Схватка олигархов: Березовский против Абрамовича

12 октября 2011  22:25 Отправить по email
Печать

«Это история о богатстве и предполагаемом предательстве, откупных деньгах и политических интригах, покушениях на убийство и чеченских гангстерах. В ней задействованы легендарные российские олигархи, президенты Борис Ельцин и Владимир Путин и их приближённые. Действие происходит как в круизах по Карибскому морю, так и на сибирских нефтяных месторождениях, в Кремле и в номерах люкс лондонских отелей, в особняках Лазурного берега», — пишет Нил Бакли в статье «Русские в Лондоне: супербогачи в суде» на страницах Financial Times.

Как заявила председательствующая на процессе судья Элизабет Глостер, вряд ли во всей Великобритании найдётся судебный зал, который сможет наряду с армиями адвокатов и журналистов вместить ещё и обывателей, рассчитывающих присутствовать на процессе.

Иск к бывшему партнеру Борис Березовский подал ещё в 2007 году. Тогда он уже имел статус политического беженца, а Абрамович занимал пост губернатора Чукотского автономного округа (отправлен в отставку почти год спустя по собственному желанию). По версии Березовского, в 2000-2003 годах ему и его партнеру Бадри Патаркацишвили пришлось под давлением продать Абрамовичу свои доли в ОРТ, «Сибнефти» и «Русале». Сделки прошли по заниженной цене, ведь в случае отказа продать активы Абрамович обещал заручиться поддержкой тогда ещё президента Владимира Путина и добиться их «экспроприации», говорится в иске Березовского.

Все попытки Абрамовича убедить лондонский Высокий суд не рассматривать иск или хотя бы перенести его рассмотрение в Россию, где его шансы на благоприятный исход много выше, чем на туманном Альбионе, не имели успеха. Поэтому первый тайм Абрамович уже проиграл. Британская пресса и общественное мнение поддерживают олигарха Березовского, поскольку он враждебен российским властям.

Израильский эксперт Давид Эйдельман утверждает, что британское правосудие по своей природе «империалистично», то есть уверено в подсудности ему всего мира. Но Израиль, столкнувшись с подобной проблемой по поводу исков палестинцев, договорилось с официальным Лондоном об изменении законодательства.

Одновременно с этим процессом происходит ещё несколько немаловажных событий. Готовится суд по иску Михаила Чёрного к Олегу Дерипаске. Великобритания без всякого судебного разбирательства ввела запрет на выдачу виз и въезд в страну десятков российских чиновников, имеющих отношение к «делу Магнитского». Лорд Кен Макдоналд, который возглавлял Королевскую прокурорскую службу Великобритании во время отравления Литвиненко, впервые открыто заявил, что, по его мнению, это отравление было «организованной государством казнью».

Можно ли говорить о явной антироссийской тенденции британского правосудия, а решение лондонского суда проводить процесс на своей территории — это явная пощёчина российскому правосудию?

Публицист, эксперт ИА REX Михаэль Дорфман, даёт отрицательный ответ на эти вопросы: «Если прокуратура делает такие заявления, то имеет, вероятно, доказательства. Суд есть суд, и судит по закону. В судебных делах надо разбираться по сути улик и доказательств и т.д. Вероятно, суд принял к сведению и то обстоятельство, что российская судебная система поражена коррупцией и не всегда проявляет независимость от исполнительной власти».

Культуролог, кандидат философских наук Лариса Бельцер-Лисюткина уверена, что всё зависит от того, какого вы мнения о российском правосудии. «Если вы считаете его некоррумпированным и не инструментализированным государственным аппаратом, то конечно, это тогда оскорбление. И пощёчина. Всё зависит от избранного вами языка и системы понятий. Почему заявление лорда Кена Макдоналда нужно считать „антироссийским“? Разве персонал российской пенитенциарной системы убил Магнитского от имени и по поручению всей России? И на Западе, и в самой России никто не сомневается в том, что и убийство Магнитского, и отравление Литвиненко было именно „организованной государством казнью“. Если я выражаюсь не ясно, то вот ещё одна формулировка: Российское государство уже давно не имеет в США и в европейском сообществе статуса правового государства, которое может на равных вести диалог с западными правоохранительными структурами. Политический режим в России считают диктатурой, правосудие — карманным, зависимым от политической власти и преступным. Тут открыто говорится о возрождении сталинской практики показательных процессов и внесудебных расправ, типа убийства Троцкого. Конечно, нынешняя диктатура не создала ГУЛАГа, она в нём, скорее всего, и не заинтересована в изменившихся условиях 21-го века», — подчеркнула Бельцер-Лисюткина.

Тут же возникают другие вопросы. Должна ли Россия заявить протест в связи с грубым нарушением собственного суверенитета? Что может сделать российская сторона, чтобы подобные инциденты более не повторялись? Может ли Роман Абрамович рассчитывать на непредвзятость британского правосудия? Борис Березовский обвинил своего бывшего партнера в предательстве, двурушничестве, лжи и отсутствии ума. Кто из двух олигархов вызывает больше негативных эмоций?

Переводчик, эксперт ИА REX Фёдор Толстой заявил, что Роман Абрамович не вызывает негативных эмоций: «Если за Березовским тянется длинный хвост политических интриг, коррупции российской политической системы, рейдерских захватов и манипуляций общественным мнением — сети, в которой он в итоге зам запутался, то Абрамович вовсе такой репутации не имеет, просто ковал „бабло“. Если политическая деятельность Березовского вначале свелась к установлению авторитаризма Путина, а потом к неуклюжим попыткам его пошатнуть — деятельности явно движимой личными амбициями, а не заботой об интересах России, то Абрамович никогда собственной политики не проводил. Да, Абрамович богат (хотя сейчас друзья Путина его обходят). Да, он часть той сырьевой компрадорской экономики, которая возникла на развалинах СССР. Но он удачно и даже талантливо исполнял в этой экономике свои функции — потому и богат. Да, он живет на широкую ногу, а почему бы не пожить, если есть деньги. По крайней мере, такой безвкусицы и хамстве, которые за границей демонстрируют другие русские нувориши, за ним не замечено. Да и вообще Абрамович давно уже не „русский бизнесмен“, а британский: его активы диверсифицированы, большая часть его капиталов — за рубежами России, живет он тоже там и хорошо интегрирован в мировую элиту. Его роль сейчас — важного посредника между западным и российским капиталом».

Что касается суда, то эта акция Березовского (маргинализированного, как в России, так и на Западе), по мнению Толстого, свелась к ситуации «Слон и Моська» и не будет иметь никаких последствий. «А вот то, что российское общественное сознание упорно лепит из Абрамовича символ „злого семита, сосущего соки из России“ (его имя — почти нарицательно в этой роли) со стороны выглядит достаточно нелепо и отвлекает внимание от тех, кто на самом деле сейчас „соки сосёт“», — резюмировал эксперт.

Напомним, что 3 октября Высокий суд Лондона начал слушания по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу (№ 9 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, состояние — $13,4 млрд) более чем на $5 млрд.

Британские СМИ каждый день удивляют публику всё новыми деталями процесса двух олигархов. «По кровавости тяжбу можно будет сравнить с битвой под Сталинградом и сражением при Бородино», — пишет британская газета The Independent. «Два самых известных британских олигарха сошлись в суде», — вторит The Guardian. Разбирательство с первого дня сопровождается громкими обвинениями и резкими заявлениями, а заголовки британских газет всю неделю пестрят словами «шантаж», «обман», «ложь», «предательство» и прочими, которые подошли бы для трейлера какой-нибудь голливудской драмы средней руки.

По данным Financial Times, начавшийся процесс займет не меньше 15 недель. Как ожидается, в ходе слушаний показания будут давать и Березовский, и Абрамович, причём последний — с синхронным переводом на английский.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (12):

Владимир
Карма: 15
13.10.2011 01:13, #1268
Мнения разошлись!

Но это хорошо. На то - Плюрализм! И он у нас есть!!!



А вот кое-что хотелось бы уточнить. Но без затрат личного времени.



1) "Два самых известных британских олигарха сошлись в суде" (с сылкой на Guardian). Это что - ошибка переводчика, ошибка Guardian, простая констатация факта или очередное проявление империалистичности британского сознания?



2) "которые подошли бы для трейлера какой-нибудь голливудской драмы средней руки" (без ссылки?). Этот трейлер откуда, куда и что везет?

Владимир
Карма: 15
13.10.2011 01:29, #1269
В разразившемся споре я, лично, согласен с Толстым. Но еще больше с Давидом Эйдельманом с его просто афористичным "британское правосудие по своей природе «империалистично»"
У дяди Миши и тети Лары сегодня (редкий случай!) прорываются ноты (даже не нотки) озлобления. Общая тема выступления прямо содрана из "Мимино": "я ипытываю такой чувство личной неприязни к пострадавший (российское "правосуддие", российское государство да, наверное и весь русский народ), что даже кушать не могу!"
Дается, правда, и путь для "нашего почетного отступления": "Всё зависит от избранного вами языка и системы понятий. ... Разве персонал российской пенитенциарной системы убил Магнитского от имени и по поручению всей России?"
Владимир
Карма: 15
13.10.2011 01:40, #1270
Это приятно.
Действительно, вряд ли кто-то из нас отдавал этот приказ. Даже странно, что Лисюткина об этом спрашивает. Неужели сомневается? Но тут большое ОДНАКО.
Да, лично я (и думаю, большинство здесь обретающихся СНГ-ойцев или СНГ-ешников) считаем российское (украинское и т.д., в общем, СНГ-ойское или СНГ-ешное) правосудие подверженным всем названным грехам. Но "ваше" "правосудие" (особенно в делах, где для всех вас коллективно сильно попахивает политической выгодой) мы не считаем сильно от нашего отличающимся!
Когда вам выгодно, вы в один голос вопите "пусть умрет весь мир, но торжествует закон!" А здесь и сейчас даже не задаетесь вопросом о юрисдикции. Это о-Очень напоминает львиный "суд" в одной из басен Крылова. Да и волчье правосудие сильно напоминает.
Владимир
Карма: 15
13.10.2011 01:52, #1271
Ключевым в этом выпаде Дорфмана-Лисюткиной является утверждение "Российское государство уже давно не имеет в США и в европейском сообществе статуса правового государства, которое может на равных вести диалог с западными правоохранительными структурами."

А если освободить его от вынужденной "воды" и петляний, то в сухом остатке :

"РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО УЖЕ ДАВНО НЕ ИМЕЕТ В США И В ЕВРОПЕЙСКОМ СООБЩЕСТВЕ ПРАВА НА РАВНЫХ ВЕСТИ ДИАЛОГ С ЗАПАДНЫМИ СТРУКТУРАМИ."
Владимир
Карма: 15
13.10.2011 02:07, #1272
Не мое дело сочувствовать Абрамовичу. Но он, действительно, много симпатичнее, чем откровенный ворюга и бандит Баб. Но Абрамович сам виноват - он слишком зависит от западников, чтобы повернуться к лондонскому "высокому" суду спиной и просто сказать, что не признает его решения.
А вот "сладкой парочке" вопрос : весной русские продемонстрировали, что имеют доказательную базу на серию махинаций Баба, выкачавших сотни миллионов долларов из Аэрофлота. Как думаете, если русские со всем этим в "высокий" суд зайдут - британцы вернут эти денежки? Или будет, как с царским золотом? А рекордный (по бабкам) развод Баба связан с перспективой такого иска?
Владимир
Карма: 15
13.10.2011 02:22, #1273
Как, думаете, по ходу судебного расследования иска Березовский - Абрамович "высокий" суд может принять такое решение, что оспариваемые миллиарды не являются собственностью ни того, ни другого, а принадлежат российскому народу, которому и должны быть возвращены?

Или "высокий" суд скорее скажет, что эти денежки не принадлежат ни тому, ни другому, а в условиях, когда их принадлежность не установлена, деньги передаются в казну короны?
Владимир
Карма: 15
15.10.2011 10:47, #1297
Как всегда, забыл.
Лорд Кен Макдоналд (который возглавлял Королевскую прокурорскую) по поводу отравления Литвиненко заявил : это отравление было организованной государством казнью. А мой любимец дядя Миша Дррфман ему в догонку вторит : Если прокуратура делает такие заявления, то имеет, вероятно, доказательства.
Не буду останавливаться на том, что эти "зверские российские спецслужбы" к тому же еще оказались (как всегда) еще и тупыми до ужаса : "нормальных, проверенных веками" средств тихого устранения вспомнить не смогли и по этой причине дали волю всем своим садистским наклонностям и извращенной фантазии. Нет, они (низкие нехорошие люди, редиски) не развесили кишки Литвиненко на столбах лондонского освещения. НЕТ! Они скормили бедолаге радиоактивный полоний. Начитались, мерзавцы этакие.
Владимир
Карма: 15
15.10.2011 11:10, #1298
Можно сказать, патологические устрашители!
Нет, конечно, если стоит задача, подкрепить и лишний раз простимулировать уже унавоженные взгляды западного обывателя на русских, как на дикарей-каннибалов, то так сказать не то, что можно - ПРОСТО НУЖНО.
Ну, да пусть будет так. Доктор сказал в морг - значит, в морг.
Но тогда возникает грибоедовский вопрос : "а судьи кто?"
Не буду распространяться насчет похищения Эйхмана - акция незаконная, но справедливая. Не буду обсуждать хвастовство британцев, рассуждавших на тему о том, сколько раз они готовили покушение на Гитлера. Акции незаконные, но справедливые. (Кстати, что ж так и не удалось? Что, тоже тупенькие?)
И еще, кстати, справедливость этих акций для некоторой части немецкого населения, как слыхать, до сих пор не очевидна.
Владимир
Карма: 15
15.10.2011 11:20, #1299
Но вот покушения на отравление (кстати, таллием - какое совпадение, ) или заражение Кастро - это тоже незаконно, но справедливо? И кто это установил? лорд Макдональд?
Однако, есть примеры и поближе. Операция Кондор, например. 60 000 трупов (по минимуму). Плюс общее руководство ЦРУ. Хочется особо подчеркнуть два аспекта : 1) уничтожались лица с четко определенными взглядами, 2) британская прокуратура ничего на эту тему не говорила, хотя некоторые из трупов "были изготовлены" на британской территории.
Признаю, британское правосудие сподобилось один разок немножко попреследовать Пиночета. Причем в полном соответствии с законами и очень гуманно. Все помнят, как справедливость восторжествовала.
Владимир
Карма: 15
15.10.2011 11:33, #1302
Полагаю, лорд Макдональд (в переходящем белом фраке справедливости, конечно) и дядя Миша Дорфман могут после этого с чувством законной гордости выпить по бокалу шампанского или мартини (соли и перцу - по вкусу).
Но, во-первых, помянутое - это только часть из известного. Во-вторых, известное - это только малая часть неизвестного. И, в-третьих, опять все сводится к странному свойству сознания наших дорогих западных учителей. России (и некоторым другим) строго возбраняется делать, то что можно делать осененным "демократическим знанием". Что позволено Юпитеру - не позволено быку.
Предчувствуя законное возмущение, уважаемых "учителей", сразу заявляю : я не пытаюсь оправдать убийство по формуле "от такого слышу". НЕТ! Я стараюсь подчеркнуть лицемерие и двуличность "учителей"...
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть