1 декабря 2011 года в Бишкеке состоялась инаугурация нового президента Киргизской Республики Алмазбека Атамбаева. Это первый в истории страны пример мирной передачи власти. Победа Атамбаева была ожидаемой и закономерной. Новому президенту Киргизии 55 лет, он уроженец Чуйской области. В 1980 году окончил Московскую академию управления по специальности «инженер—экономист, организатор управления производством». Имеет большой опыт руководящей работы как на производстве, так и на государственной службе, дважды занимал пост премьера — в 2007 году, а также с конца 2010 по 30 ноября 2011 года. С 1993 года является председателем Социал-демократической партии Кыргызстана, от которой и был выдвинут в президенты. Зарекомендовал себя договороспособным и прагматичным политиком. Хороший переговорщик, приятен в общении. После свержения режима Бакиева Атамбаев стал вторым лицом во временном правительстве Киргизии. Во многом благодаря его усилиям и личному обаянию новым властям республики удалось в короткие сроки наладить отношения с зарубежными партнерами. На нём же держится нынешняя правящая коалиция. Согласно конституции, свой пост он будет занимать 6 лет, второй срок не предусмотрен.
С избранием нового президента в Киргизии закончился период перехода от президентской к смешанной форме правления. Но это не значит, что политические потрясения остаются в прошлом. Во-первых, с уходом Атамбаева с поста премьер-министра начнётся формирование новой правящей коалиции, в процессе которого неизбежно обострятся межрегиональные противоречия. Имея президента-северянина, южане непременно захотят «уравновесить» его премьером из своих рядов или хотя бы спикером. По конституции президент только даёт мандат на создание коалиции, но вмешиваться в процесс не имеет права. Он также не может заблокровать предложенную Жогорку Кенешем кандидатуру премьера, а роспуск парламента возможен только в том случае, если депутаты не смогут создать коалицию с четвёртой попытки. А как договорятся фракции, внутри которых за истекший с момента избрания парламента год накопилось немало противоречий, предсказывать никто не берётся.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Кроме того, анализируя предвыборные выступления кандидатов, местные политологи пришли к выводу, что будущий глава государства попытается вернуть президентскую форму правления. Сложно себе представить, что энергичный и честолюбивый Атамбаев, так долго и трудно шедший к вершине, сможет довольствоваться скромной ролью, которую до него играла неамбициозная Роза Отунбаева. Её выдвижение на пост главы временного правительства, а затем и президента переходного периода было вынужденной мерой. Среди соратников-мужчин не нашлось «политического самоубийцы», готового пожертвовать амбициями ради полутора лет спокойствия для страны. Напомним, что статус президента переходного периода запрещает участвовать в выборах главы государства. Роза Исаковна с честью выполнила свою миссию, ни разу не попытавшись перетянуть одеяло на себя. Её преемник никогда не позиционировал себя как сторонник парламентаризма, говоря о действующем основном законе, он неоднократно заявлял, что «конституция довольно сырая.(...) Возможно, какие-то пункты, отдельно взятые законы надо дорабатывать» (цитата по информагентсву «АКИпресс»).
В области внешней политики ожидать от Алмазбека Атамбаева каких-то сюрпризов не приходится. Он уже заявил в интервью газете «Известия», что «национальные интересы страны требуют стратегического партнёрства с Россией. «Будущее нашей страны я вижу уже даже не просто в Таможенном союзе, а в Евразийском (...). Мы все понимаем, что восстановить СССР невозможно, Кыргызстан, конечно, останется суверенной страной. Но мне бы очень хотелось создать единое экономическое пространство с Россией, Казахстаном, Белоруссией, с другими бывшими советскими республиками».
В контексте отношений с Россией неизбежно всплывает вопрос о присутствии в Киргизии американской военной базы. Ещё до выборов Атамбаев заявил, что киргизская сторона не намерена продлевать контракт, истекающий в 2014 году. Но... до 2014 года ещё надо дожить, а этой «морковкой» махал перед носом Кремля ещё Курманбек Бакиев, разыгравший целый спектакль с подписанием в прямом эфире указа о закрытии базы, которая затем чудесным образом превратилась в Центр транзитных перевозок, не утратив своего экстерриториального статуса. Шоу было организовано в расчёте на российские инвестиции, но американская «контрморковка», видимо, показалась вкуснее.
Впрочем, многовекторность киргизской внешней политики зависит не от личных качеств или морального облика её руководителей, а от катастрофического состояния национальной экономики. По уровню ВВП на душу населения Киргизия является самой бедной страной СНГ после Таджикистана. Официальные показатели безработицы невелики, но они не учитывают того обстоятельства, что около четверти экономически активного населения страны находится на заработках в России и Казахстане. Уровень подготовки кадров неуклонно падает, поскольку продолжается отток за рубеж квалифицированных специалистов, прежде всего, нетитульной национальности. Без иностранных инвестиций Киргизию ждет экономический крах: некогда прибыльная энергетическая отрасль едва удовлетворяет собственные нужды, развитие двух других перспективных областей экономики — туризма и добычи полезных ископаемых требует создания современной инфраструктуры и подготовки специалистов. Всё это вынуждает Киргизию быть «ласковым телятей», который сосет двух (и более) маток.
Прогнозы — дело неблагодарное, сейчас никто не берется предсказать, как справится Алмазбек Атамбаев с новой политической и тяжелой экономической реальностью. Суммируя опыт его предшественников (негативный — Акаева и Бакиева, позитивный — Отунбаевой), можно сказать одно: успех нового президента будет зависеть от его верности декларируемым сегодня принципам. Если он сможет, убив дракона и войдя в башню, сам не стать драконом, у его страны появится шанс на лучшее будущее.
Комментарии читателей (0):