Турецко-израильский гамбит и Азербайджан: Арье Гут

Последние внешнеполитические действия Турции демонстрируют желание официальной Анкары заявить о себе не только как о ведущей державе Средиземноморья, но и как об одном из главных геополитических акторов в исламском мире и во всей глобальной политике.
25 сентября 2011  23:48 Отправить по email
Печать

Последние внешнеполитические действия Турции демонстрируют желание официальной Анкары заявить о себе не только как о ведущей державе Средиземноморья, но и как об одном из главных геополитических акторов в исламском мире и во всей глобальной политике.

Солидный экономический рост, а также нехарактерная в последние годы для Республики Турция политическая стабильность в последнее время усилили эти настроения в Турции, которой уже более 9 лет полновластно правит правительство во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом, сочетающее либеральные экономические реформы с консервативными взглядами на социальные и религиозные проблемы.

Именно такая стратегия Анкары, полагают многие политологи, привела к обострению турецко-израильских отношений. «В последние дни мы были свидетелями усиливающегося обострения отношений с Турцией. Это не наш выбор. Мы с уважением относимся к турецкому народу и к его наследию и желаем улучшения отношений с этой страной», — сказал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.

Не думаю, что в ближайшей и среднесрочной перспективе конфликт удастся сгладить, однако, если заглядывать в более далекое будущее, то перспективы израильско-турецких отношений выглядят довольно безрадостно. Я думаю, что поддерживать этот накал на высоком огне, если можно так выразиться, на сегодняшний день непродуктивно — ни для Турции, ни для Израиля.

Но в долгосрочной перспективе мы имеем дело с серьёзным изменением или, точнее, углублением турецкой внешнеполитической стратегии, построенной на концепции неооттоманизма, архитектором которого является нынешний глава турецкого МИДа Ахмед Давутоглу. Умеренно исламистское руководство Турции пытается позиционировать свою страну, как фактор не только региональной, но и глобальной политики. И в этом, судя по всему, содержится ответ на вопрос, как будут развиваться отношения Турции с Израилем.

Турция в долгосрочной перспективе принесла в жертву свои стратегические отношения с Израилем в попытке позиционировать себя как лидера исламского мира. Нынешней политической неосманской элите Турции во главе с новым «неосманским султаном» Эрдоганом кажется, что этот подход вписывается в американскую концепцию перезагрузки отношений с исламским миром. Именно в этом контексте они пытаются, с одной стороны, выглядеть, как страна, которая может нечто противопоставить Израилю в глазах арабских стран и поэтому претендовать на исламское лидерство.

У правительства Эрдогана сейчас есть все необходимые ресурсы, чтобы активно проводить свою новую восточную политику: внутренняя оппозиция в лице военных и угроза путча устранены, правящая партия показала значительный успех на последних парламентских выборах, и даже волна «арабских революций» не смогла смешать турецкие карты: Эрдогану удалось вовремя перебить ставки, своевременно разорвав связи с бывшими диктаторами вроде Мубарака и Каддафи и сохранив таким образом свой благородный образ.

Турция предлагает себя региону как лидер, способный представлять интересы более слабых мусульманских стран и мусульманских анклавов там, где происходит конфликт между мусульманами и немусульманами. Больной темой для арабо-исламского мира вот уже полвека является Палестина и в том числе Сектор Газа. Поэтому именно там Турция проявила заметную активность, особенно в последние два года, начиная от обвинения Израиля в геноциде палестинцев и до полного разрыва отношений с Израилем и объявления о патрулировании турецким флотом юго-восточного Средиземноморья.

«В течение многих месяцев мы пытались добиться того, чтобы наши союзники Турция и Израиль улучшили бы свои двусторонние отношения. Мы по-прежнему считаем, что возвращение к партнёрству между ними — в интересах обеих сторон. Мы будем работать ради достижения этой цели. Но нынешнее состояние отношений вызывает у нас озабоченность», — заявила недавно Госсекретарь США Хилари Клинтон.

Для США подобное развитие событий стало крайне неприятным. Израиль и Турция наряду с Саудовской Аравией являются важнейшими партнёрами Вашингтона на Ближнем Востоке. Кроме того, Турция, обладающая второй после США по численности армией в НАТО, является важным членом альянса. На днях Анкара согласилась принять на своей территории радар создаваемой ЕвроПРО, которая в будущем станет частью глобальной системы противоракетной обороны.

Примирить союзников пыталась на прошлой неделе лично госсекретарь США Хилари Клинтон. В Париже она безуспешно убеждала главу МИД Турции Ахмета Давутоглу отказаться от антиизраильской линии. А на этой неделе госдепартамент США отправил в Израиль двух своих главных специалистов по Ближнему Востоку Дэвида Хейла и Дениса Росса. Однако эксперты полагают, что посредническая миссия США обречена на провал. «За последний год все попытки израильтян наладить отношения с Турцией провалились,— пояснил израильский политолог Бени Брискин.— Мы потеряли союзника». По его словам, этому есть простое объяснение. «Курс на эскалацию напряженности с Израилем — это стратегическое решение Эрдогана,— уверен господин Брискин.— Это помогает ему не только зарабатывать очки в отношениях с арабским миром и Ираном, но и повышать популярность внутри страны».

Турецкий премьер-министр Эрдоган и его соратники считают, что контролируют события, однако они уже близко подошли к той черте, после которой стремительная радикализация режима в Турции станет неизбежной независимо от их воли. И это не вызывает оптимизма. Из страны был выслан израильский посол, а двусторонние торговые связи — прерваны. Однако реакция Израиля, который в последние годы поддерживал с Турцией довольно тесные отношения, оказалась сдержанной. «Израиль и Турция — две самые важные страны на Ближнем Востоке сегодня. У нас есть разногласия, но именно сейчас нужно действовать с умом», — заявил Эхуд Барак в ходе посещения армейских подразделений на севере Израиля.

Заявление главы оборонного ведомства Израиля было сделано на фоне резких осложнений израильско-турецких отношений, которые обострились в связи с отказом Тель-Авива выполнить требования Анкары после перехвата израильскими военными 31 мая прошлого года международного гуманитарного конвоя «Флотилия свободы», следовавшего в блокированный сектор Газа. В результате спецоперации по перехвату погибли восемь граждан Турции и ещё один турок, гражданин США. Турецкие власти более года требуют от Израиля официальных извинений за атаку, выплат компенсаций семьям погибших и пострадавших, а также снятия блокады Газы. Однако в Тель-Авиве эти требования отвергают. Спецкомиссия ООН возложила ответственность за случившееся на Израиль и частично на Турцию, а также на организаторов самой акции по несанкционированной доставке грузов в палестинский анклав.

Стоит подчеркнуть, что отношения между Израилем и Турцией не только двусторонние. Много лет они представляли собой часть треугольника, третьей стороной которого были США. И «Арабская весна», которая ослабила и сделала менее надежными других партнеров США, только увеличила значение Турции как американского регионального союзника. В этом контексте ухудшение израильско-турецких отношений, которое было не по душе Вашингтону ещё до «Арабской весны», представляется весьма проблематичным. Американцы давят на обе стороны с целью восстановления отношений. На фоне других тяжёлых проблем Ближнего Востока американцы воспринимают израильско-турецкую распрю как временный сбой, поломку, который следует починить, пока она не привела к дальнейшим негативным результатам.

Ещё одно соображение — торговые отношения. Они процветают, несмотря на политическую напряжённость между двумя странами, так как экономические профили Турции и Израиля дополняют друг друга. За последний год внешнеторговый оборот между Турцией и Израилем увеличился на 26 процентов, и за первое полугодие 2011 года его общий объём составил 2,335 млрд долларов. Значительную часть турецкого импорта в Израиль составили цемент, мрамор и другие стройматериалы, изделия ширпотреба и продукты питания на сумму 1,25 млрд долларов. Израильский импорт в Турцию, в свою очередь, составил 1,1 млрд долларов год. Среди поставляемых Израилем товаров числятся танки, станки, различное оборудование для военной и гражданской авиации, оптические приборы.

На этом фоне достаточно неожиданным прозвучало заявление главы турецкого дипломатического представительства в Баку. «В период обострения турецко-израильских отношений братский Азербайджан должен также пересмотреть отношения с этой страной», — заявил чрезвычайный и полномочный посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыч. «Мы всегда, на протяжении истории были рядом с Азербайджаном. Вот уже 18 лет из-за Азербайджана наши границы закрыты. В таком случае проблема братского государства должна быть и проблемой Азербайджана. Мы всегда желаем укрепления отношений Азербайджана с Израилем. Но существует одно условие.

С одной стороны, ухудшились отношения Турции с Израилем, продолжение вопроса в таком духе беспокоит каждого гражданина Турции. Это должно сказываться на отношениях. Самым наглядным примером тому являются турецко-армянские отношения. Нам известно о транзите нефти в Израиль посредством Джейхана. Израиль должен подумать об этом. Должен учесть эту проблему. Азербайджанское правительство прекрасно ведает, что нужно делать. Мы полностью полагаемся на Азербайджан», — отметил посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыч.

Необходимо подчеркнуть, что государство Израиль признало независимость Азербайджанской Республики 25 декабря 1991 года, а дипломатические отношения между странами были установлены 7 апреля 1992 года. С 1995 года Израиль и Азербайджан стали постепенно сближаться. Руководство Азербайджана с твёрдым постоянством осуждало и осуждает любое проявление антисемитизма на постсоветском пространстве, не говоря о том, что на территории Азербайджана такого понятия, как антисемитизм, вообще не существует. Базисная основа широкого экономического и политического сотрудничества была заложена в 1998 году, когда нынешний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил столицу Азербайджана с кратковременным ночным визитом.

В последние годы резко возросло число взаимных визитов и политических консультаций между Тель Авивом и Баку: президент Израиля Шимон Перес посетил Азербайджан в июне 2009 года, глава МИД Израиля Авигдор Либерман побывал в Баку в феврале 2010 года и заместитель министра иностранных дел Азербайджана посетил Израиль в мае 2010 года. Создано и активно действует межпарламентское общество дружбы Израиль-Азербайджан во главе с депутатом Кнессета Робертом Илатовым («Наш дом Израиль»).

Стоит отметить, что сотрудничество и дружба между Азербайджаном и Израилем имеет глубокие корни. В Азербайджане на протяжении веков проживали евреи, жили как равноправные граждане Азербайджана. Азербайджанцы никогда не считали их здесь иностранцами. Евреи, проживающие в Азербайджане с конца XIX и начала ХХ веков и по сей день, имеют большие заслуги в развитии азербайджанской науки, культуры, здравоохранения, экономики, промышленности и оставили неизгладимый след. Именно имея такую богатую историю взаимоотношений, сегодня в Азербайджане правит национально-этническая толерантность и проживающая на протяжении веков в Азербайджане еврейская община является неотъемлемой составной частью азербайджанского народа и общества. Представители еврейской общины принимают непосредственное участие во всех областях экономической, социально-культурной и общественно-политической жизни страны.

Современный уровень азербайджано-израильских отношений может рассматриваться как очень позитивный, перспективный и стратегический, потому что страны плодотворно сотрудничают и осуществляют реальное партнёрство во многих областях. Обе страны имеют серьёзное желание не останавливаться на достигнутом. Азербайджано-израильское деловое сотрудничество процветает, хотя и направлено на определённые аспекты, в основном распространяется на нефть и газ. Стоит отметить, что Израиль является одним из основных покупателей азербайджанской нефти на мировых рынках.

Израиль и Азербайджан развивают двусторонние связи в торговле, культуре и высшем образовании, а также гуманитарном сотрудничестве. В последние годы обе стороны активно развивают сотрудничество в сферах сельского хозяйства, военной промышленности, телекоммуникаций, здравоохранения и альтернативных источников энергии. В 2009 году было подписано соглашение между Институтами экспорта обеих стран, и Израиль посетили многочисленные делегации азербайджанских бизнесменов.

В декабре 2010 года Азербайджан направил в Израиль два вертолёта с 15 членами экипажа для оказания помощи в ликвидации катастрофического пожара на Кармеле.

Как представитель Международной ассоциации «Израиль-Азербайджан» (АЗИЗ), представляющей реальную азербайджанскую диаспору в Израиле, хочу отметить, что внешняя политика официального Баку строится, исходя из конкретных задач, отвечающих, в первую очередь, национальным интересам самого Азербайджана. В качестве подтверждения данной позиции можно привести мнения и оценки многих западных политологов и экспертов в области Центральной Азии и Южного Кавказа, которые считают, что нынешнее руководство Азербайджана проводит независимую внешнюю политику от внешнеполитических парадигм Анкары и Тегерана, тем самым Азербайджан ещё раз доказывает, что он является сильным и независимым актором в мировом сообществе, а также подлинным лидером геоэкономических и геополитических процессов в регионе Южного Кавказа.

Как утверждает израильская газета «Едиот Ахронот», глава МИД Израиля готов оказать международную поддержку в вопросе признания геноцида армян. Однако подобный шаг, по мнению издания, будет автоматически означать разрыв отношений с Азербайджаном.

«Азербайджан остаётся практически единственным стратегическим партнером Израиля в мусульманском мире. Тем более именно глава МИД Авидгор Либерман являлся одним из архитекторов стратегического альянса с Азербайджаном. По этой причине возглавляемая им партия „Наш дом Израиль“ (НДИ) всячески блокировала попытки депутатов МЕРЕЦ, „Кадимы“ и „Ликуда“ провести в кнессете резолюцию о признании Геноцида армян», — отмечает Izrus.

По оценкам израильских экономистов, в случае углубления кризиса в отношениях с Турцией, её место в системе экономических связей Израиля вполне может занять Азербайджан. Как отмечают в МИДе и Торговой палате Израиля, экономические связи с Азербайджаном в последние годы развивались гигантскими темпами, намного опережая аналогичные показатели с другими странами постсоветского пространства. Израиль стал одним из важнейших импортёров в Азербайджан оружия, новых технологий для нефтедобывающей, пищевой и других видов промышленности. В свою очередь, объём азербайджанского импорта в Израиль составляет сотни миллионов долларов в год.

Официальный Тель-Авив постоянно выражает поддержку территориальной целостности Азербайджана. Израильская политическая элита уважает модель политики Ильхама Алиева: сочетание исторических традиций и культурного наследия с ценностями современного мира — терпимостью, толерантностью между конфессиями. Сегодня Азербайджану гораздо важнее наращивание сотрудничества в экономической и в военно-технической сфере с государством Израиль.

У Израиля несколько причин добиваться более прочных отношений с официальным Баку. В первую очередь, Израиль хочет продемонстрировать мировому сообществу свою полную лояльность к мусульманским странам и кто, как не вполне светский Азербайджан подходит на роль дружественного мусульманского государства. Немаловажную роль здесь играет и то, что Азербайджан надежный поставщик энергоресурсов, около 30% поставок нефти в Израиль осуществляется из Азербайджана.

Азербайджану же Израиль интересен своими высокими технологиями и современным вооружением.

Уже в обозримом будущем возможно резкое увеличение числа авиарейсов Тель-Авив — Баку. Если до сих пор пути израильских бизнесменов и туристов в Среднюю и Юго-Восточную Азию обычно пролегали через Стамбул, то теперь главным транзитным пунктом для них может стать Баку. Правда, это потребует пересмотра существующих договоров об авиасообщении между двумя странами, а этот процесс всегда занимает немалое время.

Как бы то ни было, в Израиле не скрывают планов на расширение как экономических, так и военно-политических связей с Баку и выражают надежду, что Азербайджан будет проводить по отношению к Израилю независимую от Турции политическую линию.

Все эти факты подтверждают, что Израиль и Азербайджан имеют крепкий экономический и политический базис сотрудничества, опирающийся на очень важный человеческий мост — еврейскую общину в Азербайджане и азербайджанскую диаспору в Израиле.

эксперт ИА REX в области международных отношений Арье Гут

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть