Киргизия за 3 недели до выборов президента: фавориты, цензура, выбывшие

7 октября 2011  13:27 Отправить по email
Печать

Выборы президента Киргизии состоятся 30 октября 2011 года. С момента свержения президента Курманбека Бакиева этот пост занимает президент переходного периода Роза Отунбаева. Её полномочия были подтверждены летом 2010 года в ходе всенародного референдума по новой конституции. Согласно принятому тогда основному закону, часть президентских полномочий перешла к парламенту, но выборы главы государства остались прямыми.

На главный пост в стране претендуют 24 кандидата. Выборы пройдут в соответствии с Конституционным законом «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и Закона «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», принятых всего пару месяцев назад. Не проверенные на практике положения этих законов уже стали причиной нескольких сбоев в избирательном процессе. Полностью изменился и состав Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Киргизской Республики.

Агитация началась 25 сентября, но окончательный список кандидатов определился только сейчас. Поначалу желание баллотироваться в президенты высказали 83 политика. Документы в ЦИК сдали 37, из них было зарегистрировано 20, позже один из них отказался от участия в выборах. Девять не прошедших регистрацию кандидатов обратились сначала в местный, затем в Верховный суд и выиграли дело. ЦИК был вынужден возобновить для них процедуру регистрации, в которую входит в числе прочего проверка подписей избирателей и экзамен на знание государственного языка. Если с языком справились почти все, то подписи «подвели» пятерых. 6 октября ЦИК официально заявил о регистрации ещё четверых кандидатов в президенты Киргизии, среди которых экс-мэр Бишкека Нариман Тюлеев (весьма популярный в столице) и бывший омбундсмен КР Турсунбай Бакир уулу, оба являются действующими депутатами парламента. Теперь им предстоит догонять соперников, начавших свою агитацию вовремя. Компенсаций опоздавшим не предусмотрено.

Фавориты

Лидером гонки по всем опросам является премьер-министр Алмазбек Атамбаев, лидер «Социал-демократической партии Кыргызстана», входящей в правящую коалицию. Атамбаев имеет большой управленческий опыт, это уже его второе премьерство, первое было ещё в 2007 году при президенте Бакиеве. Он хорошо известен за рубежом, зарекомендовал себя ответственным и договороспособным политиком, поддерживает дружеские отношения с премьером Турции Реджепом Эрдоганом, вхож в Кремль, симпатичен Владимиру Путину.

За ним в списке избирательских предпочтений следуют Адахан Мадумаров и Камчибек Ташиев. Первый занимал ряд высоких постов при Бакиеве, но был вовремя отправлен в отставку. На момент апрельской революции Мадумаров был так плотно задвинут в тень, что, несмотря на свою близость к беглому президенту, не попал революционерам под горячую руку и даже смог принять участие в парламентских выборах в качестве лидера партии «Единый Кыргызстан», которой для прохождения в Жогорку Кенеш не хватило нескольких сотых процента. Адахан Мадумаров — выбор для тех, кому лично неприятен Атамбаев. Корни этой неприязни обычно кроются в региональной и клановой принадлежности кандидатов. Сколько бы не повторял премьер-министр свой предвыборный лозунг «Вместе мы — Кыргызстан», избиратели на юге не забудут, что он уроженец северной Чуйской области. То ли дело южанин Мадумаров — и в политике давно, и собой хорош. Что ещё нужно избирателю?

Разве что свой человек из народа, прямой, решительный, энергичный, не испорченный западным влиянием. То есть Камчибек Ташиев. Уроженец Джалал-Абадской области, при Акаеве и Бакиеве занимал различные должности в правительстве, пик его карьеры — пост министра по чрезвычайным ситуациям. Известен своими резкими высказываниями, в том числе по национальным вопросам. Один из основателей партии «Ата-Журт», входящей в правящую коалицию. Успех «Ата-Журта» стал полной неожиданностью для киргизского общества, поскольку в её рядах объединились многие известные фигуры бакиевкого времени. Учитывая, что выборы в парламент проходили всего через полгода после апрельской революции, все ждали убедительной победы политических партий, ее совершивших — «Ата Мекена», СДПК, «Акшумкара». Но голоса избирателей распределились иначе. Учитывая это обстоятельство, следует внимательно относится к фигуре Ташиева, судя по рекламным баннерам, вновь намеревающегося разыграть свою козырную карту.

«А» упало, «Б» пропало

За бортом избирательного процесса по разным причинам оказались несколько известных политиков. Буквально накануне окончания регистрации кандидатов от участия в выборых отказался лидер крупнейшей оппозиционной партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, широко известный как своей политической деятельностью, так и сопутствующими ей скандалами. Свой самоотвод он мотивировал довольно странно: «На пост президента претендуют политики, которые входили в ближайшее окружение бывшего президента(...). Они не скрывают своих намерений реставрировать авторитарную семейно-клановую систему власти. В таких условиях нам нельзя повторить ошибку прошлого года, когда прогрессивные силы не смогли выступить на выборах единым фронтом. Это привело к тому, что значительная часть голосов, отданных за перемены, была раздроблена и потеряна. Чтобы не повторить эту ошибку, я снимаю свою кандидатуру с выборов президента Кыргызской Республики». Такова ли была действительная причина ухода Текебаева в тень, остаётся гадать, но отсутствие среди кандидатов этого яркого южанина спутало карты аналитикам и поставило в тупик электорат его партии, ведь лидер «Ата Мекена» не предложил своим сторонникам никакой альтернативы.

Зато это сделал другой кандидат — Марат Султанов, бывший спикер парламента, глава соцфонда, министр финансов, ныне депутат парламента. Свою кандидатуру (по мнению многих аналитиков, весьма перспективную) он снял в пользу вышеупомянутого Наримана Тюлеева, назвав его «человеком дела, способным привести страну к успеху». В подтверждение своих слов Султанов привел работу Тюлеева во главе Кыргызской железной дороги, которую тот вывел из полного развала. Справедливости ради стоит напомнить и другие его управленческие успехи: неполные два года нахождения Тюлеева на посту мэра столицы запомнились бишкекчанам многочисленными работами по благоустройству города, венцом которых стал запуск нескольких десятков фонтатов, многие из которых не работали с советских времён.

Наконец, в избирательный бюллетень не попадет имя Токтойым Уметалиевой, самой известной правозащитницы Киргизии. ЦИК отказал ей в регистрации по причине недостаточного количества достоверных подписей избирателей в поддержку её выдвижения. Уметалиева была кандидатом в президенты на двух предыдущих выборах, которые выиграл «авторитарный» Курманбек Бакиев, но в новой, демократической республике она так и не смогла зарегистрироваться, несмотря на обращения в Верховный суд и Генеральную прокуратуру. Уметалиева, конечно, не составила бы серьёзной конкуренции записным фаворитам, для неё участие в выборах — дело принципа. Остается только верить, что в её неудаче действительно виноваты нерадивые сборщики подписей.

Ничего не вижу, ничего не слышу

Предвыборная агитация в Киргизии проходит в атмосфере частичной информационной блокады. Согласно уже упоминавшемуся закону о выборах, в период избирательной кампании в республике запрещается агитация в иностранных СМИ, поэтому им предлагается вещать в записи, с предварительным просмотром (прослушиванием) контента на предмет наличия агитации или сведений, порочащих кандидатов в президенты. Откуда растут ноги у этого требования, понятно. Во время прошлогодних парламентских выборов российские СМИ позволяли себе и то, и другое. За неделю до начала агитации, телевизионщики заявили, что будут вынуждены временно прекратить ретрансляцию иностранных СМИ, поскольку не имеют ни технической, ни юридической возможности для цензурирования эфира. Это заявление вызвало волну протестов в киргизском интернет-сообществе. Местное телевидение находится в зачаточном состоянии, ни один из общедоступных каналов не в состоянии на 100% заполнить эфир качественным собственным продуктом, а основой предложения кабельных сетей являются как раз иностранные телеканалы, в первую очередь — российские. Депутаты парламента попытались исправить ситуацию, но, как это всегда бывает при срочном решении спорных вопросов, результат получится половинчатым: федеральные российские каналы — «РТР-Планета», «Россия-24», ТВЦ, «Рен-ТВ», ТНТ — продолжили вещание в прямом эфире, «Первый» спешно предоставил оборудование и выходит в записи с задержкой в один час, полностью пропали из эфира РБК, RTVi, Euronews, BBC, CNN. Большая часть электората, наверное, неудобств не испытывает, но политически активные и технически продвинутые избиратели недовольны. Информационная блокада может отбить у части среднего класса желание идти на выборы и отнять голоса у главного фаворита.

Интрига этих выборов состоит не в том, кто их выиграет (с этим более-менее все ясно), а как. Во-первых, будет ли второй тур. Несмотря на своё явное лидерство, Атамбаев ни в одной из областей пока не набирает абсолютного большинства. Кто составит ему компанию во втором туре — тоже вопрос. Прошлогоднее «голосование сердцем» обещает сюрпризы и на этот раз. Но главный вопрос — сможет ли нынешняя правящая элита (читай — Атамбаев) провести выборы честно, без использования административного ресурса. От этого будет зависеть не только степень легитимности нового президента, но и крепость всей системы государственной власти.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть