Преодоление политического кризиса: практика Киргизии

Киргизская Республика за 20 лет независимости пережила два острых политических кризиса, которые привели к неконституционной смене элит. И только в конце 2011 года в стране впервые был осуществлен переход верховной власти от одного лица к другому демократическим путём. Об этом в статье ИА REX,
5 марта 2012  16:47 Отправить по email
Печать

Минувший год запомнился миру чередой революций в арабских странах, имевших целью свержение авториторных режимов. Парламентские выборы в России, воспринятые частью общества как нечестные, несправедливые, разбудили дискуссию о том, возможно ли повторение «арабской весны» в нашей стране. Однако более продуктивным в этом контексте может быть изучение опыта политической трансформации не в Северной Африке, а в более близкой нам во всех отношениях Киргизии, где к тому же процесс перехода к новым правилам игры уже завершён, в отличие от арабских стран, которые находятся в самом начале этого пути.

Киргизская Республика за 20 лет независимости пережила два острых политических кризиса, которые привели к неконституционной смене элит. И только в конце 2011 года в стране впервые был осуществлен переход верховной власти от одного лица к другому демократическим путём.

Свержение режима Аскара Акаева

Первая киргизская революция случилась в марте 2005 года. Поводом послужили парламентские выборы, на которых одержали победу силы, близкие к президенту Аскару Акаеву. Оппозиция не признала официальных итогов голосования, в стране начались массовые протесты, в результате которых Акаев снял с себя президентские полномочия и покинул страну. Результаты выборов были пересмотрены, лидеры оппозиции вошли в парламент, спустя несколько месяцев состоялись президентские выборы, которые выиграл Курманбек Бакиев в тандеме с Феликсом Куловым, занявшим впоследствии пост премьер-министра.

Однако простая смена лиц у кормушки не дала желаемых результатов. Уже через несколько месяцев после вступления в должность Бакиев начал оттеснять от власти недавних сторонников. Апофеозом этого процесса стало демонстративное недопущение в декабре 2007 года в парламент крупнейшей оппозиционной партии «Ата-Мекен», которая якобы не набрала голосов в Оше, на родине её лидера. Подавляющее большинство в этом составе Жогорку Кенеша получила пробакиевская партия «Ак-Жол». Далее власть пошла по пути закручивания гаек: пресса жёстко контролировалась, лидеры оппозиции лишились доступа к СМИ и публичной жизни, многие из них подверглись травле со стороны спецслужб, не гнушавшихся никакими средствами вплоть до физического устранения неугодных. Летом 2009 года Курманбек Бакиев был избран на второй срок. По мнению независимых зарубежных наблюдателей, избирательная кампания и само голосование прошли с многочисленными нарушениями.

Свержение Курманбека Бакиева

Второе президентство Бакиева оказалось недолгим. Вместо того, чтобы менять правила игры, доведшие до краха Акаева, он пошёл по тому же пути и закономерно оказался в той же ситуации. Круг замкнулся: разгул коррупции, неподконтрольность власти обществу, ручной парламент, зависимые суды, несвободные СМИ, нечестные выборы — всё это в апреле 2010 года привело к новому взрыву. Толчком для него послужили беспорядки в областном центре Таласе 6 апреля, где митингующие захватили здание администрации. Перепуганные этими событиями центральные власти попытались предотвратить эскалацию напряжения и задержали всех лидеров оппозиции. Однако мера возымела обратный эффект — на следующий день беспорядки охватили столицу. Бакиев, в отличие от предшественника, решил не сдаваться сразу и попытался задушить конфликт силовыми методами, в итоге у дома правительства 7 апреля было убито, по разным данным, от 75 до 87 человек. Но даже после этого президент не сложил с себя полномочий и не покинул страну. В течение девяти дней он укрывался в родном селе и выторговывал себе гарантии безопасности в обмен на отставку. Возможно, эти несколько дней неопределенности и напряжения в числе прочего подлили масла в огонь кровавого межнационального конфликта, разразившегося на юге Киргизии в июне 2010 года. Число его жертв исчисляется сотнями, обстоятельства до сих пор не расследованы должным образом.

Временное правительство и конституционная реформа

16 апреля 2010 года Курманбек Бакиев сложил с себя президентские полномочия и эмигрировал в Белоруссию. Республика оказалась без верховной власти: в отсутствие главы государства его функции по конституции должен был исполнять спикер парламента, но он также покинул страну. В условиях правового вакуума власть взяло на себя Временное правительство во главе с Розой Отунбаевой. В июне 2010 года оно инициировало всенародный референдум, на котором был принят новый основной закон, закрепивший смешанную, парламентско-президентскую, форму правления. Полномочия исполнительной и законодательной власти были существенно перераспределены в пользу последней. На референдуме также было принято положение о статусе президента переходного периода, который назначался до проведения новых выборов главы государства без права состоять в партиях и баллотироваться на высший пост в стране. Эту роль взяла на себя Роза Отунбаева.

Принятие Конституции наконец создало систему сдержек и противовесов, способную предотвратить новую узурпацию власти. Теперь президент Киргизской Республики не имеет возможности распустить парламент и даже отправить правительство в отставку. Его влияние на формирование правящей коалиции и кабинета минимально. Численность депутатов от одной партии не может превышать 60% при любом исходе выборов, то есть ни одна политическая сила не будет иметь конституционного большинства. Президентский срок составляет 6 лет, одно и тоже лицо не имеет права избираться повторно.

Создание легитимных органов власти

Ещё одним важнейшим достижением переходного периода является проведение в октябре 2010 года честных парламентских выборов. К ним были допущены все политические силы, а результат удивил даже опытных аналитиков. Вопреки ожиданиям, победу на выборах, пусть и с небольшим отрывом, одержала партия «Ата Журт», состоящая не из революционеров, свергнувших Бакиева, а преимущественно из чиновников, успешно с ним работавших. А партия «Акшумкар», активно участвовавшая в апрельских событиях, оказалась за бортом Жогорку Кенеша, не набрав положенных 5%. Поскольку ни одна политическая сила не получила более половины мандатов, для формирования правительства была создана коалиция из трёх фракций. Новое правительство возглавил лидер Социал-демократической партии Киргизии Алмазбек Атамбаев.

Завершающим этапом политической реформы стало избрание главы государства на честных и равных выборах 30 октября 2011 года. Желание баллотироваться первоначально высказали 83 претендента, но кто-то не смог собрать избирательный залог в 100 тыс. сомов (ок. 67 тыс. рублей), кто-то «срезался» на экзамене по государственному языку, кого-то подвели подписи избирателей. В итоге в бюллетень попали 23 фамилии. Победу в первом туре одержал премьер-министр Алмазбек Атамбаев. Следует отметить, что занимаемый им пост не был использован для самопиара: на весь срок избирательной кампании кандидат ушёл в отпуск и вёл агитацию, лично участвуя в дебатах с соперниками и встречах с избирателями. Именно активное общение с людьми дало ему возможность получить большинство не только в северной Киргизии, уроженцем которой он является, но и в южной. 1 декабря 2011 года Роза Отунбаева официально передала свои полномочия новому главе государства. Ее недолгое — чуть более года — президентство завершилось красиво: незадолго до инаугурации у дома правительства в Бишкеке состоялся флеш-моб: молодые бишкекчане выложили розами слова «Спасибо Роза!», поблагодарив таким образом уходящего президента за мужество и политическую волю, проявленные в тяжелейший период истории страны. Кстати, Роза Отунбаева стала третьим президентом, но первым экс-президентом Киргизии. Свергнутые лидеры не имеют права носить это звание.

Конечно, всеобщее счастье не наступило сразу после инаугурации Алмазбека Атамбаева. В стране остаётся множество нерешенных экономических и социальных проблем, но есть прогресс, например, в борьбе с коррупцией. На низовом уровне никаких изменений не видно, зато благодаря увеличению собираемости налогов и снижению коррупционной нагрузки, бюджет этого года обещает быть профицитным. Существенно снизились политические риски. В стране чуть ли не ежедневно проходят митинги, граждане имеют возможность без всяких ограничений собраться где угодно и мирно выразить своё недовольство по любому поводу, но раскачать лодку никому не удаётся, что показал, например, недавний митинг в Оше, поскольку существующая на сегодня расстановка сил является результатом широкого общественного консенсуса, а не сговора элит.

Выводы

История двух киргизских революций интересна и поучительна. Несмотря на восточную и постсоветскую специфику страны, законы развития общества и построения демократии оказались здесь такими же, как и везде. Говоря словами классика: «Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая». То же можно сказать о суверенной демократии, народной демократии, джамахирии и прочих демократиях с оговорками.

Далее. Недовольство граждан общим положением дел в стране само собой не проходит. Либо власти идут навстречу требованиям народа для разрешения ситуации в корне, либо обманом и насилием купируют проблему, пока она не взорвет общество изнутри с плачевными для власти и страны последствиями. В случае выхода ситуации из-под контроля и возникновения угрозы насилия, вся ответственность за последствия лежит на власти. Кто сумеет вовремя уйти, спасёт себя и других, кто проявит упрямство — станет убийцей собственного народа.

Наконец, предотвратить революцию можно только путём изменения правил игры и создания прозрачной системы принятия решений и смены элит. Но никакие политические реформы не воплотятся в жизнь без верховенства закона, неотъемлемой частью которого являются гражданские свободы и честные выборы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
В случае объявления всеобщей мобилизации
С началом 2023 года следует ожидать на Украине
83.9% увеличения интенсивности боевых действий и вовлечённости сопредельных государств в военный конфликт
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть