За 20 с лишним лет реформ образования в нашей стране произошло немало изменений, которые осуществлялись в два этапа: первая волна реформ прошла с1990 по1998, вторая – с 2001 по 2008. На фоне второго этапа реформирования системы отечественного образования усилились проблемы совершенно нового типа. Об этом ИА REX рассказал заместитель директора Института философии РАН по научной работе, эксперт по вопросам инновационной деятельности и подготовки кадров Пётр Щедровицкий.
Сегодня мы наблюдаем, как на региональном уровне ширятся диспропорции между результатами деятельности системы образования и требованиями рынка труда. Крупный и средний бизнес испытывают острую нехватку инженерных кадров и рабочих высшей квалификации. В то же время система начального профессионального образования, бывшие ПТУ, практически разрушена. Реформа инженерного образования – ключевой вопрос инновационного развития в России. Современные специалисты, создающие технические системы и инфраструктуры, в первую очередь влияют на жизнь страны.
Инженерное образование в силу ряда внутренних причин не может быстро меняться и кардинально зависит от типа мотивации, способностей и уровня знаний абитуриентов. Даже во времена СССР поддерживать качество студентов и выпускников можно было лишь в немногих вузах – в Физтехе и небольшом числе отраслевых институтов, ориентированных на подготовку кадров для высокотехнологических отраслей. Государство создало некий «кадровый пылесос», опираясь на всю образовательную инфраструктуру страны: академгородки, физико-математические школы по всему Союзу, системы олимпиад и т.д. Сегодня такой системы нет, и вряд ли она может быть воссоздана – во всяком случае, на прежних принципах.
Дальнейшая десинхронизация трёх важнейших сфер – промышленной, социальной и образовательной - создаёт новый класс разрывов и диспропорций системного толка. Дополнительные точечные вложения в качество образовательной среды и образовательных технологий, оторванные от общей политики создания новых высокооплачиваемых рабочих мест, создают лишь предпосылки для дальнейшего массового отъезда выпускников ВУЗов на работу за пределы страны. Социологические опросы фиксируют рост процента населения, ориентированного на поиск работы и места жительства за границей. Выпускники школ и их родители в крупных городах всё больше тяготеют к получению высшего образования за рубежом.
Этому «чемоданному настроению» пока противостоит бесплатное, или почти бесплатное, образование, которое по-прежнему можно получить в России. Однако уже ясно, что в ближайшие годы асимметричность информации, доминирующая сегодня на рынке труда и образовательных услуг будет ломаться. Потенциальные абитуриенты будут получать всё более адекватную информацию о реальном качестве ВУЗов; институты, поддерживающие образовательную мобильность, будут становиться всё доступнее. Как и во многих других сферах, конкуренция за кадры в сфере образования и подготовки станет гораздо более жёсткой. Такой прогноз можно сделать уже сегодня.
Качественный преподавательский состав в недалеком будущем смогут позволить себе только некоторые крупные ВУЗы, а это, в свою очередь, будет отражаться на качестве студентов. При этом, говоря о качественном преподавательском составе, мы имеем в виду не только знание иностранных языков, уровень цитирования, реальную вовлеченность вузовских преподавателей в исследовательскую или практическую работу, что, безусловно, очень важно, но и возможность вести учебную деятельность в новых форматах, «заточенных» под новое содержание подготовки.
Ряд ВУЗов, особенно в регионах, попадут в ловушку отрицательной обратной связи: снижение качества преподавателей приведёт к снижению качества студентов, а последнее – к новому витку снижения качества преподавания.
Что касается кольца положительной обратной связи, то оно имеет ещё более сложную структуру. Качество образования неразрывно связано с качеством среды обитания. Эта связь была осознана давно и привела к появлению университетских городков и кампусов разного рода. Именно в силу этого, вложения в образование требуют не менее масштабного вложения в инфраструктуру и среду обитания. Человеческий капитал сегодня это не только и не столько система подготовки, но также – среда обитания, чистый воздух, вода и экологически чистые продукты, уровень социальной мобильности, фитнесс, система профилактики заболеваний, диагностики и лечения, и наконец, система обращения знаний и информации.
Именно в силу перечисленных факторов, реформировать образование, понятое узким отраслевым образом как область, подотчётную ведомству Минобрнауки – не только непродуктивно, но и опасно. Сфера образования сама является лишь подсистемой более широкой системы производства, обращения и использования знаний.
Бурное развитие иных источников производства и распространения знаний - крупных корпораций, соцсетей и особенно масс-медиа – приводит к объективному кризису институциональной матрицы, лежащей в основе современной педагогической деятельности, то есть института образования, сфокусированного на образовательном учреждении: детском саде, школе или ВУЗе.
Сегодня ученик, пришедший в первый класс, зачастую понимает и знает больше, чем учитель, потому что он включён в совершенно другую информационно-коммуникационную среду. А различия в качестве этой среды между учениками одного класса могут оказаться намного значительнее, чем между учащимися разных возрастов.
Одним из следствий этого является кризис традиционных дидактик и, соответственно – существующих учебных планов и программ.
Падение авторитета государственных реформ в сфере образования - во многом следствие несистемности предпринимаемых шагов. Рассчитывать на подобную системность в силу изложенных выше причин не приходится: масштаб проблемы далеко выходит за рамки компетенции любого ведомства или специально созданного центра реформ.
Комментарии читателей (0):