Азербайджан и Армения близки к решению нагорно-карабахского конфликта, сказал бывший посол США в Азербайджане Мэтью Брайза в интервью турецкой газете Hurriyet Daily.
«Есть огромный прогресс (в переговорах), и стороны очень близки к прорыву», — сказал Брайза. По его словам, осталось несколько ключевых вопросов, которые будут согласованы только в том случае, если стороны смогут принять трудное и рискованное политическое решение. В то же время, по словам Брайзы, такое решение будет принято, если только стороны будут чувствовать политическую поддержку со стороны США и Франции.
Политолог Лев Вершинин прокомментировал ИА REX заявление отставного американского посла.
«Редкий случай, когда я не могу сложить головоломку. Разве что частично. Но вряд кто-то, кто не причастен к секретным четырёхсторонним переговорам, сможет больше. Ясно, что Мэтью Брайза, один из лучших специалистов Госдепа по разным видам нестандартных ситуаций, блефовать, рискуя нарваться на официальное опровержение, не станет, а значит, заявление согласовано и с Баку, и с Ереваном. Первое не удивляет, поскольку точка зрения американского дипломата на ситуацию всегда была конгруэнтна азербайджанской, однако по той же причине непонятно второе (до сих пор само имя м-ра Брайза вызывало у армянского политикума идиосинкразию)», — отметил политолог.
Он допускает, что «огромный прогресс» достигнут под прямым давлением на Ереван могущественного американского и ещё более мощного французского армянского лобби, включающим как пряник (вполне вероятно, что недавнее признание французами событий, известных как Մեծ Եղեռն, связано именно с этим), так и кнут.
«В принципе, логика понятна: по мере развития иранского сюжета, Империи Добра (США — ред.) принципиально важно, с одной стороны, лишить Тегеран маленького, но не слабого союзника, с другой, получить гарантии предсказуемого поведения Азербайджана, который уже в игре по самые уши, и, наконец, исключить возможность вмешательства в конфликт РФ, нежелательного и как таковое (зачем им кузнец?), и потому, что может раньше времени вылиться в непростые последствия для Грузии. Да и вообще, сохранение Россией остатков влияния в регионе за океаном давно уже рассматривается, как досадный пережиток былых амбиций, с которым пора кончать», — считает Лев Вершинин.
По его словам невыясненными всё-равно остаётся ряд вопросов:
«Всё это кое-как складывается. А вот что совершенно неясно:
— неужели Баку готов хоть в какой-то мере отказаться от принципа „полного восстановления суверенитета“?
— неужели Ереван, помимо „семи районов“, согласен пожертвовать ещё чем-то?
— неужели Степанакерт примет эту жертву безропотно?»
«Насчёт сознают ли в Кремле, насколько велика угроза вытеснения России с Южного Кавказа, вопросов не имею. Судя по событиям минувшего года, там вообще либо мало, что сознают, либо ни против чего не возражают», — резюмировал политолог.
Комментарии читателей (0):