Медведев – «паровоз», который придётся тащить «буксиру» - Путину: Михаил Нейжмаков

Руководитель Центра анализа международной политики ИГСО Михаил Нейжмаков рассказал ИА REX, что предвещало выборв в тандеме в пользу Путина. Как может измениться с новым президентом внутренняя и внешняя политика РФ. Чего стоит ожидать от премьера Медведева.
26 сентября 2011  21:48 Отправить по email
Печать

Объявление о рокировке в тандеме подтвердили наши оценки о том, что противоречия между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, как и противостояние последнего с «единороссами», сильно преувеличены слухами. Вопрос, кто же станет кремлёвским кандидатом на выборах-2012, конечно, трудно было спрогнозировать до самой развязки. Но обращает на себя внимание одно событие последних недель. Накануне визита в Россию премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона Александр Волошин дал комментарий английскому изданию «The Independent». Экс-глава кремлёвской администрации заявил, что британскому премьеру «бессмысленно приехать и не увидеться с Путиным», а также, что он сам не может сказать, кто именно из участников тандема будет баллотироваться в президенты РФ в 2012 году. Некоторые в либеральной среде надеялись на возращение Волошина на госслужбу и чуть ли не демонтаж «вертикали власти» в этом случае. Однако в отличие от многих представителей либеральных элит, до последнего момента призывавших к выдвижению Медведева на второй срок, Александр Стальевич скорее продемонстрировал лояльность Путину. Возможно, такой шаг опытного аппаратного игрока был маркером, предвещавшим недавнюю рокировку в тандеме.

Двоякие последствия может иметь вхождение Дмитрия Медведева в список «Единой России». Тактически этот шаг спутал карты оппозиции, готовившейся главный удар критики в ходе парламентской кампании обрушить на Владимира Путина. Забавно в этом смысле выглядели агитационные газеты ряда оппозиционных партий, распространяемые уже в воскресенье и критикующие Путина за то, что тот, «возглавив список „единороссов“», не уходит в отпуск. Снизится эффективность и игры оппозиции в осуждение премьера и нейтралитет по отношению к президенту. Но есть в этом шаге и риск для «партии власти» — ведь рейтинги Медведева традиционно ниже, чем у Путина. Более того, часть сторонников нынешнего премьера испытывает недоверие к его молодому коллеге. В какой-то мере это расширяет возможности играющих на патриотическом поле ЛДПР и КПРФ. На руку последней оказывается и включение в федеральную тройку Владимира Комоедова, которому симпатизируют многие государственники. С другой стороны, многие граждане, возлагавшие надежды на «либерала Медведева», успели в нём разочароваться. Выходит, что Медведев — «паровоз», сам нуждающийся в «буксире». Скорее всего, этим «буксиром» станет президентская предвыборная кампания Владимира Путина, которая будет работать и на «единороссов». Предвидя новые конспирологические версии о том, что Путину может быть выгоден слабый результат «партии власти» во главе с Медведевым, поставим их под сомнение. Результаты кремлёвских кандидатов в президенты всегда выше результата «партии власти», и Путин в 2012 году и так почти наверняка опередит «единороссов» в 2011.

Вопрос о том, станет ли Медведев формальным лидером «Единой России» после выборов, на самом деле не важен. База под сохранение формального лидерства в партии за Путиным уже подведена Медведевым — сам нынешний президент намекал, что его преемники могут быть партийными. Но в любом случае — пост лидера «партии власти» ещё не предполагает контроля над ней.

Интереснее вопрос о составе будущего правительства и степени реального влияния премьера-Медведева. Ротация среди правительственных чиновников в любом случае неизбежна. Так что отметим заранее — не стоит связывать любые перестановки в российском Белом доме с заменой «людей Путина людьми Медведева». Такие заявления уже делались накануне ротаций в губернаторском корпусе. На деле же новые региональные лидеры, не являющиеся выходцами из команд своих предшественников, как правило, оказывались близкими именно к Путину (вспомним Сергея Собянина, Георгия Полтавченко и других). Тем более, высших чиновников, которых однозначно можно назвать «людьми Медведева», не так много. В нынешнем предвыборном списке «Единой России» рекордное число членов правительства и, пройдя через выборы, они могут говорить о собственном мандате доверия. В таком духе можно интерпретировать и слова Сергея Нарышкина о появлении в России «правительства народного большинства». Заявление этого же лица об отсутствии «дополнительной опеки» над будущим кабинетом министров со стороны президента вообще можно понимать как угодно. Дополнительной по сравнению с чем? Конституционные полномочия президента в отношении правительства и так велики, так что и без «дополнительной опеки» позволяют контролировать этот орган. На деле, скорее всего, влияние президента на обитателей российского Белого дома в период третьего срока Путина возрастёт. Тем более, сам Дмитрий Медведев (как показывает его биография) менее склонен к чисто административной работе.

Вряд ли перемены во внешней политике будут связаны с рокировкой в тандеме. Скорее у его участников наблюдается разделение ролей. Это разделение условно, о чём свидетельствует хотя бы тот факт, что именно пользующийся репутацией «западника» Медведев в начале 2008 года (незадолго до своего избрания президентом) принимал в Москве лидеров весьма антизападной Сербской радикальной партии. А вот определённости и более твердых шагов во внешней политике, когда во главе государства встанет наиболее влиятельный член тандема, станет больше. Вряд ли стоит ожидать серьёзного охлаждения между Россией и Западом или бегства капиталов из нашей страны только из-за избрания Путина президентом, как это предрекают некоторые эксперты. Западные политики и бизнесмены достаточно прагматичны и уже не раз поддерживали экономические проекты, однозначно связываемые с Путиным и его ближайшими соратниками.

руководитель Центра анализа международной политики ИГСО Михаил Нейжмаков специально для ИА REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть