Начну с довольно расхожей фразы, что «история учит нас только тому, что она ничему не учит». Похоже, это определение полностью применимо и к действиям нашей нынешней власти, вернее, к тому оперативному штабу, который сегодня ведёт политическую кампанию Владимира Путина, которую можно условно назвать «предвыборной президентской кампанией».
Сегодня многие наблюдатели говорят о следующих одна за другой системных ошибках этой группы, которую условно можно именовать Штаб Путина. Почему стоит об этом говорить, и говорить крайне заинтересованно и подробно? Именно потому, что эти ошибки сегодня чреваты не только и не столько личным неуспехом или даже крахом отдельных людей, в том числе и самого «кандидата», но в первую очередь потому, что крах этой группы может быть чреват обрушением всей политической системы России, подвергающейся сегодня всё возрастающему внешнему и внутреннему давлению.
Итак, одна из важнейших ошибок этого штаба или этой группы, как и самого «кандидата» конечно — концентрация на выборах и на их результате как залоге и символе некоей «окончательной победы». Судя по действиям этого штаба, там царит некое мнение и настроение как-то тихо — осторожно дотянуть до выборов, не делая особо резких движений, проскочить на всё ещё сохраняющемся достаточно высоком «рейтинге кандидата» этот малоприятный отрезок времени, быстренько всё посчитать и оформить, и как бы «всё» — потом всё будет как при бабушке.
Это «всё» — этот результат выборов и желаемая победа Путина, видится им окончанием этого периода досадных треволнений, дёрганий и шатаний, который они переживают сегодня. И это нынешнее нарушение привычной и милой их сердцу «стабильности» ими сегодня так и трактуется — как временная и досадная турбулентность, некая воздушная яма, в которую попала тщательно выстроенная за последнее десятилетие «система суверенной демократии».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но, мол, яма и турбулентность скоро минует, бог даст, как-нибудь всё рассосётся, авось как-нибудь дотянем до марта, переизберём и дальше всё «опять будет хорошо», то есть якобы продолжится эта «стабильность», благостное и спокойное состояние, с которым им так не хочется расставаться.
Похоже, именно такие настроения и составляют нынешнюю и реальную «стратегию» и «программу» штаба кандидата Путина. Это видно буквально по всем шагам этого штаба: и по тональности «программных материалов» Путина, и по каким-то маловразумительным попыткам заигрывания с оппозицией, причём с той её частью, которая является по определению наиболее недоговороспособной и либерально-отмороженной.
Везде сквозит разрыв между желанием «сохранить всё как есть» и пониманием неизбежности того, что что-то делать всё же придётся. Всюду сквозят метания и неопределённость, шаг вперёд — два шага назад, заявление некоей программы обновления, реиндустриализации и пр. растворяются в обиженных перечислениях прошлых заслуг, которых никто не оценил, успехов, которых никто не заметил и прочее. Всё это оставляет общее тягостное впечатление отсутствия чётких целей и ритма кампании, отсутствия стратегии её проведения, общей растерянности и нерешительности.
При этом, на фоне этих жалких, по другому и не скажешь, попыток понравится Быкову и Акунину, Пархоменко и Шендеровичу (что по определению невозможно) не делается никаких попыток сделать что-то внятное и предметное в направлении действительного и реального «электората Путина» — то есть того до сих пор подавляющего большинства населения нашей страны, которое поддержало путинский курс на восстановление, возрождение России 10-12 лет назад. Эти люди, как широкая общественность, так и интеллектуалы, художники, общественные деятели, техническая интеллигенция, бюджетники и т.д. — могли бы действительно решить исход кампании, решить в пользу кандидата Путина, если бы они получили, наконец, чёткие и ясные сигналы в свою сторону. Сигналы о том, что, наконец, будет чётко заявлен курс на реальное возрождение страны, на индустриализацию, на создание ясной перспективной патриотической идеологии возрождения России, на реальную борьбу с коррупцией, на скорейшее создание Евразийского Союза и прочее. Но, к огромному сожалению, сигналы эти, прозвучавшие было осенью 2011 года в контексте активизации Евразийского проекта, сегодня глохнут и теряются в бессмысленной суете и топтании на месте, которым занимается путинский штаб. Вокруг этого «путинского электорального большинства» продолжает по прежнему сохраняться некий заговор молчания, складывается ощущение, что эти потенциальные и вполне реальные «люди Путина» по прежнему никому не нужны в путинском окружении.
В итоге этот мощнейший потенциально ресурс без сомнения будет постепенно таять как весенний снег по мере приближения наших «мартовских ид», и откалываться по частям активной оппозицией по тем профильным интересам, которые присущи каждой из частей этого патриотического лагеря. И сейчас мы видим, как это происходит у нас на глазах — левых втягивают в оппозицию на волне борьбы с коррумпированным режимом, на апелляции к массовости протестов (вы должны быть с народом), правых — на теме «предательства интересов русского народа», техническую интеллигенцию дробят темой развала промышленности и запредельной коррупции, гуманитарную — развалом сферы образования и культуры. Для каждой группы есть свой уникальный код и свои аргументы, которые, к сожалению, в изобилии поставлялись правящей ныне элитой все последние годы.
И что мы видим в противоположном путинском и как бы государственнообразующем лагере? Где борьба за базовый электорат, за это решающее большинство? К сожалению, ничего мы там не видим, кроме бесконечного повторения мантр типа «само пройдёт», «поболит и перестанет» и прочего детского лепета. Ничего не пройдёт и не рассосётся, когда это, наконец, станет понятно? Видимо тогда, когда будет уже слишком поздно.
Если же говорить о самом «окружении», в значительной степени либеральном или просто никаком — конъюнктурном, то уже сейчас прекрасно видно, как оно постепенно расступается, отодвигается и освобождает ментальное и политическое пространство вокруг «кандидата», который остаётся в некоем трагическом одиночестве со своим печальным юмором, апелляциями к прошлым заслугам и попыткам понравиться тем, кому он не может понравиться по определению. В общем, такие тенденции неизбежны при отсутствии воли к борьбе, отсутствии решительности, убежденности идти до конца, без стремления прорваться через это предательское окружение к своему подлинному социальному опорному слою, который, повторимся, пока является не субъектом нашей политики, а объектом либеральных и американских политтехнологических экспериментов по его дроблению и размыванию.
«Окружение» же постепенно начинает играть в свои игры, кто-то уже откровенно сливает начальника, кто-то тихо призадумался, кто-то бочком отходит в сторону и смешивается с толпой, мол «что вы, я здесь давно не работаю, я как и вы, просто зашёл посмотреть, что ж тут происходит...». Ну, и удивляться такому дрейфу, конечно, не приходится, если лидер колеблется, бездействует, не может определиться, то чего остаётся ждать от «окружения»? Как говорил Дон Корлеоне: «Проблема в том, что все наши люди — бизнесмены...».
Не — бизнесменов же, то есть тех, кто всегда и составлял традиционную русскую элиту — людей с государственным и патриотическим мышлением, там сейчас просто нет. Но если при Ельцине их там не могло быть по определению, то Путин ведь сделал явную ставку именно на эти социальные слои, на этот тип людей. Поэтому, конечно, эта попытка совместить патриотическую программу с ельцинской элитой заранее была обречена, как и будет обречён сам Путин, если вовремя не устранит этот явный диссонанс, пусть уже и в самый последний момент.
Если вернуться к вопросу о выборах и их значении, то давно пора понять, что сами выборы в развивающейся на наших глазах ситуации собственно не играют никакой роли. Игра идёт за большее — за контроль над Россией, и никакие бумажки из ЦИКа не помогут этот контроль удержать. Спросите оппозицию — они уже сейчас говорят, что плевать они хотели на эти бумажки, инаугурации и клятвы на Конституции — им это уже сейчас неинтересно. Уже сейчас сделано всё, чтобы подорвать будущую легитимность этих выборов: Чуров низведен в общественном мнении до статуса волшебника-недоучки, ЦИК прочно обзавёлся имиджем цирка с клоунами, да и сама оппозиция регулярно и открыто заявляет, что выборы ничего не решат, что если победит Путин, народ этого не примет, что пойдём до конца и т.д.
Таким образом, у нас полностью повторяется тот самый пресловутый «оранжевый сценарий», как бы ни вышучивала его та же либеральная оппозиция. Все мы прекрасно помним, как выборы выиграл Янукович, как выиграли их Мубарак и Бен-Али, что не помешало объявить эти выборы нелегитимными и устроить на этом фоне «оранжевую революцию». И также мы прекрасно помним, что ещё задолго до выборов было полностью сформировано общественное мнение, дезавуирующее любые результаты этих выборов, кроме тех, которые устроили бы оппозицию.
Не удивлюсь, если уже сейчас «на весну» закупаются как для украинского майдана палатки, ленточки, курточки, флажки и прочая «революционная атрибутика» — ведь уже и по времени пора, — они просто не успеют, если они уже сейчас этого не делают. Уверен, что уже сейчас идут инструктажи активистов всех уровней, работа с региональной общественностью, с интернет-сообществами, всё по хорошо известным лекалам.
Исходя из этого, уже сегодня у нас нет никаких причин сомневаться в применении этого известного сценария и в России весной 2012 года. Нет сомнения, что уже сегодня оппозиция не сомневается, что Путин победит, и что уже сегодня прописываются детальные сценарии и варианты развития событий, как сбросить режим после объявления результатов этих выборов.
На этом фоне конечно особенно поразительно, что сегодня серьёзную ставку на выборы и на их результат делает только Путин и его штаб, именно они — единственные, кто как бы ничего не понимает, а если понимают, тогда почему ничего не делают? Все остальные рассматривают предвыборную кампанию не иначе как законный повод для раскрутки в общественном мнении и подготовки основной программы действий, которая, разумеется, начнёт реализовываться сразу после объявления путинской неизбежной и никому уже неинтересной победы.
В этом контексте встаёт вопрос — и что тогда делать Путину, если выборы сами по себе ничего не решают? Отменить? Свести своё участие к минимуму? Разумеется нет, — необходимо также на полную мощность использовать все возможности, предоставляемые выборной кампанией, возможности усиленной агитации, работы с общественностью, консолидации собственной электоральной базы и консолидации отдельных разрозненных идей и проектов в цельную мощную перспективную Программу и Идеологию развития страны.
Не нужно делать только одного, — не нужно воспринимать 4 марта как долгожданный рубеж, за которым исчезнут, наконец, все треволнения и неприятности, и оппозиция, и давление, и критика и всё остальное. Наоборот, повторимся, после 4 марта всё только и начнётся по-настоящему, по-взрослому, поэтому уже сейчас необходимо к этому готовиться самым серьёзным образом, включать на полную мощность все ресурсы, которые могут обеспечить полную и решительную победу, и не только и не столько на выборах, но в борьбе за целостность и суверенитет страны России.
Необходимо, наконец, понять, что сегодня идёт не выборная кампания, которая лишь на время нарушила спокойствие правящего класса, сегодня разворачивается системная трансформация всей политической системы на Евразийском континенте, разворачивается ни много, ни мало, борьба за Россию, за её дальнейшее существование как суверенного целостного, независимого государства. Нужно правильно понимать ситуацию, и относится к ней адекватно, борьба только начинается, она будет долгой и жестокой, в ход будут пущены все возможные средства, сначала пропагандистские и организационные, а затем и военные, если нашим оппонентам вдруг покажется, что Россия не способна адекватно отреагировать и нанести ответный удар.
Путин должен, наконец, понять, что он уже произнес все необходимые слова, которые навсегда отрезали его от возможности мирного сосуществования с нашим всемирным звездно-полосатым гегемоном — заявил о необходимости восстановления исторической России, о создании Евразийского Союза, о недопустимости однополярного мира. И этих слов уже достаточно, всё, больше ничего говорить не надо. Теперь или он идёт с Россией в светлое будущее, или его ведут к прокурору, гаагскому разумеется, и это ещё будет не худший сценарий, памятуя о судьбе сданного нами им на растерзание Муамара Каддафи.
У нас есть всё необходимое для победы в этой войне, необходимо лишь проснуться и начать действовать, необходимы нужные слова и действия, открытые и сильные слова о нашем выборе, о нашем будущем, о нашем народе и народ пойдёт за человеком, который эти слова произнесёт, нужно лишь прекратить молчать и начать говорить и действовать. Хватит юлить, темнить и обижаться, надо, наконец, взорваться, как говорят боксеры, раз вышел на ринг — дерись, и не думай, что всё ещё может как-то обойдётся.
И уж, конечно, не стоит пытаться понравится Быкову, Акунину или Шендеровичу — всё равно не получится, тем более, им и не разрешат принять капитуляцию, даже если бы они сами захотели. Не их это дело, как говорится, там есть, кому думать за них.
Нужно развернуться, наконец, к своему собственному, позабытому в тёмном углу и позаброшенному народу, который давно уже ждёт этого поворота, и начала реальных совместных действий по восстановлению нашей страны после катастрофы 90-х.
Необходимо понять, наконец, что стабильности конец, не будет больше стабильности, будет, и уже идёт, борьба на уничтожение, как говорил Гегель, борьба не на жизнь, а на смерть. И Путин конечно, если хочет остаться не только правителем России, но и просто остаться свободным и живым, должен эту борьбу начинать уже и вести со всей решимостью до полной и окончательной победы, то есть до восстановления в полном объёме нашего государства, в его исторических границах, в полностью независимом статусе великой континентальной державы, полностью контролирующей ситуацию на Евразийском континенте. Поэтому нынешние выборы — не некая формальная дата 4 марта, за которой опять ждут 12 лет стабильности и спокойная старость в почёте и уважении. Нынешние выборы — пролог и первый акт в борьбе за сохранение России на карте мира, как бы громко это не звучало. Поэтому пора действовать, и немедленно, время не ждёт.
шеф-редактор журнала «Сократ», генеральный директор ИКГ «Праксис» Иван Фомин
Комментарии читателей (5):