В 2008 году Правительство РФ утвердило «Транспортную стратегию РФ на период до 2030 г.», обозначив в ней основные пути развития транспортной системы страны. Стратегия разработана с целью повышения конкурентоспособности российской экономики, от которой напрямую зависит уровень жизни граждан. В свою очередь, разработка общей стратегии диктует и региональным властям принятие собственных концепций развития, которые в соответствии с намеченными общероссийскими целями будут служить усовершенствованию и модернизации дорожно-транспортной системы.
Воронежская область находится в узле основных транспортных коммуникаций. В Воронеже расположен аэропорт, который с 1995 года имеет статус международного. По территории региона проходит одна из главных транспортных артерий в стране – Юго-Восточная железная дорога, связывающая центр Европейской части страны с Поволжьем, Украиной, Северным Кавказом. Общая длина железнодорожных путей в области составляет более тысячи километров. Через область проходят крупные автомобильные магистрали, связывающие европейскую часть страны с южными и восточными территориями, включая и страны зарубежья (Федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон», федеральная автомагистраль М6 Москва-Астрахань, автомагистраль Курск-Саратов). На территории области действуют 2 речных порта – Лискинский и Воронежский. Реки Дон и Хопер обеспечивают судоходную связь с Азовским, Черным и Каспийскими морями, внутренние судоходные водные пути Воронежской области составляют почти 600 км.
Объём перевозок водным транспортом достигает в области 350 тыс. тонн. Однако это значительно уступает объёмам перевозок в других отраслях. Поэтому в ближайших планах Воронежского правительство стоит восстановление в полном объёме судоходства на реке Дон. Зимой 2012 года состоялось совещание по этому вопросу с участием представителей ОАО «Лискинский порт», Верхне-Донского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Волго-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства». Соответствующий проект планируется доработать к осени. Проект предполагает как углубление русла реки, так и обновление подвижного состава. Инвестиции планируется привлекать и от частных инвесторов, и из федерального бюджета.
По словам генерального директора ОАО «Лискинский порт» Виталия Рудича, на данный момент обстановка с судоходством находится далеко не в самом блестящем положении: «Подвижной состав изношен, судоходные пути давно не поддерживались в рабочем состоянии и в этих условиях говорить о конкуренции с авто или ж/д перевозками не приходится. Для восстановления отрасли водных перевозок в полном объёме, требуются серьёзные вложения и без региональной поддержки и долговременных инвестиционных проектов в этой отрасли не обойтись».
Учитывая многообразие представленных в регионе транспортных коммуникаций, областное правительство уделяет повышенное внимание их развитию и координации между собой. От правильной организации работы, от состояния транспортной системы в области во многом зависит и её экономическое развитие в целом, потому что объём пассажирских и грузоперевозок достигает колоссальных размеров, делая область экономически привлекательным регионом.
Коммерческий директор транспортной компании ЗАО «Стандарт Альянс» Александр Свинцов, являющейся членом Торгово-промышленной палаты Воронежской области, также считает, что для экономического благополучия региона исключительно важно продолжать развитие транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе и на стыках Воронежа и Воронежской области, поддерживать проект развития транспортного коридора Москва–Воронеж. Из перспективных областей Свинцов особенно выделил лидирующие по объёмам перевозок железнодорожный транспорт и автоперевозки.
По вопросам развития транспортной системы правительство области работает в тесном контакте с федеральными властями и крупнейшими российскими транспортными предприятиям. 11 марта состоялась встреча президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина и губернатора Воронежской области Алексей Гордеева, на которой обсуждались вопросы совершенствования железнодорожного транспортного обслуживания в регионе. Одной из ключевых тем встречи стало строительство пассажирского транзитного парка ст. Отрожка (вокзал «Воронеж-3»). Реализация такого масштабного проекта позволит повысить эффективность пассажирских перевозок и сократить время прохождения поездов дальнего следования в направлении «Север-Юг», что в преддверии зимних Олимпийских игр 2014 года особенно актуально. Время прохождения составов по территории ЮВЖД за счет этого сокращается на 40 минут, так как составам будет не нужно медленно продвигаться к центральному вокзалу. После встречи Гордеев заявил: «Мы наметили совместные действия, есть поддержка в целом руководителя РЖД. Но остаётся сделать так, чтобы этот объект был окупаемым, и мы его могли возвести в сжатые сроки на высоком уровне».
Позже на заседании регионального координационного совета, посвященного проблемам повышения эффективности взаимодействия участников транспортного рынка в сфере грузовых перевозок, Якунин отметил: «В настоящее время железнодорожный транспорт обладает сильными позициями на рынке, однако присутствует и ряд инфраструктурных проблем». Положительным примером в их решении стало подписание 24 января 2012 года на совещании у председателя Правительства РФ Владимира Путина соглашения, консолидирующего интересы государства, грузоотправителей и ОАО «РЖД» в области развития железнодорожной инфраструктуры под гарантированные в долгосрочной перспективе объёмы перевозок грузов.
На заседании было отмечено и высокое качество функционирования воронежской железнодорожной системы на федеральном уровне – по итогам последнего квартала 2011 года в отраслевом соревновании коллектив Юго-Восточной железной дороги занял 1 место. Поздравляя работников ЮВЖД Алексей Гордеев отметил серьёзный вклад отрасли в развитие Воронежской области: «На Юго-Восточной дороге работает мощный коллектив – 25 тысяч человек, в том числе на территории Воронежской области – 8 тысяч человек. И сегодня, говоря о социальном и экономическом развитии области, мы понимаем, что железная дорога – это барометр развития региона».
В 2012 году грузооборот, который обслуживает ЮВЖД, продолжает расти: только в Лискинском отделении он вырос на 9,1%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первые три месяца 2012 года в 5 раз возросла перевозка зерна (167,8 тыс. тонн), более чем в два раза - сахара (63,4 тыс. тонн), на 14% выросла погрузка химудобрений . Подобный экономический рост требует непременной реализации всех заявленных проектов в области совершенствования железнодорожной инфраструктуры.
Повышенное внимание в области уделяется и дорожному строительству. В ноябре 2011 года был создан дорожный фонд, являющийся частью средств регионального бюджета, и начал действовать с 1 января 2012 года. Основными источниками его формирования являются акцизы на нефтепродукты, доходы от использования дорожной инфраструктуры области, а также транспортный налог, переданный в настоящее время в местные бюджеты. Средства данного фонда направляются на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт и содержание дорог общего пользования. На совещании 7 февраля 2012 года Гордеев отметил, что в результате создания фонда в развитие дорожной отрасли региона в 2012 году будет направлено практически в два раза больше средств, чем в 2011. Так, на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения планируется направить 1, 47 млрд рублей, на строительство и реконструкцию – 317 млн рублей. На совещании принято решение создать координационный совет по развитию сети автомобильных дорог при правительстве Воронежской области, который будет контролировать использование средств дорожного фонда с целью сделать их расходование максимально эффективным.
«Город очень нуждается и в транспортных развязках, и в развитии инфраструктуры», - пояснил член Комитета Воронежской областной Думы по промышленности, транспорту и связи Андрей Боровиков. При этом он отмечает, что решение этих проблем для города необходимый, но длительный процесс. Он обратил внимание, что ЗАО «Воронежстальмост», генеральным директором которого он является, готов обеспечивать Воронежскую область качественными стальными конструкциями для железнодорожных, автодорожных, пешеходных мостов. На данный момент Боровиков активно занимается продвижением проекта по постройке путепровода через железнодорожные пути на улице Циолковского.
В области активно продолжается реконструкция трассы федерального значения – М4 «Дон», которая в пределах региона имеет протяженность 317,5 км, а в её состав входят 43 моста, 30 путепроводов, 7 надземных пешеходных переходов. Транспортный поток, проходящий ежедневно по трассе, составляет от 21 тысячи до 96 тысяч автомобилей. 26 ноября 2011 года министр транспорта РФ Игорь Левитин и губернатор Воронежской области Алексей Гордеев приняли участие в торжественном открытии реконструированного участка трассы в Бобровском районе. Строительные работы закончились на 4 месяца раньше срока, а стоимость работ по контракту составила свыше 10 млрд рублей. Гордеев отметил, что ввод в эксплуатацию данного участка позволит увеличить скорость транспортного потока, уменьшить транспортно-эксплуатационные затраты, снизить количество ДТП и дать дополнительный импульс социально-экономическому развитию региона.
«Наличие такой современной магистрали, - сказал Гордеев, - позволит совершенно другими темпами развивать экономику нашего региона: уже сейчас вдоль трассы развиваются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, сфера услуг. Сдача в эксплуатацию следующего участка трассы протяженностью 26,3 км намечено на 2013 год».
В области пассажирских перевозок в Воронежской области активно развивается авиатранспортное сообщение. Только за 2011 год рост составил 31%, по сравнению с 2010 годом (услугами международного аэропорта воспользовались на 76,6 тыс. человек больше, и общее количество пассажиров составил 279,5 тыс.). Из международного аэропорта в 2011 году было выполнено 4604 рейса, в том числе 676 международных. Самым востребованным стабильно остается направление «Воронеж-Москва», что естественно в условиях стабильно развивающейся экономики. Рейсы в столицу осуществляют 3 авиакомпании, которые суммарно выполняют до 8 рейсов ежедневно. С развитием туристического бизнеса в последние годы все большее развитие получает и международное направление.
Комментарии читателей (0):