«Великий наследник»: что ждёт КНДР с новым лидером

Внутри северокорейского общества существует множество разломов, и есть сравнительно мало людей, способных «навести мосты» и связать воедино всю систему. Такая ситуация в интересах семьи Ким, остающейся центром влияния. Поэтому наиболее вероятным, будет сценарий, при котором Ким Чон Ун станет номинальным руководителем, а у руля встанет коллективный орган вроде советского политбюро. Об этом в статье эксперта ИА REX Арье Гута.
19 декабря 2011  19:04 Отправить по email
Печать

Правитель Северной Кореи Ким Чен Ир скончался в возрасте 69 лет «от чрезмерной физической и умственной работы» во время путешествия на своем бронепоезде. Смерть наступила в субботу, 17 декабря, в 08:30 по местному времени. Её причиной стал сердечный приступ.

Тело Ким Чен Ира уложили в усыпальнице Кымсусан в Пхеньяне, где покоится его отец Ким Ир Сен. Похороны северокорейского лидера пройдут 28 декабря. Комиссию по организации похорон, в которую вошли 232 человека, возглавил младший сын Ким Чен Ира Ким Чон Ун. Государственное центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) уже назвало его «великим наследником».

Сообщение о смерти лидера КНДР вынудило руководство Южной Кореи перевести Вооруженные силы страны в состояние повышенной боевой готовности. По данным западных информагентств, администрация южнокорейского президента Ли Мен Бака созвала экстренное заседание Совета национальной безопасности государства.

Ким, как полагают, в 2008 году перенес инсульт, но выглядел сравнительно энергичным на фотографиях и видеозаписях его последних поездок в Китай и Россию, а также во время многочисленных поездок по стране, которые тщательно документировали государственные СМИ. Также есть седения, что лидер любил сигары, коньяк и блюда изысканной кухни, при этом страдал от диабета и болезни сердца.

Таким образом, кресло «любимого руководителя» ядерной державы по соседству с Россией уже вакантно, и практически освободилось для Ким Чон Уна. Он был явно назначен преемником, его полностью поддерживали Ким Чен Ир и его семья. Он был назван главой похоронной комиссии для Ким Чен Ира. Вероятно, существует система коллективного руководства, которая будет управлять в переходный период, но все события прошедшего года указывали на то, что Ким Чон Ун является ожидаемым преемником, и в рамках подготовки к этой роли он получал всё больше полномочий внутри северокорейской системы.

Первоначальный шок переходного периода сыграет на руку тем, кто поддерживает ожидаемые планы передачи власти, но точно также вполне возможно представить, что в этот сравнительно нестабильный период за кулисами будут проводиться всевозможные манёвры и разные игроки будут прощупывать почву. Ким Чон Ун, похоже, уже начал расставлять по должностям своих людей, но сложно предположить, что подобный процесс можно считать состоявшимся или необратимым.

Внутри северокорейского общества существует множество разломов, и есть сравнительно мало людей, способных «навести мосты» и связать воедино всю систему. Такая ситуация в интересах семьи Ким, остающейся центром влияния. Поэтому наиболее вероятным, будет сценарий, при котором Ким Чон Ун станет номинальным руководителем, а у руля встанет коллективный орган вроде советского политбюро. Сегодня в КНДР есть три властные группы, которые координируются из одного центра. Семья Кима — несколько сот человек. Трудовая партия Кореи (ТПК) — старые соратники Ким Ир Сена и их родственники. И силовики — армия и госбезопасность.

Ким Чон Ун — самая подходящая фигура. Если назначить генерала или другого родственника, начнётся борьба за власть. Ун - самый младший в семье, и согласно конфуцианским традициям — которые несмотря на десятилетия коммунизма сильны в Северной Корее, — он не может пойти наперекор старшим родственникам. Считается, что Ун был изолирован от чьих-либо влияний, так как сначала жил за границей, а потом — во дворце в Пхеньяне.

Однако мы не знаем, существуют ли расколы внутри самой семьи или разобщенность между семьей и бюрократией, которые могут привести к конфликту по мере того, как разворачиваются события.

Но как бы то ни было основной вопрос для Пхеньяна сегодня заключается в следующем: сможет ли Чон Ун обеспечить выживаемость нынешнего режима. Ведь пока у него нет ни опыта аппаратной борьбы, ни харизмы своих отца и деда — Ким Чен Ира и Ким Ир Сена. Помимо этого, предыдущие лидеры страны, вступая в переговоры с Западом, не боялись требовать от него гарантий того, что всё останется по-прежнему. Добиваясь своих целей, они использовали любые средства — шли на уступки или шантажировали атомной бомбой.

Между тем, очевидно, что в резких изменениях геополитики на Дальнем Востоке не заинтересован никто. Ни Пекин, ни Сеул, ни даже Вашингтон, для которого гипотетическая северокорейская угроза позволяет сохранять свои военные базы в регионе. Вероятно, внешние игроки могут смириться с переходом власти от отца к сыну, но только если политика КНДР станет более понятной и предсказуемой.

эксперт ИА REX Арье Гут

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть