От действия национального плана противодействия коррупции, подписанного Дмитрием Медведевым, можно уйти несколькими путями. Такое мнение корреспонденту ИА REX высказал главный экономист ИК «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Девятов.
Своё мнение он прокомментировал так: «Законопроект в том виде, в котором он предлагается, мне кажется достаточно «беззубым» по целому ряду причин». Во-первых, уверен аналитик, «трёхгодовой доход» — очень большая сумма для единоразовой покупки. Этот порог нужно не только существенно снизить, но и сформулировать его в терминах, скажем, типов приобретаемого имущества, считает Алексей Девятов. «К примеру, в законопроекте говорится об имуществе, которое подлежит государственной регистрации, то есть недвижимость, транспортные средства, акции и т.д. Соответственно, нужно проверять источники происхождения средств, на которые приобреталось это имущество, даже, в случае, если речь идет об относительно небольшой сумме», — отмечает он.
Кроме того, эксперт высказал мнение, что вопрос, как проконтролировать приобретение имущества, к примеру, в кредит, остается открытым. «Первоначальные взносы по ипотечным кредитам сейчас достаточно невелики и находятся в пределах 20% от стоимости. Приобретая загородный дом, чиновник просто вносит свой трёхлетний доход минус сто рублей в качестве первоначального взноса, что проверку уже не вызовет, а затем со временем погашает этот кредит досрочно. В случае же проверки, он обоснует покупку кредитными средствами и представит все необходимые документы из банка. Более того, мне представляется практически невозможным проконтролировать приобретение имущества за рубежом. Что помешает чиновнику купить дом не на Рублёвке, а в какой-нибудь тёплой стране и ездить туда отдыхать?», — рассуждает Алексей Девятов.
Он также акцентирует внимание на том, что, «если судить по информации, в том числе доступной в открытых источниках, в России чиновники не берут взятки сами, а действуют преимущественно через посредников, которые за определенный процент от „сделки“ принимают на себя риски быть пойманными с поличным при взаимодействии взяткодателей и коррумпированных чиновников». По мнению эксперта, вполне логично предположить, что представители этого же неформального института посредников будут готовы предоставить ещё и услуги по регистрации подконтрольного имущества на свое имя. «В этом случае проверки окажутся совершенно бесполезны, поскольку формально ни чиновник, ни члены его семьи не будут являться собственниками приобретенного имущества. Ну и последнее — инициатива отнести информацию о результатах проверки к сведениям, представляющим собой государственную тайну, делает весь процесс контроля за расходами совершенно непрозрачным и открывает новые возможности для коррупции, когда уже сами проверяющие смогут за «вознаграждение» скрыть истинные результаты проверки от правоохранительных органов и гражданского общества», — резюмирует главный экономист ИК «УРАЛСИБ Кэпитал».
Таким образом, делает вывод эксперт, остается целый ряд существенных возможностей ухода от действия этого закона: «Его эффективность остается для меня, например, большим вопросом. По моему убеждению, с коррупцией нужно бороться путём постепенного распространения предложенной властями практики потенциально на все население России, без исключений. Возможно, на первый взгляд это кажется радикальной идеей, но на практике для большинства граждан это никогда не станет проблемой, поскольку они всегда смогут объяснить приобретение проверяемого имущества соответствующими справками о своей заработной плате. А вот, например, факт наличия «Лексуса» в собственности у безработного гражданина однозначно должен стать основанием для проверки, независимо ни от каких других факторов».
Напомним, в России подписан национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы. В соответствии с ним государство может потребовать данные об источниках средств чиновников в случае, если «сумма одноразовой сделки, совершенной чиновником или членами его семьи, превышает трёхгодовой суммарный доход членов семьи по основному месту службы».
Комментарии читателей (0):