ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с полицейским беспределом в Казани.
Беспредел в МВД продолжается. Написаны сотни обращений, открытых писем, жалоб на все уровни как самого министерства, так и в надзирающие органы, в правительство, но всё остается по-прежнему: над людьми издеваются в полицейских отделениях, у них вымогают деньги, их избивают, пытают, убивают.
Сообщения, поступающие из отделов полиции, одно ужаснее другого. Но недавние известия из Казани, кажется, уже переполнили чашу народного терпения. И это очень опасно: когда степень недоверия людей к структурам, которые призваны защищать их безопасность, достигает верхнего предела, то итоги становятся непредсказуемы.
Напомним последовательность событий этой чудовищной истории. 9 марта 52-летний неоднократно судимый Сергей Назаров вышел в магазин за продуктами. Он был задержан по подозрению в краже мобильного телефона у кассира магазина. По записи на камере наблюдения местный участковый Ильшат Гарифуллин, расследующий преступление, в одном из посетителей магазина узнал Назарова, с которым ему приходилось ранее сталкиваться. Заподозрив его в краже мобильного телефона, полицейский привёз мужчину на допрос в отдел полиции «Дальний». По данным следствия, у Гарифуллина не было доказательств причастности Назарова к краже, но он фальсифицировал протокол задержания и оставил Назарова в отделении, передав оперативникам. Как потом признал глава татарской полиции Асгат Сафаров, Сергей Назаров, скорее всего, не был виновен в краже, о чём свидетельствует запись.
Кроме того, полицейские утверждали, что Назаров был пьян и неадекватно вёл себя, но потом выяснилось, что он в этот день не пил.
Первоначально Назарову вменяли мелкое хулиганство — именно об этом говорится в протоколе. Для дачи показаний мужчину привели на допрос в кабинет оперативников.
10 марта Назаров пожаловался на сильные боли в животе и был доставлен «Скорой помощью» в больницу, где врачи диагностировали у него разрывы прямой кишки. Мужчина до операции успел рассказать врачам, что полицейские его избили и изнасиловали бутылкой из-под шампанского. После проведенной операции Назаров впал в кому и вечером 11 марта скончался.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Слухи о происшедшем попали в прессу, разгорелся грандиозный скандал. По подозрению в причастности к убийству задержаны пять офицеров, во главе с заместителем начальника ОУР ОП «Дальний» старшим лейтенантом полиции Алмазом Василовым. Бывший участковый Гарифуллин, уволенный из рядов полиции после инцидента, решением суда был заключен под домашний арест. Ему предъявлено обвинение по ч.1 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ч.2 ст.292 УК РФ (служебный подлог). Сами полицейские в суде своей вины не признали, что неудивительно, и утверждали, что смертельную травму Назаров нанёс себе сам.
После того, как стали известны результаты экспертизы, министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров отправил в отставку в связи с «утратой доверия» начальника отделения полиции «Дальний», полковника полиции Сергея Ефремова, его заместителя Фаиля Сабирзянова и начальника уголовного розыска отдела Айнура Рахматуллина. Общественная наблюдательная комиссия республики проводит повсеместную проверку. В республике начали устанавливать камеры видеонаблюдения во всех кабинетах сотрудников и помещениях районных отделов полиции.
В четверг состоялась коллегия МВД под председательством министра внутренних дел РФ генерала армии Рашида Нургалиева, которая была посвящена «состоянию дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел». Нургалиев вынес выговор Сафарову. В Казань была направлена группа офицеров центрального аппарата для участия в проверке работы местной полиции.
В полиции разных стран, не только российской, встречаются разные люди. Отвратительные преступления совершаются везде. Звери в погонах также бывают всюду. Важно то, единичные ли это случаи, и какая реакция следует на них в самом полицейском ведомстве.
Первая же реакция казанского начальства, когда история с Назаровым попала в прессу, была поразительной. Если верить той же прессе, министр внутренних дел по Татарстану Асгат Сафаров извинился перед семьей Назарова за действия своих бывших сотрудников, направив телеграмму с соболезнованиями. Как мрачно отметил один из блогеров, он не застрелился, не подал в отставку, не встал на колени перед семьей, а «извинился». Составивший подложный протокол виновник незаконного ареста Назарова, Гарифуллин помещён под домашний арест (в отличие от девушек из Pussy Riot, которые сидят в СИЗО за глупую, но не повлекшую ничьей смерти выходку).
Как водится в случае нашумевших преступлений, убийство полицейскими задержанного в Казани в минувшую среду обсудили в Государственной думе. На внеочередное заседание коллегии были приглашены члены Совета Федерации, члены общественных советов, председатели советов ветеранов системы МВД России. Выступавшие говорили всё о тех же пороках полицейской системы, о которых многократно говорилось и раньше. Один из депутатов заявил, что считает одной из причин происшедшего так называемую «палочную систему», в основе которой лежат показатели раскрываемости: чтобы вынудить невинного или даже виновного человека сознаться в преступлении для отчётности и благополучного завершения дела, его пытают. Обращает на себя внимание, что при этом депутат использовал терминологию, схожую с сафаровской: «провинился». То есть полицейские «провинились», когда насиловали Назарова бутылкой из-под шампанского... Опять звучали слова о необходимости строго наказать всех, кто «до сих пор не создал профилактических мер, не разработал критериев оценки работы полицейского» — хотя, вероятно, самим депутатам Госдумы РФ надо было инициировать такие разработки, а не в спешном порядке принимать сырой закон «О полиции», который только дискредитировал реформу. Об этом предупреждали многие эксперты и правозащитники.
Все срочные меры по увольнению «провинившихся» сотрудников, установка камер наблюдения, совещания, обещания, строгие проверки — конечно же, вещь нужная. Но спрашивается, а почему это нельзя было сделать раньше. У нас, что в милиции первый раз такое происходит, над людьми раньше никогда не издевались? Почему в тысячный раз депутаты Госдумы произносят одни и те же фразы, высшее начальство МВД во главе с Нургалиевым обещает провести реформы и сообщает об их успехах, а новости об отвратительных деяниях сотрудников МВД продолжают приходить десятками?
И самым красноречивым свидетельством цинизма и пустоты обещаний служит сама история того отделения полиции, где был замучен Сергей Назаров. В Казанском правозащитном центре и Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» сообщили, что в отделении ранее уже было выявлено несколько случаев пыток. Так, 32-летний продавец Приволжского рынка Альберт Загитов рассказал правозащитникам, что в июле 2011 года он шёл по рынку «Проспект» около станции метро, когда увидел молодых людей в штатском, разгоняющих торговцев. Когда он решил заступиться за торговцев, его скрутили и затолкали в машину без опознавательных знаков. Там четверо полицейских били его ногами по голове и туловищу и угрожали изнасиловать. Он был вынужден подписать признание в хулиганстве, а на его последующее заявление в Следственный комитет реакции не последовало.
В июне 2011 года Айрата Насыбулина забрали в отдел полиции «Дальний» и три дня избивали. Жителя Казани Станислава Кима во время содержания в отделе полиции «Дальний» также избивали, после чего он попал в больницу. В его больничную палату пришел уже знакомый нам сотрудник полиции Алмаз Василов и грозил заковать Кима в наручники, а также угрожал уголовной ответственностью за «ложные показания» в его адрес. 22-летний житель столицы Татарстана Оскар Крылов заявил, что полицейские «Дальнего» издевались над ним и изнасиловали бутылкой из-под пива, заставив в итоге признаться в краже денег, которой он не совершал. 20-летняя жительница Казани Алия Садыкова утверждает, что в январе полицейские ОП «Дальний» несправедливо задержали её по подозрению в краже, после чего таскали за волосы и грозили изнасиловать бутылкой, вынудив написать признательные показания.
Обратим внимание, что избиения и изнасилование бутылкой или угроза последнего неоднократно фигурируют в признаниях пострадавших, причём кто-то из них осмелился написать жалобу. Почему эта жалоба не была рассмотрена? Почему извергов-полицейских надо арестовывать только на шестой или седьмой раз после их гнусных преступлений? Как эти садисты прошли переаттестацию, общение с психологом? Значит, отбор служащих в МВД оказался циничной фикцией, и мы получили профнепригодных, психически больных людей в погонах, которые не способны защитить ни нас, ни государство. Сколько будет продолжаться беспредел по всей стране, и сколько мы ещё выслушаем обещаний начальства всё исправить?
Тем временем около 100 человек собрались около здания МВД по Татарстану на акцию в память о Сергее Назарове. Акция была организована через социальные сети, она была спонтанной и ни с кем не согласованной. Митингующие пришли к полицейскому главку с воздушными шарами в виде бутылок шампанского и настоящими бутылками. Участники акции попытались пронести к входу в здание погребальный венок с лентой «Всем пострадавшим от произвола от скорбящего народа Татарстана», однако стражи порядка желающих не пропустили. Одна из женщин принесла несколько пачек мыла, туалетной бумаги и коробку со стиральным порошком, с предложением полицейским «постирать честь мундира».
Протестующие требовали, чтобы к ним вышел лично генерал Сафаров и члены комиссии МВД, которая проводит проверку в связи с гибелью Назарова. Они ждали почти два часа, но никто к ним так и не вышел. В итоге участники митинга разошлись, оставив полицейским на тротуаре пустые бутылки, перевязанные белыми ленточками, а траурный венок оставили у стеклянной будки с надписью «Полиция». 18 марта планируется проведение уже согласованного митинга.
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Лет пять назад я выезжал в Казань в связи с обращением родственников одного бизнесмена, которого пытались обвинить в нарушениях закона, жестоко пытали, заставляя оговорить себя. Общаясь с местными правозащитниками и адвокатами, я убедился, что пытки в Татарстане применялись повсеместно, с особой жестокостью, в том числе и с применением электрического тока. Руководство республики на жалобы адвокатов не реагировало. Мои обращения в Генпрокуратуру и МВД вернулись в Татарстан и были похоронены в местных ведомствах. Однако пытки применяются и в других регионах, это стало печальной традицией. Реформа МВД провалена. Она невозможна сама по себе — без реформы правосудия, без общественного контроля, без реформы всей государственной системы, которая прогнила от коррупции. Опасность состоит в том, что однажды люди не выдержат, и после очередного преступления полицейских пойдут громить отделы полиции. И очень хочется, чтобы власть предержащие это, наконец, поняли, и предприняли радикальные меры. Полиция должна стать полицией, а не местом работы садистов и извергов».
Комментарии читателей (0):