 года, против избрания Саакашвили в январе 2008 года, по итогам президентских выборов в Армении в феврале-марте 2008 года мы видим, что подобные акции в «режиме нон-стоп» обычно сходят на нет самое большое через пару недель после их начала. Российская оппозиция до сих пор действовала разумнее, ориентируясь на крупные митинги с длительными паузами между ними. Во-вторых, готовность большей части митингующих к радикальным действиям не очень велика, как и уровень их организованности. На кадрах с митинга видно, что ОМОН без сопротивления со стороны основной части участников мог задерживать радикалов среди митингующих. По здравому размышлению это должно остудить тех в оппозиции, кто зимой так надеялся на радикальный сценарий. С радикалами на марше ОМОН справился даже без использования слезоточивого газа и водомётов. Кстати, накал уличного противостояния в том же Ереване в феврале-марте 2008 года был куда выше, тем не менее, избранный тогда президент Серж Саргсян у власти до сих пор.
Скорее всего, радикальная оппозиция ещё сможет использовать тему «нелегитимности власти» для организации крупных митингов в мае - первой половине июня 2012 года. Численность крупных митингов в Москве в это время может даже немного превзойти «Марш миллионов». Но будет и отток – за счёт наименее политизированных участников и тех, кто просто не хочет ввязываться в потенциальные драки с полицией. Затем тема уйдёт – вспомним, как падал интерес к подобным акциям в других постсоветских республиках. Для новых митингов после летнего политического межсезонья оппозиции придется искать новые поводы.
Комментарии читателей (0):