Центр Беркмана при Гарвардском университете (Бостон, США) опубликовал отчёт об исследовании русскоязычной блогосферы на русском языке. Полный отчёт на английском опубликован ранее. Эксперт по политическим коммуникациям в социальных сетях, координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков изложил ключевые моменты исследования и рассказал о результатах совместного с экспертом по развитию украинской блогосферы и роли соцмедиа в постсоветском пространстве, аспиранткой центра российско-евразийских исследований имени Дэвиса, Гарвардского университета Анной Шапиро (Бостон, США) исследования украинской блогосферы.
Российская блогосфера как открытая система
Эксперты признали российскую блогосферу открытой и склонной к перекрёстным дискуссиям и ссылкам. По сравнению с США здесь гораздо меньше «эхо-камер» — сообществ, замкнутых внутри себя.
Целью исследования «Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете» было выявление роли блогосферы и социальных медиа с использованием методологии и системного анализа, разработанной Джоном Келли из Morningside Analytics. Упомянутая методология включает в себя целый ряд компонентов, позволяющих нарисовать карту национальной блогосферы. Одним из главных параметров построения карты является анализ ссылок. Чем больше ссылок на блог, тем больше точка, обозначающая блог на карте. Анализ ссылок базируется на концепции «экономики внимания». По мнению исследователей, идентичность блогера в мире гипертекста определяется не через контент блога, а через то, на что он ссылается и тех, кто ссылается на него. Вместе с тем, помимо автоматического анализа ссылок и наиболее часто упоминаемых ключевых слов-дескрипторов, методология включает последующее прочтение и описание исследователями контента выявленных активных блогов. В дальнейшем учёные выстраивают инфраструктуру блогосферы, опираясь на понимание идентичности как функции ссылок, а далее интерпретирует построенную систему через анализ содержания блогов.
По мнению учёных из Гарварда исследование российской блогосферы стало очередным этапом в последовательном анализе различных национальных сегментов социальных медиа. Портрет блогосферы — это портрет общества и социально-политической реальности, в контексте которого эта блогосфера живёт. Создание карт блогосфер позволяет исследовать, как сетевые структуры отражают роли социальных, культурных и политических сил в конкретном обществе. Сравнительный анализ позволяет лучше осознать то, насколько структура национальной блогосферы является особенной и характерной для конкретного общества. Исследование, проведённое в Гарварде, показывает, что двух похожих блогосфер не бывает. Каждая уникальна в своей структуре, и единственный общий знаменатель — высокий уровень сложности этих структур.
Начав с анализа 5 млн блогов, группа исследователей постепенно выявила дискуссионное ядро наиболее активных блогеров, которые наиболее характерно представляют структуру российской блогосферы. Это дискуссионное ядро составило 11792 блогера, которые, в свою очередь, были разделены на несколько тематических кластеров. Большинство из этих 11792 были блогами «Живого журнала». Структура американской блогосферы чётко показывает дистанцию и разобщённость между ярко выраженными группами консерваторов и либералов. А вот на российской карте сразу заметно, что речь идёт о целостном облаке, в котором нет разрывов и изолированных друг от друга групп. Иными словами, сузив сферу анализа до дискуссионного ядра, исследователи увидели, что российская блогосфера не поляризована, а отличается высокой степенью централизации, концентрации в одно облако и взаимосвязями между разными кластерами, даже если они представляют собой соперничающие политические группы. Отсюда большая открытость к дебатам и дискуссиям, в рамках которых сталкиваются представители разных политических взглядов. Высокий уровень ссылок друг на друга между разными группами также предотвращает возникновение «информационных коконов» — изолированных групп блогеров, закрытых в своём информационном микромире и живущих только вокруг информации, создаваемой ими самими и их единомышленниками.
Ещё одним фактором, который подкрепляет централизованное строение российской блогосферы, является высокая степень интерактивности российской блогосферы, связанная с тем, что платформы типа ЖЖ совмещают в себе функции блогов и социальных сетей, являясь «социально-сетевыми гибридами».
Выделив общую структуру дискуссионного ядра российской блогосферы, создатели карты принялись за идентификацию сегментов блогооблака. На базе анализа содержания и описаний 1200 блогов (10% дискуссионного ядра) были обнаружены и определены структуры внутри облака. Исследователи определили четыре основных сетевых кластера, составляющих дискуссионное ядро: общественно-политические, региональные, культурные и инструментальные. К региональным были отнесены блоги на русском языке, но принадлежащие жителям других стран постсоветского пространства, к культурным — посвященные преимущественно культуре и искусству, к инструментальным — аккаунты, которые поддерживаются авторами за материальное вознаграждение, а не по собственной инициативе.
Исследователи проанализировали не только внутреннюю структуру российской блогосферы, то есть то, как блогеры ссылаются друг на друга, но и взаимоотношение блогосферы с традиционными средствами массовой информации. Анализ того, на какие платформы и традиционные СМИ вне социальных медиа блогеры ссылаются чаще всего, позволил определить своего рода «новостную диету» тех, кто живёт в блогосфере.
Наиболее популярным ресурсом, согласно анализу ссылок российских блогеров, является YouTube.
Этот видеохостинг популярен во всех концах российской блогосферы, что делает её в чём-то ближе своим зарубежным картам-собратьям. Однако и YouTube как платформа достаточно политизирован. Анализ 100 наиболее популярных видео показал, что, наряду с развлекательными и коммерческими темами, многие из видеоматериалов касаются социальных и политических тем и ряда клипов о коррупции.
Дискуссионное ядро российской блогосферы потребляет больше информации из либеральных СМИ, чем пользователи российского интернета в целом. Таким образом, именно либеральные СМИ формируют повестку дня российской блогосферы и являются её общим знаменателем. И это во многом определяет характер блогосферы и при этом создаёт своего рода симбиотическую модель между российскими традиционными либеральными СМИ и социальными медиа.
Поскольку большинство россиян по-прежнему черпают информацию из телевизионных новостей, то можно говорить об информационном диссонансе, возникающем между сообществом активных блогеров и тех, кто живёт вне пространства социальных медиа. По сути, это значит, что те, кто получают информацию из блогов, и те, кто в первую очередь смотрят телевидение, живут в одном физическом пространстве, но в совершенно разных информационных мирах.
Не менее важно, по мнению исследователей, что часть русской блогосферы используется не только для обсуждения политики и критики правительства, но и для мобилизации политической и социальной деятельности. Это может означать, что в российской блогосфере появляются признаки того, что британский исследователь Уильям Даттон называет «пятой властью»: российские социальные медиа являются новой сферой формирования реальной политической силы. Согласно Даттону, «пятая власть» выступает как механизм контроля государственных структур, а также «четвёртой власти» — традиционных средств массовой информации. Отмечается, однако, что эта «пятая власть», пока хрупка и уязвима.
«Мы предполагаем, что рост влияния российской блогосферы может привести к всё более активному участию правительства в сетевой публичной сфере. Эти тенденции, как и попытки контролировать сетевое пространство, могут усилиться во время эскалации политической борьбы, например, вокруг выборов» — считают исследователи.
Украинская и израильская блогосфера
Кратко остановимся на анализе информации о региональных блогерах (из Беларуси, Украины, Армении, Израиля и т.д.). Американцев удивило, что большая часть русскоговорящих блогеров (60 %) пишет о России из-за рубежа. Чаще всего с Украины, из Беларуси, Израиля и Армении. Поэтому в контексте приведенного исследования можно было бы говорить не о российской, а единой глобальной русскоязычной блогосфере. То, что блогеры у нас не такие, как во всем остальном мире, а совершенно особенные, мы и сами были втайне уверены, но гарвардское исследование подтвердило правоту нашей интуиции с научной точки зрения. Как выяснилось, Рунет обладает набором практически уникальных качеств, которые не свойственны ни демократическим Соединенным Штатам, ни авторитарным Ирану или Китаю. Блогосферой этих стран эксперты Центра Беркмана углубленно занимались ранее.
Стоит отметить, что американские исследователи рассматривают украинскую блогосферу в контексте русской (т.е. как ее неотъемлемую часть). На Украине они определили 322 активных блога (всего к русской блогосфере относится 11 тысяч активных блогеров). В Белоруссии только 80 активных блога, а в Израиле — 110.
Американцы отмечают, что большинство из этих блогов ведутся на украинском языке, что не соответствует данным Яндекса (Яндекс фиксирует 93% украинских блогов, которые ведутся на русском языке — ИА REX), содержат внешние ссылки на украинские новости, информацию с сайтов pravda.com.ua, unian.net, korrespondent.net, telekritika.ua и obkom.net.ua.
По их мнению, среднестатистический украинский блогер — это системный администратор, который живёт на Украине и пишет о повседневной жизни. Большинство из активных блогеров принадлежат к антифашистскому движению. Половина контента посвящена политическим акциям, половина — художественные фотографии, преимущественно собственного «производства».
«Трудно не согласиться с выводами исследования, — пишет в своих комментариях блогер jesfor, — хотя некоторые моменты обобщены и упрощены. Нужно учитывать, что отчет готовился для американской аудитории, а не для украинского использования. Поэтому, зачем американцам вникать в наши тонкости».
Соглашаясь с американцами о том, что украинская блогосфера является неотъемлемой частью русского сегмента сети, блогер jesfor резюмирует — реальность ее существенно ограничивает и ведет к деградации.
Среди общественного дискурса упомянут блог украинского политика и члена парламента (речь, наверняка, идет о shorec — утверждает блогер jesfor) — этот блогер обсуждает политику в украинской блогосфере и предлагает список украинских политических блогов.
Для украинской блогосферы, в общем-то, не секрет, что упомянутый блог «shorec» ведет известный киевский политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков, который не является народным депутатом, но более 10 лет консультировал депутатов от разных политических сил и разработал ряд резонансных законопроектов.
Американские эксперты также написали о блоге украинской националистки Елены Белозерской. «Блог, вероятно, принадлежит украинскому активисту антифашистского движения. Половина блога посвящена политическим акциям и акциям протеста (преимущественно на Украине). Другая часть — художественные зарисовки, возможно собственные. Большая часть блога написана по-украински»
Отнесение гарвардскими исследователями украинской националистки Елены Белозерской, выступающей за увековечение памяти коллаборантов Степаны Бандеры и Романа Шухевича, к антифашистам выглядит очень странно. При этом загадочные «украинские антифашисты по-американски» определяются по таким критериям: пишет по-украински, принимает участие в политических акциях протеста. Это подмена понятий — назвать национал-демократов антифашистами.
Заметили в Гарварде и блог variag_2007 эксперта ИА REX, киевского публициста Мирославы Бердник: «Киевская интеллигентная женщина, которая пишет про «кто знает про что». В блоге variag_2007 много пишется об агентуре ЦРУ и агентах влияния Кэтрин-Клэр Чумаченко, Звариче. Видимо эта тема не очень нравится гарвардским исследователям.
В израильском секторе русскоязычной блогосферы гарвардские исследователи из 110 активных блогов отметили блог эксперта ИА REX Давида Эйдельмана.
«Этот блог принадлежит израильскому политологу. Основной темой является политический анализ израильской политики, а также дискуссии вокруг других, более общих тем, в том числе национализма, информационного общества, советской, израильской и еврейской истории. Блог также содержит множество ссылок на различные политические дискуссии. Этот блогер очень критичен и саркастичен и, похоже, он близок к позиции израильских правых» — считают исследователи.
Сам Давид Эйдельман с тем, что его отнесли к правому политическому спектру, не согласен: «Вроде все абсолютно подходит, кроме правизны. Но правизна может иметься в виду в российском смысле. Там же кто против войны, допустим, они правые».
Ясность в разное толкование понятий правого и левого политического спектра у американских и русских исследователей внёс электоральный географ из США, эксперт Александр Киреев. «Я бы несколько детализировал, кто считается в США либералами и кто консерваторами, для читателей из стран СНГ, которые могут не совсем верно это понимать. Ведь на постсоветском пространстве почему-то либерал — слово почти ругательное? В России либералы ассоциируются с правыми политиками времен Ельцина (Чубайс, Гайдар, Немцов, Явлинский).
В то время, как в США под либералами понимаются левые, и даже социалисты» — разъяснил американский эксперт.
О дальнейших исследованиях украинской блогосферы
В продолжение исследований Центра Беркмана координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков совместно с экспертом ИА REX по языковой политике на Украине, развитию украинской блогосферы и роли соцмедиа на постсоветском пространстве, аспиранткой центра российско-евразийских исследований имени Дэвиса, Гарвардского университета (США) Анной Шапиро провели исследование украинской блогосферы. На базе анализа содержания и описаний 35 блогов (10% дискуссионного ядра) были отобраны для опроса украинские блогеры. В опросе приняли участие как русскоязычные, так и украиноязычные блогеры.
Они рассказали о своём опыте и целях создания блогов и изменении целей в процессе развития своих интернет-ресурсов. Также блогеры: оценили значение языка общения в Интернете и особенности украинской блогосферы; обсудили возможности воздействия Интернета на процесс украинизации и отношения между украино — и русскоговорящими в стране; прокомментировали возможности влияния блогосферы на языковую диглоссию; определили адекватность украинской блогосферы основным тенденциям в развитии общества; спрогнозировали будущее украинской блогосферы, в идеале и на практике.
Комментарии читателей (0):