Ислам Каримов — основатель узбекского государства: Рустамжон Абдуллаев

31 августа 2011 года исполняется 20 лет со дня провозглашения независимости Республики Узбекистан и установления 1 сентября праздником - Днём независимости Республики Узбекистан. Когда Республика Узбекистан обрела государственную независимость, какова роль и значение в этом процессе и новейшей истории этой страны её президента — Ислама Каримова? Об этом в своей статье рассказал эксперт ИА REX по международной информации, внешнеполитическим и экономическим отношениям России с соседними странами Р
31 августа 2011  12:37 Отправить по email
Печать

31 августа 2011 года исполняется 20 лет со дня провозглашения независимости Республики Узбекистан и установления 1 сентября праздником - Днём независимости Республики Узбекистан. Однако узбекская оппозиция, выступая против этой даты, Днём независимости считает 20 июня 1990 года. Поэтому возникают следующие вопросы: когда Республика Узбекистан обрела государственную независимость, какова роль и значение в этом процессе и новейшей истории этой страны её президента — Ислама Каримова? Об этом в своей статье рассказал эксперт ИА REX по международной информации, внешнеполитическим и экономическим отношениям России с соседними странами Рустамжон Абдуллаев.

Предисловие

Начиная с 1991 года 1 сентября, отмечается в Узбекистане, как самая знаменательная дата в его новейшей истории. Поскольку 31 августа 1991 года на сессии Верховного Совета Узбекской ССР президентом Узбекской ССР Исламом Каримовым была провозглашена государственная независимость Республики Узбекистан. И на этой сессии было принято Постановление №335-XII от 31 августа 1991 года «О провозглашении государственной независимости Республики Узбекистан». И первым пунктом этого Постановления было утверждено «Заявление Верховного Совета Республики Узбекистан о государственной независимости Республики Узбекистан» и с этого момента было решено именовать Узбекскую ССР Республикой Узбекистан. А второй пункт этого Постановления установил 1 сентября, в качестве праздника — Дня независимости Республики Узбекистан, начиная с того знаменитого 1991 года.

С тех пор в течение последующих 20 лет в Узбекистане стало доброй традицией каждый год отмечать этот праздник и посвящать этой дате трудовые, научные, творческие, спортивные и другие успехи и достижения нашего народа. При этом поэты, писатели, композиторы, художники, артисты театра, кино и эстрады, а также представители других сфер творческой деятельности, начали посвящать независимости Узбекистана свои самые лучшие произведения, сыгранные роли и замечательные патриотические песни, которые исполняются звездами эстрады во время грандиозного праздничного концерта.

И здесь следует особо отметить, ту миролюбивую позицию нашей страны, которую и символизирует это ежегодно проводимое праздничное мероприятие. Ибо, если во многих других странах в День независимости проводятся военные парады, то в нашей стране — самой мошной военной державе Центральной Азии, вместо этого проводится грандиозный праздничный концерт, который по Узбекскому телевидению транслируется более чем 50 странам мира.

В этом ряду подготовка к юбилейной дате (20-летие Дня независимости Республики Узбекистан) выделяется не только своей грандиозностью, но и своим особым значением. Ибо успехов и достижений за этот, по историческим меркам, очень короткий период, действительно было не мало: Узбекистан из отсталой аграрной республики Советского Союза (который распался, оказавшись на обочине мирового развития), превратился в одно из мощных независимых государств и развивающихся стран Центральной Азии. Поэтому поводу сейчас в СМИ Узбекистана, в т.ч. в соответствующей зоне интернета, можно найти множество опубликованных материалов отечественных и зарубежных авторов.

По этой причине я в данной статье не буду особо останавливаться на них, обратив внимание читателей на вопрос, который лично меня сильно возмутил, а именно: на абсурдное отрицание этого исторического факта со стороны узбекской оппозиции. Со стороны той узбекской оппозиции, которая в конце мая 2011 года в Берлине создала такую реакционную организацию, как «Народное Движение Узбекистана» (НДУ), несостоятельность экономических, политических и идеологических догм, которой мне приходилось доказывать, посвятив этим вопросам  целый цикл своих статей.

Зная такой неопровержимый факт, что касается уровня знаний узбекской оппозиции, на такую глупую выходку членов НДУ можно было и не обращать внимания. Однако члены этой реакционной организации, на этот раз, не стесняясь и показывая, что у них совсем отсутствуют, не только патриотические чувства, но и гордость за свою Родину, выступили ещё и с «Заявлением НДУ по поводу 20-летия независимости Узбекистана». А этот факт, на мой взгляд, доказывает ещё и то обстоятельство, что они являются абсолютно некомпетентными людьми не только в политических, экономических, идеологических, но и юридических или правовых и исторических вопросах нашей жизни.

Более того анализ материалов, посвященных вопросам обретения независимости Узбекистана и роли в этих вопросах узбекской оппозиции, опубликованных, как со стороны представителей самой этой оппозиции, так и зарубежных органов СМИ, показали, что они в данном вопросе явно лукавят, утверждая, что инициаторами этого процесса были они. А это делается специально не только для того, чтобы исказить исторические факты, связанные с официальной датой провозглашения независимости Республики Узбекистан, но и подготовкой проекта Декларации о суверенитете нашей республики и её утверждением на Верховном Совете Узбекской ССР 20 июня 1990 года. В обоснованности этого утверждения читатели могут убедиться на основе веских аргументов, которые будут изложены ниже.

Так, в «Заявлении НДУ по поводу 20-летия независимости Узбекистана», опубликованной на сайте «Народного Движения Узбекистана» говорится: «20 июня 1990 года депутаты Верховного Совета Республики Узбекистан торжественно объявили Декларацию Независимости. Это было великим историческим событием». Поэтому возникает вопрос.

1. Откуда появилось такое утверждение узбекской оппозиции и как можно объяснить его? Впервые об этом в своем интервью Voice of Freedom от 5 июля 2008 года заговорил бывший депутат Верховного Совета Узбекской ССР Жахонгир Маматов (Жахонгир Мухаммад), эмигрировавший в США в 1993 году.

Однако 20 августа 2009 года на сайте «ЦентраАзия» появилась статья «Б.Мусаев: Как создавалась и принималась Декларация Независимости. Из современной истории Узбекистана», где со слов некоей А.Арифовой, являвшейся секретарем партии «Эрк», утверждается следующее: «Надо сказать, что Узбекистан был первым среди союзных республик, выступившим с Декларацией Независимости. Это, конечно, было нечто большее, чем просто общественно–политическая акция… С тех пор фиксировались неоднократные попытки принизить роль "Эрка" и, в частности, меня как автора, в создании Декларации Независимости. Небезинтересно в данной связи упомянуть Маматова Джахангира, который на своём сайте "Туронзамин" пишет, что, будучи секретарем на  сессии Верховного   Совета   Узбекской  ССР июньского созыва 1990 года, он якобы написал новый текст Декларации. Хочу заметить: нет, и не было никакого другого, пресловутого третьего текста. Есть и были два текста Декларации. Они оба родились в недрах партии "Эрк". Утверждённый текст, практически не отличается от второго проекта и июньская сессия Верховного Совета Узбекской ССР не обсуждала никакого другого текста".

К тому же в статье «Руф ДИБЛЕР: МУХАММАД САЛИХ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ В 1979-1995 ГОДАХ (ГЛАВА – III (1989–1992))», которая опубликована  в блоге Мухаммада Салиха, утверждается: «21 июня 1990 года, основываясь на проекте, предоставленном ему на рассмотрение партией «Эрк», Каримов провозгласил  Узбекистан  суверенным государством. (Фирман. 1991)».

К чему делается следующее примечание: «Автор ошибочно принимает провозглашенную в этот день «Декларацию о независимости» как объявление суверенитета. Как известно, «Декларация о независимости» напугала узбекских коммунистов и они изменили слово «независимость» на «суверенитет» и т.д.».

А этот факт доказывает что редактор, сделавший это примечание к статье, а именно Мухаммад Солих, из-за своей абсолютной некомпетентности в вопросах государственного управления и международного права, не знает даже такие, казалось бы, очень простые, вопросы. А именно, если перевод французского слова суверенитет (souverainete) соответствует русскому слову независимость, то уважение суверенитета — это один из основных и важных принципов современного международного права и международных отношений.

Поэтому на тот факт, который связан с предложением президента Узбекской ССР Ислама Каримова о замене в проекте «Декларации о независимости Узбекской ССР», слова независимость на слово суверенитет, на который указывает Жахонгир Мухаммад в своём интервью Voice of Freedom от 5 июля 2008 года, надо смотреть не с точки зрения узбекской оппозиции, как это сформулировал Мухаммад Салих в процитированном выше примечании к статье Руфа Диблера. А так, как это на самом деле есть: как к усилению значимости утверждённого Верховным Советом Узбекской ССР исторического документа — «Декларации о суверенитете Узбекской ССР» от 20 июня 1990 года, с точки зрения международного права и международных отношений. Однако именно здесь и возникает следующий вопрос.

2. Если «Декларации о суверенитете Узбекской ССР» от 20 июня 1990 года является историческим документом, утверждённым высшим законодательным органом Узбекской ССР, то почему историческим Днём провозглашения независимости Республики Узбекистан является не тот день, когда был утвержден этот документ, а 31 августа 1991 года, когда было утверждено «Заявление Верховного Совете Республики Узбекистан о Государственной независимости Республики Узбекистан»?

Ответ на этот вопрос станет абсолютно ясным, если коротко проанализировать ту кризисную социально-экономическую и политическую обстановку, а также то законодательство, которое действовало в СССР в тот не очень спокойный период, который предшествовал его распаду. Когда о своём выходе из его состава заявили уже Прибалтийские республики, начались межнациональные конфликты и настоящий экономический кризис с пустыми прилавками в магазинах и т.д. То есть тот период, когда руководство Советского Союза во главе с Михаилом Горбачёвым единственный выход из кризисной ситуации в советском обществе видело в заключение Договора о союзе республик, как о суверенных государствах. Союзный договор, необходимость заключения которого была отражена даже в Программном заявлении XXVIII съезда КПСС, как одна из экстренных мер выхода из кризиса. 

А что касается законодательства, то говоря о нём, думается, будет достаточным вспомнить только лишь два из действующих в то время законов, запрещавших нарушение закрепленного Конституцией СССР единства территории Союза ССР. Первый из них это Закон СССР «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР» от 2 апреля 1990 года. А второй — Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года, статья 2 которого гласила: «Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путём референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР... Референдум проводится в порядке, определяемом Законом СССР, Законом союзной, автономной республики о референдуме, если их положения не противоречат настоящему Закону... Референдум проводится тайным голосованием не ранее чем через шесть и не позднее чем через девять месяцев после принятия решения о постановке вопроса о выходе союзной республики из СССР. В референдуме участвуют граждане СССР, постоянно проживающие на территории республики к моменту постановки вопроса о её выходе из СССР и имеющие право голоса согласно законодательству Союза ССР».

А вот статья 3 этого Закона гласила: «В союзной республике, имеющей в своём составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своём государственно-правовом статусе».  

Ислам Каримов, одновременно занимавший в то время высокие посты члена политбюро ЦК КПСС, президента Узбекской ССР и первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана, не мог и не должен был нарушать ни действующего законодательства Союза ССР и не решений руководящих органов КПСС. Полагаю, что именно по этим причинам он, как и руководители других союзных республик, стоявших за сохранение Советского Союза, различные законодательные и подзаконные акты, принимаемые и утверждаемые Верховным Советом и Правительством Узбекской ССР и отражающие коренные интересы своего народа, вынужден был преподнести руководству СССР и провести через эти государственные органы, как инициативу народных депутатов. И даже тех из них, которых для достоверности можно было бы отнести к числу представителей оппозиции.

Именно по этим причинам, как я об этом писал в одной из своих статей ранее, он сам и был инициатором создания даже такой оппозиционной партии, как «Эрк». Партии «Эрк», которую по его рекомендации и возглавил народный депутат Верховного Совета Узбекской ССР, поэт Салай Мадаминов или Мухаммад Салих, которого Ислам Каримов в то время считал своим другом. И намекал на это во время своих публичных выступлений, транслируемых по УзТВ. В достоверности такого утверждения можно не сомневаться, ибо всем известно, что инициаторами всех перестроечных процессов были сами руководители КПСС, СССР и Союзных Республик, во главе с Михаилом Горбачёвым. Это касается и решения многих кадровых вопросов, в том числе, поэта Мухаммада Салиха, занимавшего в то время номенклатурную должность одного из секретарей Союза писателей Узбекистана.

Полагаю, что именно по этой причине варианты текста «Декларации о суверенитете Узбекской ССР», были составлены на русском языке, как об этом утверждает Жохонгир Мухаммад, который показывал их Исламу Каримову, чтобы тот, по установившейся в советское время традиции, не только с ними ознакомился. Но и  отобрал и одобрил подходящий вариант текста этого документа для того, чтобы впоследствии он был рассмотрен и утверждён на сессии Верховного Совета Узбекской ССР. На что Ислам Каримов, как руководитель Компартии Узбекистана и президент Узбекской ССР, имел полное право. Поэтому можно не сомневаться, что именно такой текст «Декларации о суверенитете Узбекской ССР» и был внесён со стороны Мухаммада Солиха на рассмотрение высшего законодательного органа нашей республики. И был утверждён этим органом государственной власти 20 июня 1990 года с оговоркой, содержащейся в пункте 12 этого документа, где говорится: «Настоящая декларация является основой для разработки новой Конституции Узбекской ССР и нового Союзного договора».

Обоснованность этого утверждения могут доказать не только те совпадения текста, изложенного в пункте 12 «Декларации о суверенитете Узбекской ССР» от 20 июня 1990 года, с основными положениями и нормами перечисленных выше документов XXVIII съезда КПСС, Законов, действовавших в то время в СССР и проектов Союзного договора.  Но и принятые в то время Верховными Советами всех союзных республик почти одинаковых по содержанию деклараций об их суверенитетах, имеющих пункты, схожие с пунктом 12 «Декларации о суверенитете Узбекской ССР». А достоверность этого факта, вошедшего в историю СССР под названием «Парад суверенитетов», могут доказать материалы, опубликованные в СМИ (см. таблицу «Хронология принятия деклараций о суверенитетах союзных республик»).

Хронология принятия деклараций о суверенитетах союзных республик

Союзные республики

Провозглашение

суверенитета

полной независимости

независимость де-юре

Эстонская ССР

16 ноября 1988г.

20 августа 1991г.

 6 сентября 1991г.

Латвийская ССР

28 июля 1989г.

21 августа 1991г.

 6 сентября 1991г.

Литовская ССР

18 апреля 1989г.

11 марта 1990г.

 6 сентября 1991г.

Грузинская ССР

26 мая 1990г.

  9 апреля 1991г.

26 декабря 1991г.

РСФСР (Россия)

12 июня 1990г.

26 декабря 1991г.

Молдавская ССР

23 июня 1990г.

27 августа 1991г.

26 декабря 1991г.

Украинская ССР

16 июля 1990г.

24 августа 1991г.

26 декабря 1991г.

Белорусская ССР

27 июля 1990г.

26 декабря 1991г.

Туркменская ССР

22 августа 1990г.

27 октября 1991г.

26 декабря 1991г.

Армянская ССР

24 августа 1990г.

23 сентября 1991г.

26 декабря 1991г.

Таджикская ССР

24 августа 1990г.

  9 сентября 1991г.

26 декабря 1991г.

Киргизская ССР

15 декабря 1990г.

31 августа 1991г.

26 декабря 1991г.

Казахская ССР

25 октября 1990г.

16 декабря 1991г.

26 декабря 1991г.

Узбекская ССР

20 июня 1990г.

31 августа 1991г.

26 декабря 1991г.

Азербайджанская ССР

18 октября 1991г.

30 августа 1991г.

26 декабря 1991г.

 

Однако заключению Союзного договора помешал «августовский путч» ГКЧП, состоявший из ряда представителей руководства ЦК КПСС и правительства СССР, осуществивший 18—21 августа 1991 года государственный переворот в СССР. То есть попытку отстранения Михаила Горбачёва от должности президента СССР, смены проводимого им курса и срыва подписания «Договора о Союзе Суверенных Государств», намеченного на 20 августа 1991 года в Ново-Огарёво со стороны четырёх суверенных союзных государств: Белорусской ССР, Казахской ССР, РСФСР и Узбекской ССР. Остальные республики этот договор должны были подписать до 22 октября 1991 года. На скорейшем подписании этого договора настаивал даже Борис Ельцин.

Так что Узбекская ССР была одной из четырёх республик СССР, решивших подписать Союзный договор 20 августа 1991 года. Значит, Ислам Каримов, как президент Узбекской ССР в то время был сторонником подписания Союзного договора, против заключения которого и затеял свой путч ГКЧП. А этот факт доказывает несостоятельность высказываний узбекской оппозиции о том, что Ислам Каримов, который в те дни с визитом находился в Индии, будто бы поддерживал «августовский путч» ГКЧП.

Поэтому особенно не состоятельной звучит и то утверждение в «Заявлении НДУ по поводу 20-летия независимости Узбекистана», о том, что якобы «Через год (после утверждения «Декларации о суверенитете Узбекской ССР» от 20 июня 1990 года) Ислам Каримов, увидевший распад СССР торопливо 1 сентября 1991 года повторно объявил независимость Узбекистана». Ибо настоящая независимость Узбекистана не только не была повторно объявлена 1 сентября 1991 года, а была впервые провозглашена 31 августа 1991 года на основе специального «Заявления Верховного Совета Республики Узбекистан о государственной независимости Республики Узбекистан» и закреплена конституционным Законом «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», в преамбуле которого говорится: «Исходя из декларации о суверенитете Республики Узбекистан и Заявления о государственной независимости Республики Узбекистан, Верховный Совет Республики Узбекистан принимает настоящий закон».  

Кроме того 5 пункт Постановления Верховного Совета Республики Узбекистан «О провозглашении государственной независимости Республики Узбекистан» от 31 августа 1991 года, гласит: «Верховный Совет Республики Узбекистан обращается ко всем высшим законодательным органам Союза и суверенных государств, входящих в его состав, ко всем зарубежным государствам и мировому сообществу с призывом признать акт провозглашения государственной независимости республики».

«Декларация о суверенитете Узбекской ССР» от 20 июня 1990 года, в соответствии с её 12 пунктом должна была служить и являлась основой для разработки новой Конституции Узбекской ССР и Договора о создании Союза Суверенных Государств. Поэтому говоря об этой декларации, видимо следует, определить и её статус в истории нашей страны, сравнивая процесс появления этого документа  с жизненной ситуацией, которая связана, скажем, с процессами зачатия и рождения ребенка.

Так, если процесс утверждения «Декларации о суверенитете Узбекской ССР» со стороны Верховного Совета Узбекской ССР 20 июня 1990 года можно сравнить с процессом зачатия ребёнка, то процесс принятия Постановления Верховного Совета Республики Узбекистан «О провозглашении государственной независимости Республики Узбекистан» от 31 августа 1991 года, который утверждал ещё и «Заявление Верховного совета Республики Узбекистан о государственной независимости Республики Узбекистан», можно сравнить с процессом рождения полноценного и здорового ребёнка.

Но при этом видимо следует внимание узбекской оппозиции обратить на тот факт, что люди, как физические лица, а государства, как юридическое лица, отмечают не день зачатия ребёнка (или государства), а его (их) день рождения. К тому же, зачатие ребёнка, во-первых, может быть законным, а может быть и незаконным. А после зачатия любой зародыш может родиться неполноценным или погибнуть, не дожив до рождения в виде полноценного и здорового ребёнка по различным причинам. Например, в результате естественно или искусственно происходящего выкидыша (аборта) или по другим причинам. Подтверждением такого образного сравнения и примера может служить не только вся история государственности на территории нынешнего Узбекистана, но и всего мира. Взять хотя бы те монархии, которые рождались и гибли или распадались на нашей территории, как например, Кокандское и Хивинское ханства, Бухарский эмират или другие государственные образования, как Туркестанские автономные республики, со столицами в Ташкенте и Коканде, Хорезмская ССР, Бухарская НСР.

Так, что Исламу Каримову, не только как первому президенту Узбекистана, но и как основателю совершенно нового узбекского государства, приходилось не только обеспечивать зачатому ребёнку или новому суверенному узбекскому государству в составе СССР нормальный рост до его полноценного рождения, но и принять сами такие роды от матери, каковой являлась наша бывшая Родина — СССР, которая, образно говоря, скончалась после родов своих детей, в виде независимых государств, как Республика Узбекистан. А потом, несмотря на всякого рода социально-экономические и политические трудности, Исламу Каримову приходилось и приходится бережно взращивать и воспитывать этого ребёнка, кормить, обувать, одевать и учить его жить, работать и служить своему народу в лучшем для него мире — в составе мирового сообщества. И этому ребёнку, которого называют Узбекистаном, 1 сентября 2011 года исполняется только лишь 20 лет от роду.

Но рассуждая такими образными выражениями или понятиями и категориями не только об исторических событиях, при которых приходилось говорить и о гибели нашей бывшей Родины - Советского Союза, за сохранение которого более 93,7% наших соотечественников, в том числе я лично и все мои близкие и знакомые, добровольно отдавали свои голоса 17 марта 1990 года, но  и о такой исторической личности, каковым является Ислам Абдуганиевич Каримов, которого узбекская оппозиция до сих пор обвиняет за достижение такого результата во время того Всесоюзного референдума о сохранении СССР, утверждая будто именно он всех нас и заставил подать свои голоса за сохранение СССР. О руководителе нашей страны, имеющем железную волю и хватку, и самое главное, о человеке, способном добиться намеченных целей, направленных на неуклонное развитие и процветание нашей страны и его народа, невольно приходишь к такой мысли: «Если бы Ислам Каримов в перестроечный период занимал бы пост президента СССР, то он, как более компетентный, смелый и решительный советский лидер, чем другие, смог бы не только предотвратить распад этого государства. Но и добиться его бурного развития, как это происходит, например, в новейшей истории Китая и вернуть ему былую мощь и величие, а народам той советской страны — процветание и веру в свое светлое будущее».  

А своим оппонентам хочу сказать: «Да, у нас в Узбекистане имеются ещё множество нерешённых проблем, являющихся наследием старой социалистической системы, особенно это касается вопросов, связанных с избытком трудовых ресурсов, о которых я писал довольно подробно в других своих статьях. Но те достижения, которые уже сейчас имеются, позволяют мне безоговорочно согласиться с Исламом Каримовым и с уверенностью сказать те слова, которые он часто повторяет, видимо, с целью мобилизовать нас самоотверженно трудиться и бороться во блага нашей страны и за лучшую жизнь. А именно такие слова, где говориться примерно так: «Мы действительно не хуже других людей, живущих в развитых странах мира. Поэтому если и мы будем учиться и работать над совершенствованием своих знаний, изучая при этом самые передовые научно-технические и другие мировые достижения, внедряя их у себя на Родине, самоотверженно трудиться, как и они, то мы обязательно достигнем их уровня и качества жизни уже в обозримом будущем».

Такая уверенность основана на таких фактах, которые говорят о многих положительных тенденциях нашего развития. Так, если ВВП Узбекистана за истекшие 20 лет нашего независимого развития увеличился в 3,5 раза, а в расчёте на душу населения в 2,5 раза, то реальные доходы населения увеличились в 3,8 раза. Не говоря уже о том, что затраты государства на социальную защиту населения за эти годы, увеличились в 5 раз. А всё это позволило существенно улучшить качество жизни наших людей, и как результат – сократить уровень материнской смертности более чем в 2 раза, детской – в 3 раза, что позволило увеличить среднюю продолжительность жизни людей с 67 до 73 лет, а женщин до 75 лет.

При этом серьёзный интерес международных структур, экспертов, учёных и специалистов вызывает тот факт, что в период мирового финансового кризиса, когда в большинстве стран мира, в том числе развитых, имело место падение темпов роста или рецессия, темпы роста ВВП Узбекистана росли. Так, темп роста ВВП нашей страны в 2008 году составил 9%, в 2009 году — 8,1% и 2010 году — 8,5%, а на 2011 год такой рост запланирован в пределах 8,3%.

В то время, когда серьёзнейшую озабоченность, особенно в развитых странах мира, вызывает увеличение государственного долга до астрономических размеров, что связанно с наличием в таких странах, как, например США, Япония, Германия и Франция финансовых пирамид, в Узбекистане внешний долг не превышает даже 10% ВВП. А государственный бюджет последние пять лет выполняется с профицитом. Подобный список внушительных достижений Узбекистана можно было бы продолжить. Но я ограничусь перечислением только лишь следующих ярких примеров, становящихся уже обыденными явлениями нашей стремительно развивающейся повседневной жизни.

Так, главный редактор российского федерального интернет-издания «Капитал страны», доктор экономических наук, профессор Евгений Балацкий, говоря о достижениях Белоруссии, отмечал и следующие факты: «Посещение Белоруссии в 2010 году показало целый ряд интересных моментов в её развитии. Число машин по сравнению с 2008 годом заметно возросло – это видно невооруженным глазом. Более того, стало гораздо больше импортных машин, и они все дороже и новее. Нет ничего более достоверного о растущем уровне жизни населения, как число машин».

Если судить о достижениях тех или иных стран СНГ по такому показателю, но с учётом того факта, что из Узбекистана в эти страны, в том числе и в Белоруссию экспортируются самые современные легковые автомобили СП ЗАО GM Uzbekistan, а в самом Узбекистане только лишь в 2010 году было реализовано 145151 единиц легковых автомашин производства этого, единственного в Центральной Азии, автомобильного завода, позволившее General Motors Corp включить нашу страну в десятку своих лучших рынков в мире, то не трудно прийти к выводу, что у нас в этом вопросе дела обстоят значительно лучше, чем в Белоруссии.

Но теперь есть ещё и другое важное достижение, от которого наши люди по праву могут гордиться. Это открытие в канун 20-летия независимости Узбекистана рейса нового высокоскоростного электропоезда «Афросиёб», следующего по маршруту Ташкент-Самарканд. Посол США в Узбекистане Джордж Крол, наряду со своими коллегами из других стран, ставший одним из первых почётных пассажиров этого сверхскоростного поезда, в своем интервью СМИ Узбекистана, назвав это событие большим достижением народа Узбекистана, отметил ещё и такой, казалось бы, невероятный факт: «Узбекистан в этом вопросе опередил множество стран, в том числе США. Так, у нас нет таких высокоскоростных поездов. С учётом ваших достижений в данной сфере в США следует обратить внимание на этот вопрос».

Теперь, говоря об отдельных, но очень важных делах Ислама Каримова, мне бы хотелось особо отметить, что за 20 лет независимости Узбекистана под его личным руководством восстановлены и реконструированы почти все исторические архитектурные памятники Узбекистана, являющиеся золотым фондом мировой цивилизации. Те памятники, которые являются свидетелями богатого исторического прошлого узбекского народа и находятся в таких всемирно известных городах, как Самарканд, Бухара, Хива, Термез и Ташкент. А за то, что он восстановил, реконструировал, благоустроил и сделал доступными мусульманам не только нашей страны, но и всего мира святыни Ислама, расположенные в Узбекистане Бог бы стер абсолютно все его грехи, если бы даже они у него и были.

Заключение

1. «Декларация о суверенитете Узбекской ССР» от 20 июня 1990 года, в соответствие с её 12 пунктом должна была служить основой для разработки новой Конституции Узбекской ССР и Договора о создании Союза Суверенных Государств. Поэтому она только лишь закрепляла суверенитет Узбекской ССР в составе Союза ССР, а в дальнейшем, если будет заключен новый Союзный договор, в составе Союза Суверенных Государств. Поэтому «Заявление НДУ по поводу 20-летия независимости Узбекистана» является ошибочным.

2. Независимость Республики Узбекистан была провозглашена 31 августа 1991 года на основе специального «Заявления Верховного Совета Республики Узбекистан о государственной независимости Республики Узбекистан», утверждённого Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан «О провозглашении государственной независимости Республики Узбекистан» от 31 августа 1991 года. Этим же Постановлением 1 сентября было установлено в качестве праздника — Дня независимости Республики Узбекистан, начиная с 1991 года. Поэтому именно 31 августа 1991 года и является Днём провозглашения независимости Республики Узбекистан, а 1 сентября - праздником — Днём независимости Республики Узбекистан, и этот факт не может вызывать никаких сомнений.

3. В своей статье, посвященной Владимиру Путину, я писал следующие слова: «В истории России было много великих людей. Много было таких людей и среди её правителей. Но среди них своей особой ролью и значением в истории России, ролью и значением прогрессивного реформатора, выделяется Пётр I – император России. Роль и значение Владимира Путина в новейшей истории Российской Федерации, на мой взгляд, можно без преувеличения сравнивать только лишь с исторической ролью и значением именно такого великого человека, как Пётр I».

Однако в этой статье, которая, так или иначе, посвящена Исламу Каримову, сравнить его роль и значение в новейшей истории узбекского государства — Узбекистана, с ролью и значением какого либо его правителя, жившего в другую эпоху, никак не возможно. Поскольку Узбекистан, какую б историю ему сами историки не приписывали, как независимое государство к настоящему времени имеет всего лишь 20-летнюю историю,  у которого за это время был только лишь один национальный лидер — президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов. Поэтому я полагаю, что в новейшей истории Узбекистана его роль и значение неоценима, что бы о нём не говорили его враги и оппоненты. Ибо он является основателем и первым президентом этого независимого государства — Республики Узбекистан.

Завершая эту статью, я поздравляю всех своих соотечественников с юбилейной датой 20-летием независимости Республики Узбекистан и праздником – Днём независимости Республики Узбекистан, который по праву каждый год отмечается у нас 1 сентября.

доктор экономических наук, академик Рустамжон Абдуллаев

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Поддерживаете ли Вы введение более жёстких мер по соблюдению Режима самоизоляции?
57.1% Нет
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть