Председатель ЦИК Владимир Чуров, объявив о победе в первом туре президентских выборов Владимира Путина, открыл новую эру в жизни Северо-Кавказского Федерального округа. Именно эру, потому что технологии проведения этих выборов, как и хитросплетение ситуаций вокруг них, аналогов в истории не имеют.
Невооружённым провинциальным взглядом можно было отметить: большой бизнес насторожился, выжидает, куда кривая вывезет, средний и малый бизнес в комочек сжались, зарубежные инвесторы будто воды в рот набрали, банки кредитные оконца притворили. И такое положение наблюдается в округе вот уже несколько месяцев. Власть имущим не до народа с его извечными проблемами. Удержаться бы на крутом повороте, не вывалиться из тачанки. А ну-ка, закуролесит население, что с ним делать?
Нет слов, Москва – столица внесистемной оппозиции. Москвичи поближе к президенту, успели к нему привыкнуть, поэтому и оценку дают свою, строгую. На наш взгляд – жёсткую. В провинции иные порядки, инакомыслие уровнем пониже, хотя имеет место быть. Не так заметно противостояние. И потому возможны чудеса. Владимир Путин в пяти регионах набрал более 90% голосов. Лучше всего за него отсалютовала Чечня - 99,82%. Чуть меньший, но также превышающий 90-процентный барьер, взяли избиратели Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии. Такое единодушие больно ударило по соперникам Владимира Путина.
Чечня отдала Владимиру Жириновскому лишь две сотых процента, а это всего 140 голосов. Геннадий Зюганов получил 182 голоса, Сергей Миронов – 165, а Михаил Прохоров приобрёл в республике лишь 129 единомышленников. Северная Осетия тоже достойно провела выборы. Здесь пятёрка кандидатов расположилась следующим образом: Владимир Путин – почти 72%, Геннадий Зюганов – около 22, Владимир Жириновский – более 3%, Сергей Миронов – меньше 2%, а вот Михаил Прохоров даже до целого процента не дотянул. Видно, большой бизнес в маленьких станицах и аулах пока ещё не востребован.
Значительно ближе к общероссийским стали итоги подсчёта голосов на Ставрополье. Лидера ЛДПР Владимира Жириновского здесь поддержали почти 7% избирателей, 18% - у Геннадия Зюганова, а Михаил Прохоров получил 6,33% - абсолютный рекорд в федеральном округе. Лидер общероссийского голосования Владимир Путин здесь, напротив, не так популярен, как в республиках СКФО - за него проголосовали лишь 64,47% жителей. Это, так сказать, фантомные боли некогда «красного пояса». Если в своё время противостояние Ельцина и Зюганова переваливало за все безопасные отметки, сегодня у Путина соперников не так-то много. Это и в провинции видно.
Нужно заметить, что накануне выборов Северо-Кавказский регион посетил заместитель генерального прокурора РФ Иван Сыдорук. Он предостерёг: «В большинстве субъектов округа выборные процессы будут проходить в условиях сложной криминогенной обстановки». По его словам, приоритетная задача — не допустить обострения ситуации. Прокурорам необходимо внимательно следить за соблюдением законности на выборах, «при этом должны быть исключены факты какого-либо вмешательства в избирательный процесс».
Сам генпрокурор Юрий Чайка потребовал: «Следует в полной мере использовать весь позитивный опыт и исключить повтор ошибок и упущений. Основные меры должны быть направлены на установление общественного порядка и безопасности в регионах, пресечение незаконной агитации и несогласованных публичных мероприятий».
Выборы позади. Без больших потрясений, ярого противостояния, прильнув к экранам телевизоров, провинция пытается понять: что день грядущий ей готовит. Северо-Кавказский федеральный округ продолжает считаться зоной повышенного риска для инвесторов и банкиров. Не стабильно у нас, говорят. Дескать, в наших республиках выросло поколение, не знавшее ни дня мира. И пуля продолжает оставаться рентабельной константой в решении того или иного спора.
Поэтому так часто в регион приезжает заместитель председателя правительства Игорь Сечин. Что ни командировка – решение острой проблемы, прорыв в том или ином направлении. На днях ожидается визит вновь избранного президента России. Вот и новая эра в жизни региона.
И всё-таки, Москва хорошую закваску в виде протестов и громкоголосых митингов предложила обществу. Чиновники присмирели. Учатся слушать, понимать. И в наших провинциальных душах затеплилась надежда. Боже мой, как же хочется перемен!
Михаил Колбасов
Комментарии читателей (0):