Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в Лондоне выступил со странным заявлением. "В моей стране проживает 170 тысяч армян, из них 70 тысяч турецкие граждане", - заявил турецкий премьер. "Завтра, если потребуется, я скажу этим ста тысячам, чтобы они покинули нашу страну. Я сделаю это, потому что они не мои граждане, и я не обязан их держать в своей стране".
Заметим, что это - не первое подобного рода заявление, прозвучавшее из уст главы турецкого правительства. Еще в мае 2009 года, выступая в университете Гданьска, он упоминал о 40 тысячах армян, которые "живут и работают в Турции нелегально и при необходимости будут выселены из Турции". "Зачем они приехали в нашу страну? - риторически восклицал тогда Эрдоган. - Потому что в Армении нищета. Они пытаются заработать себе на жизнь у нас в стране. Мы их отошлем обратно, если потребуется, но мы не делаем этого из-за чувства гуманности".
Бесспорно, если такие армяне действительно находятся в Турции, то оказались они там не от хорошей жизни. Но ведь и турки, численностью свыше 5 миллионов человек, рассеяны по разным странам и континентам, где они оказались тоже в поисках более благополучной жизни. Правда, 7-миллионная армянская западная диаспора имеет иную природу - в основном она состоит из потомков уцелевших от погромов в 1914-1915-х годах выходцев из Восточной Анатолии. В итоге, как констатирует сам глава турецкого правительства, в современной Турции от некогда многомиллионного армянского населения осталось всего 70 тысяч человек. Поэтому угрозы Эрдогана выселить из Турции эту горстку армян - всего лишь риторика, но с политическим смыслом. Точнее это - определенный намек на возможность противопоставления нынешних турецких армян западной армянской диаспоре, сигнал к смене политической декорации.
С другой стороны, когда глава турецкого правительства говорит, что "от резолюций в отношении событий 1915 года, которые принимаются в парламентах иностранных государств под давлением армянского лобби, пострадает только Армения", то тут просматриваются элементы аналогичной игры, но уже на армянском поле. Отметим, что еще на пресс-конференции в первых числах октября 2009 года в Нахичевани президент Турции Абдулла Гюль, отвечая на вопрос о том, обсуждается или изучается ли в стране проблема "выселения армян из Турции", заявлял, что, "если сегодня вновь открыть страницы Первой мировой войны, то, безусловно, очень многое раскроется". Тем более, что тогда страдали - кто больше, кто меньше - одновременно с армянами и турки. Например, известно, что около 3 млн. турок было выселено с Балкан. Поэтому Турция пытается во что бы то ни стало избавиться от синдрома трагического прошлого. Не случайно она решилась на подписание 10 октября прошлого года в Цюрихе известных протоколов, что открывало реальные шансы залечить старые общие исторические раны.
Но проблема оказалась в том, что пришлось делать выбор между союзным Азербайджаном и возможностями для самостоятельного широкого политико-дипломатического маневра. Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что для современных турок трагические события 1915 года - это все же давняя история, в то время, как Карабах кровоточит до сих пор. Расчет турецкой дипломатии на то, что удастся развести проблему нормализации отношений с Арменией с карабахским конфликтом, не оправдал себя. Баку, для которого ранее Анкара выступала в роли поводыря в большой политике, стал диктовать последней свои условия. Парадокс ситуации именно в том, что интересы мощного армянского лобби в США, ориентированного на срыв цюрихского процесса, тактически совпали с бакинским сценарием. В итоге Турция оказалась между армяно-американским молотом и азербайджанской наковальней.
Поэтому когда премьер-министр Турции Эрдоган выступил с предупреждением в адрес "своих армян", то фактически запустил бумеранг только в сторону Карабаха. Армяне из уст главы турецкого правительства получили доказательство того, что их совместное проживание с азербайджанцами особенно на такой спорной территории, какой является Карабах, невозможно. Не случайно это заявление совпало с озвученными мнениями представителей Минской группы ОБСЕ, которые предложили новую версию Мадридских принципов. В данном случае налицо принципиальное совпадение позиций.
Более того, выпустив из своих объятий "армянского джина" Турция стала активно разыграть цюрихскую "карту" в более широком геополитическом контексте, что сделать в иных условиях было бы гораздо сложнее. Дело в том, что Белый Дом стал проявлять заметные колебания в отношении резолюции по геноциду. В ответ Анкара поставила проблемы ребром: стала сворачивать различные контакты с США, грозится вернуть своих военнослужащих из Афганистана, запретить использование турецкой сухопутной и водной территории для использования Америкой в военных целях и т.д. Вашингтону выйти "сухим" из нынешней ситуации одним только наложением вето на резолюцию по геноциду уже не удастся. Для сохранения на прежнем уровне союзнических отношений с Анкарой Белому Дому придется уже идти Турции на определенные уступки, а не наоборот, как бывало раньше. Более того, у команды Гюль-Эрдоган появилась возможность и для более решительного удара по сильной касте военных с целью укрепления своего положения и политического влияния накануне предстоящих парламентских выборов.
Что же касается развития отношений между Анкарой и Ереваном, то на днях впервые в рамках Венского документа 1999 года группа Министерства обороны Армении провела инспекционную проверку на приграничной территории - Ардаган, Игдыр, Карс. Так что два соседних государства не намерены сжигать за собой "мосты".
Необходимо искать серьезный подтекст, попытку, как, считает сам Эрдоган, "избавить Ереван от контроля диаспоры". "Если существуют страны, которые симпатизируют Армении, во главе с США, Францией и Россией, то им необходимо избавить ее от этого". Но это не означает, что в будущем Турция не будет стараться провести мобилизацию среди армянской диаспоры на свою сторону. И вот почему. Сейчас Армении симпатизируют не только США, Франция и Россия. Перечень стран огромен: Уругвай, который первым, еще в 1965 году, признал факт геноцида армян, Италия, Нидерланды, Германия, Бельгия, Польша, Литва, Словакия, Швеция, Швейцария, Греция, Кипр, Ливан, Канада, Венесуэла, Аргентина. То есть большая часть мира, которая при определенных условиях может, как это ни странно на первый взгляд, начать поддерживать Турцию. Потому что страна с таким сложным историческим прошлым отказывается от стремления интегрироваться в ЕС, где господствует культ терпимости, конструктивного подхода, мирных решений. Поэтому сигнал Анкары о желании превратить несколько тысяч "своих армян" в заложников большой политики, следует воспринимать многомерно.
Комментарии читателей (0):