На Украине детенизация зарплат с помощью штрафов даст обратный эффект

27 июля 2011  15:37 Отправить по email
Печать

В украинском правительстве обсуждаются инициативы по борьбе с детинизацией зарплат с помощью увеличения штрафных санкций. Соответствующие законопроекты предполагают увеличение штрафных санкций свыше, чем в 10 раз. По мнению председателя государственной инспекции Украины по вопросам труда — главного государственного инспектора Украины по вопросам труда Андрея Черкасова, такая норма законодательства поможет легализовать теневую занятость и зарплаты и увеличит поступления в пенсионный и другие социальные фонды.

С одой стороны, размер штрафных санкций за грубые нарушения КЗОТа, безусловно, должен быть больше, чем отчисления с зарплат сотрудников. Однако, оптимистичные утверждения главного инспектора можно назвать более чем сомнительными. В первую очередь из-за существующей системы контроля за исполнением норм Трудового кодекса.

Отметим, что в законодательстве Украины теоретически существует не только административная, но и уголовная ответственность за грубое нарушение норм КЗОТа, в частности, за незаключение трудового договора (официальное оформление) и невыплату зарплаты свыше 2 месяцев. За тем чтобы недобросовестные работодатели отвечали по закону, приставлены следить органы прокуратуры Украины, а также госинспекция по вопросам труда. Но на практике, человек обратившийся в госинспекцию с просьбой о проведении проверки на предприятии, как правило, вообще не получает ответа, либо получает стандартную «отписку», например, «В управление государственной инспекции по вопросам труда запросов о проведении проверки предприятия не поступало. Вы имеете право обратиться в суд». В случае обращения в районную прокуратуру, материалы дела для проведения проверки опять-таки направляются в органы госинспекции по вопросам труда. И заявитель снова получает отписку.

Чаще всего проблемы возникают в двух случаях: когда человек не был оформлен официально и знал об этом, и когда было написано заявление, в отдел кадров сдана трудовая книжка, но никакой записи в ней так и не появилось, а в штатное расписание не были включены ни ФИО, ни даже должность, которую занимал сотрудник. К сожалению, трудовым законодательством Украины не предусмотрена выдача сотруднику обязательной справки либо иного документа о трудоустройстве. Т.е. человек пишет заявление о приёме на работу, передаёт трудовую книжку в отдел кадров, (иногда его даже могут ознакомить с приказом о приёме на работу, который потом куда-то исчезает, а под его номером появляется совершенно другой документ, никакого отношения к нему не имеющий). Затем каждый месяц получает зарплату, расписывается в ведомости и даже не подозревает, что его обманывают. Нарушение вскрывается, как правило, уже при увольнении, уходе в декретный отпуск, или, в некоторых случаях, при попытке получить справку о доходах.

В большинстве случаев ни в правоохранительные органы, ни в суд в таких ситуациях никто даже не обращается, зная о том насколько бесполезно тратить своё время на разбирательства, которые, скорее всего, закончатся ничем. Невзирая на установленные сроки, в той же прокуратуре могут годами держать заявление, направляя письма с просьбой о проверке изложенных сведений в различные инстанции, из которых раз за разом приходят отписки. При этом, как сообщили корреспонденту ИА REX в главном управлении по вопросам труда Украины, проверка работодателя проводится только лишь по официальным документам, выданным в соответствии с трудовым кодексом... Т.е. различные пропуски, удостоверения и прочее во внимание инспекция не принимает, поскольку данные документы не являются подтверждением заключения трудового договора. В ходе проверки от работодателя не требуют практически ничего за исключением приказов о зачислениях и увольнениях и штатного расписания... В судах ситуация аналогичная. Замкнутый круг...

При этом предписания за несоблюдение КЗОТа государственные инспектора действительно издают и штрафные санкции к работодателям применяют. Но для этого им необходимо документальное подтверждение нарушений, выданное самим предприятием.

Естественно, работодателям значительно выгоднее вместо того, чтобы платить отчисления в пенсионный и иные социальные фонды (а эти платежи на Украине могут составлять около 60% зарплаты сотрудника), да потом ещё и отбиваться от трудовой инспекции, гораздо выгоднее вообще не оформлять сотрудников. Некоторые патологически совестливые работодатели, в крайнем случае, могут заключать с сотрудниками гражданско-правовые соглашения, налог по которым составляет 15%, либо нанимать их на минимальную зарплату. По крайней мере такова ситуация на сегодняшний день, пока государство ещё не развернуло охоту на серые зарплаты. В противном случае отечественный работодатель может попросту не выдержать конкуренции на рынке труда с иностранными компаниями, пользующимися государственными преференциями в области отчислений с зарплат сотрудников.

В свете новой пенсионной реформы, согласно которой минимальный стаж для начисления пенсии должен быть свыше 30 лет (ранее необходимо было официально проработать 5 лет), такая постановка вопроса невыгодна соискателям. Ведь с момента обретения Украиной независимости (а это вот уже почти 20 лет), значительная часть (по разным оценкам независимых экспертов от 25 до 60%) экономически активного населения Украины вынуждена была трудиться нелегально. Учитывая, что такая практика распространена повсеместно, а рынок труда на Украине едва-едва начал переходить от состояния «рынок работодателя» — к состоянию «рынок соискателя», сотрудники также не слишком могут перебирать вакансиями.

Так как на Украине отсутствует механизм перманентного государственного контроля за оформлением сотрудников и распределением зарплат, то работодателям гораздо выгоднее воспользоваться этим пробелом. В итоге наиболее вероятен такой вариант, что даже те предприятия, которые сейчас платят серые зарплаты (официально — минимальную, и большую часть — в конверте), полностью перейдут к практике нелегального трудоустройства. Соответственно, цель — увеличить поступления в социальные фонды за счёт штрафов, останется недостигнутой, из-за сокращения количества плательщиков. И главное, в конечном итоге, вместо детенизации зарплат и рабочих мест правительство получит совершенно противоположный эффект. А множество граждан Украины на пенсию не заработают никогда.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть