Во второй половине мая возможны два иностранных визита новоизбранного президента России Владимира Путина — в США и Израиль. Если визит в США для руководителей России достаточно традиционен, то поездка по странам Ближнего Востока, и в том числе, в государство Израиль представляет большой интерес.
О предстоящем визите впервые заговорили после телефонного звонка премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху председателю правительства России Владимиру Путину 8 марта 2012 года. Как сообщает пресс-служба главы правительства, Нетаньяху поздравил Путина с победой на президентских выборах и пригласил его посетить Израиль. В ответ Путин пригласил израильского премьера в Россию. Известно, что во время телефонной беседы лидеры обсуждали ситуацию на Ближнем Востоке, в частности, иранскую проблему. Инаугурация президента России Владимира Путина состоится 7 мая 2012 года. Ранее сообщалось, что Путин может приехать в Израиль уже в мае этого года, его приглашали на церемонию открытия мемориала, посвященного памяти воинов Красной Армии. Данное приглашение было озвучено Нетаньяху во время визита в Москву в марте 2011 года. Открытие мемориала планировалось на 67-ю годовщину Победы над нацистской Германией. Так что визит Путина в Израиль может стать его первой зарубежной поездкой после инаугурации. Впрочем, официальные источники не дают информации о дате визита Путина в Израиль.
Руководители России несколько раз совершали государственные поездки по странам Ближнего Востока. Владимир Путин дважды — в 2005 и 2007 годах, Дмитрий Медведев — в 2011 году. Визит Владимира Путина в Израиль в 2005 году был первым визитом руководителя России в Израиль. В 2005 году Путин также посещал Палестинское государство и Египет. В 2007 году Владимир Путин совершил большую поездку по Ближнему Востоку, посетив Саудовскую Аравию, Иорданию и Катар. Визит Дмитрия Медведева в государство Израиль был сорван забастовкой сотрудников Министерства иностранных дел Израиля, которые отказались ради этого визита прервать свою забастовку, хотя прервали её для организации визита канцлера германии Ангелы Меркель в Израиль, который состоялся практически в то же самое время. Президент России Дмитрий Медведев в результате посещал Палестину, где встречался с главой Палестины Махмудом Аббасом, и королевство Иорданию.
В 2005 году Владимир Путин встречался в Израиле с тогдашним президентом Израиля Моше Кацавом, ныне пребывающем в израильской тюрьме, и с тогдашним премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном, ныне пребывающем в больнице. Визит был, фактически, безрезультатным — по итогам переговоров, в которых стороны обозначили свои позиции по всем вопросам, никаких серьёзных и судьбоносных решений принято не было. В 2011 году таковым мог бы стать визит президента России Дмитрия Медведева в Израиль — планировалось привезти в Израиль беспрецедентный «десант» из чуть ли не 500 предпринимателей и руководителей госкорпораций, в течение примерно полутора лет согласовывались сроки этого визита, поскольку это всё достаточно занятые люди, и забастовка и без того не особо нуждающихся и не особо бедствующих сотрудников израильского МИДа сорвала планирующийся визит, который мог бы стать достаточно важным для развития российско-израильских отношений. Собрать в течение короткого срока вновь такую делегацию было просто невозможно, и отношения России и Израиля были вновь испорчены, и вновь по вине израильской стороны.
Премьер-министр Израиля неоднократно встречался с российскими руководителями в Москве. Первый раз он приезжал в Москву в далеком 1997 году, где запомнился москвичам опозданием из-за своей жены Сары на торжественный приём у тогдашнего главы российского правительства Виктора Черномырдина, а также необычной просьбой к нему — упомянуть во время торжественного выступления заслуги жены Нетаньяху в деле развития российско-израильских отношений. Я не думаю, что российские политики и дипломаты после всего этого стали считать Беньямина Нетаньяху самостоятельным и волевым политиком.
После этого Нетаньяху неоднократно посещал Москву. В сентябре 2009 года он тайно прилетал в Москву на встречу с Дмитрием Медведевым, а в феврале 2010 года израильский премьер вновь посещал российскую столицу и проводил встречи как с Путиным, так и Медведевым. Также краткий, всего однодневный, визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву состоялся 24 марта 2011 года. Его едва не отменили из-за большого теракта в Иерусалиме. Все эти визиты Нетаньяху также не привели ни к каким российско-израильским совместным действиям ни в политике, ни в экономике. Некоторыми последствиями этих визитов можно считать отмены или задержки поставок российских вооружений Сирии и Ирану. Отменив эти поставки, Россия ничего существенного взамен от Израиля не получила.
Тайный однодневный визит Бениамина Нетаньяху в Москву в сентябре 2009 года связывают с таинственной историей с кораблем «Arctic Sea» и возможной транспортировкой на нём вооружений для Ирана. Однако не исключено, что были ещё другие причины для такого скоропалительного визита, в том числе, возможно, вопрос о трофейных новейших израильских системах вооружений, которые были поставлены Израилем грузинской армии и которые были брошены этими доблестными вояками во время бегства. Кроме простых стрелковых систем, танковой электроники, систем залпового огня (типа «Град» или «Катюша»), Израиль поставлял грузинской армии несколько новейших систем для проверки в условиях войны — беспилотные летательные аппараты (БПЛА), системы связи и радиоэлектронного противодействия (глушения, в том числе связного и навигационного оборудования), системы наведения на сигнал мобильных телефонов, новейшие образцы стрелковых и артиллерийских вооружений. Возможно, что раскодирование некоторых из этих систем и послужило поводом для экстренного визита Беньямина Нетаньяху в Россию.
Экономические связи России и Израиля невелики. Предлагавшиеся российской стороной проекты сотрудничества в военно-технической сфере, в том числе, сотрудничество в создании самолётов и вертолётов отвергнуты Израилем. В 90-е годы Ариэль Шарон, ещё не будучи премьер-министром Израиля, пытался выстроить стратегическую основу российско-израильского сотрудничества. Однако ревнивое отношение США к совместным израильско-российским программам привело к последовательному срыву их реализации. Возможное участие Израиля вслед за Турцией в проекте поставок российского газа на Ближний Восток «Голубой поток» укрепляло российско-израильские связи и должно было сбалансировать зависимость израильского ТЭК от поставок египетских энергоносителей, однако проект был денонсирован премьер-министром Нетаньяху под давлением госсекретаря Олбрайт. Причём основным аргументом американцев тогда были именно гарантированные для Израиля поставки природного газа из Египта. В результате сейчас Израиль из-за недальновидности и политической несамостоятельности тогдашнего своего руководства остался и без природного газа, и без сотрудничества с Россией.
Израиль сильно зависит от России в двух вопросах — в поставках Сирии и Ирану российского оружия, в том числе, современных систем ПВО, и в вопросе поставок нефти. Если говорить о системах ПВО и лидерстве России в этой сфере, то Россия начала принимать на вооружение мобильные системы ПВО, аналогичные по ТТХ гордости нынешнего Израиля — стационарным системам «Кипат барзель» или «Железный купол», ещё в середине 1980-х годов. Поэтому опасения Израиля о потере военного превосходства в регионе и, соответственно, потере безнаказанности, после возможных поставок Россией Сирии и Ирану систем ПВО отнюдь не беспочвенны.
Израиль полностью зависит от внешних источников в вопросах приобретения и поставок нефти. Примерно 20% нефти он получает из Азербайджана, 70-80% — из России. Полной замены российской нефти у Израиля нет. Что касается других вопросов в этой сфере, то открытым остаётся вопрос о выдаче Израилем России беглых олигархов, которые постепенно внедряются в израильскую нефтеперерабатывающую промышленность, скупив крупную долю в израильской компании Modgal Industries. Ещё один вопрос в этой сфере — это российские предложения о совместных разработках газовых месторождений на шельфе Средиземного моря. Как только информация о запасах газа на израильском шельфе была обнародована, в Израиль без особого освещения в прессе приезжала большая делегация высокопоставленных представителей российского «Газпрома». Разработка Израилем газовых месторождений в Средиземном море затрудняется двумя проблемами — неурегулированностью вопросов о морских границах со всеми соседними странами, кроме Кипра, граница с которым также подвергается сомнению Турцией и Турецкой республикой Северный Кипр. На газовые месторождения в Средиземном море претендуют также Египет и Ливан в лице политического движения «Хизбалла», а также руководители Сектора Газа из движения ХАМАС, поскольку согласно действующему международному праву при создании независимого палестинского государства должна быть проведена соответствующая делимитация морских границ. Вторая проблема разработки Израилем месторождений природного газа — это отсутствие опыта промышленной добычи природного газа на морском шельфе и отсутствие финансов для соответствующих инвестиций, что собственно говоря, и предлагает Израилю «Газпром». Также, вполне вероятно, концерн «Газпром», близкий к руководству России, может предложить израильским властям участие в комплексном урегулировании всех вопросов о делимитации морских границ в регионе.
Что в ответ может предложить Израиль России? Не так уж много, но и не так уж мало. Некоторые израильские наукоёмкие технологии как в военных, так и в гражданских сферах могут заинтересовать российские власти. Но для реализации некоторых проектов, например, региональных нефтепроводов и газопроводов, совместных проектов с Иорданией, в том числе тех. которые были записаны ещё в мирном договоре от 1995 года, нужен мир в регионе, прекращение оккупации оккупированных Израилем палестинских территорий, выполнением государством Израиль взятых в своё время международных обязательств о создании независимого Палестинского государства. Это нужно даже больше самому Израилю, нежели России, достаточной удалённой от Ближнего Востока. Но нынешние израильские власти пока не готовы к мирному разрешению конфликта и предпочитают сидеть на штыках и угрожать соседним и не очень соседним странам вместо всеобщего урегулирования конфликта в регионе.
эксперт ИА REX Михаил Ошеров
Комментарии читателей (1):