19% россиян будут рады, если Владимир Путин предложит высокий государственный пост бизнесмену Михаилу Прохорову. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведённого фондом «Общественное мнение». Возможно ли вхождение Прохорова в Правительство, и что на самом деле ждёт экс-кандидата в президенты рассказал корреспонденту ИА REX политолог Михаил Нейжмаков.
Михаил Прохоров выгоднее Кремлю в оппозиции, чем в Правительстве. Как показали президентские выборы, он успешно привлекает голоса оппозиционеров. При том, что степень его действительной оппозиционности невелика – уже после начала митингов «За честные выборы» в начале декабря 2011 года он заявлял, что не видит альтернативы Владимиру Путину и публично предлагал ему еще до выборов стать и.о. президента. Идеальный партнёр для властей. К тому же, не в стиле Владимира Путина перегружать Правительство публичными политиками (другой известный политик, Дмитрий Рогозин, там уже есть и явно останется в российском Белом Доме и после 7 мая).
Необходимость дистанцироваться от властей и закреплять за собой репутацию оппозиционера понимается и самим Прохоровым. Отсюда его участие в митингах оппозиции и отказ признать президентские выборы честными. Вхождение в Правительство этот «мостик» между ним и оппозицией расшатает. К тому же, Прохорову явно поручили бы работу в экономическом блоке, а это рискованное направление для политика. Вспомним, как быстро растерял свою популярность после перехода в правительство Черномырдина Борис Немцов. Можно взять и более свежий пример. Рейтинг «бронзового призёра» украинских президентских выборов-2010 Сергея Тигипко за время работы вице-премьером в правительстве Николая Азарова, если верить социологам, упал почти в пять раз.
Отметим, что и успеху Прохорова на президентских выборах во многом помог имидж «обиженного Кремлём» политика. На президентских выборах он набрал около 8% голосов, часть среди них – избиратели «Яблока», а часть поддержала его, поверив в его оппозиционность. То есть, не будь скандала на съезде в сентябре 2011 года, «Правое дело» во главе с Прохоровым вряд ли попало бы в парламент. Да и полученный этой партией результат многие связали бы с авторитетом известных региональных политиков (того же Евгения Ройзмана), а не Прохорова. Дебют же именно в качестве кандидата в президенты позволил Михаилу Дмитриевичу стать в глазах многих удачливым и независимым политиком.
Впрочем, и вне Правительства, в качестве лидера партии, Прохоров столкнётся с рядом проблем. Во-первых, «тёмные лошадки» редко могут развить свой результат на следующих выборах – эффект новизны исчезает, а именно из-за него за такого политика голосовали избиратели. В качестве примера можно привести того же Сергея Тигипко или Александра Лебедя.
Во-вторых, вопрос в том, как будет строиться партия Прохорова. Трения с представителями региональных отделений «Правого дела» у этого политика были ещё до сентябрьского съезда, когда их нельзя было объяснить интригами сотрудников Администрации президента. Сможет ли Прохоров сработаться с большинством региональных политиков, которых придётся привлекать к работе его новой партии? Возможно, выход будет в том, что он сам будет возглавлять списки своей партии на выборах в большинстве регионов. Такой опыт в либеральном движении есть – в 2004-2006 годах списки СПС в ходе успешных кампаний в разных регионах неоднократно возглавляли не местные политики, а депутат Госдумы Антон Баков или тогдашний лидер партии Никита Белых.
В-третьих, мартовский результат Прохорова получен за счёт «заёмного» электората – лиц, которые ранее голосовали за другие партии и пока не являются его постоянными сторонниками. Право-либеральный избиратель вообще «капризен» - посмотрите на перепады в поддержке СПС. Прохорову и его партии придётся завоёвывать поддержку такого избирателя каждый раз заново, а это весьма затратно.
Комментарии читателей (0):