Прошёл ровно год с тех пор, как в июле 2010 года вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (ТС). Уже можно подвести предварительные итоги — местами ожидаемые, местами довольно неожиданные. О произошедших изменениях ИА REX рассказал политолог, директор по международным проектам Института национальной стратегии (Россия) Юрий Солозобов.
Скажу сразу, проект ТС оказался более чем успешным. Снятие таможенных барьеров между тремя государствами помогло всего за год получить рост приграничного товарооборота на 50%. В целом товарооборот внутри ТС с момента вступления Таможенного кодекса в силу возрос, по оценкам российских специалистов, в 1,4 раза и превысил 700 млрд USD.
Приведу простой пример. Товарооборот между Белоруссией и Казахстаном, территориально не граничащими друг с другом, увеличился на 123,4%. Вот какой эффект дало снятие таможенных барьеров! Однако этот прирост был обеспечен в первую очередь за счёт экспорта казахстанских товаров в Беларусь, объём которого вырос в 5,4 раза. Белорусский экспорт в Казахстан увеличился за тот же период всего на 47,9%.
Напрашивается вывод — преимуществами ТС в полной мере пользуются те страны, экономика которых нацелена на глобальный рынок. Ведь Таможенный союз — это не только налаживание прямых связей, но и усиление конкуренции внутри «евразийской тройки». И перед вхождением в ВТО надо научиться побеждать конкурентов на создаваемом Евразийском экономическом пространстве. Образно говоря, прежде чем лезть в открытое море, сперва стоит научиться хорошо плавать в закрытом бассейне.
Таможенный союз уже создал новую степень свободы для ведения бизнеса, и наши предприниматели активно пользуются открывающимися возможностями. Недавно премьеру Владимиру Путину доложили чиновники из Минфина, что с начала года уже более 400 российских предприятий переехали в Казахстан. Хотя я считаю, что эту цифру заниженной — её смело можно умножать на три. Причина проста: деловой климат в Республике Казахстан, особенно налоговая его составляющая, заметно превосходит российский.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вот мнение известного российского экономиста Александра Аузана. В одном из интервью президент Института национального проектирования «Общественный договор» заявил: «(в ТС — прим. ИА REX) ситуация следующая: носителем наиболее передовых экономических институтов является Казахстан. У него многие институты лучше — по деловому и инвестиционному климату, по способам регистрации».
И по оценке многих российских экономистов, в Республике Казахстан сделали качественный прорыв в налоговом и инвестиционном законодательстве именно в последние годы, в годы экономического кризиса. Это хороший урок для нас. Кризисная ситуация — не только сплошные неприятности, её вполне можно использовать как фактор радикального обновления национальной экономики, да и всей страны.
Чтобы не быть голословным приведу конкретные цифры. В Казахстане НДС — 14% (у нас 18%), подоходный — 10% (13%), налог на прибыль — 15% (20%), наконец, социальный налог — 11% (34%). А для малого и среднего бизнеса суммарная налоговая нагрузка будет меньше ещё раза в 1,5. Получается, что казахстанский инвестклимат давно уже конкурентоспособнее российского! Почуяв желанную свободу, бизнес сразу «проголосовал ногами» — самые шустрые предприниматели уже сбежали в соседнюю республику. Но это только начало процесса...
Ко мне, как к известному эксперту по Казахстану, в последнее время часто обращаются представители российского бизнеса — с просьбой проконсультировать об открытии филиала или бюро своей фирмы. Многие бизнесмены задумываются о переносе производственной деятельности на территорию Казахстана. Плюсов тут масса: рядом — Китай с дешёвыми комплектующими, намного проще логистика, рабочая сила в Казахстане довольно недорогая, но квалифицированная и ответственная. Вокруг — ненасыщенный потребительскими товарами рынок Центральной Азии с населением в 60 млн человек.
И самое главное — президент Нурсултан Назарбаев заявил государственным приоритетом программу новой индустриализации Казахстана.
В республике уже давно и успешно действует индустриальная программа «Казахстан-2015». Есть программа частно-государственного партнерства «30 корпоративных лидеров Казахстана», охватывающая различные проекты, в том числе в инфраструктуре. Это современные железные и автомобильные дороги, порты, хабы, новейшие производства, которые в сумме и создадут «новую индустриальную экономику». Иначе говоря, в соседней стране есть чёткие правила игры: там имеются весомые льготы промышленникам и все возможности подключиться к льготным кредитам и тендерам. Тут есть о чём подумать!
И, наконец, надо честно поставить ещё одну проблему: возможно ли сейчас обеспечить равные условия хозяйствования для бизнеса во всех трёх странах ТС? Будем реалистами — пока нет. Во-первых, есть определенные пробелы в национальном законодательстве. Их надо оперативно выявлять и устранять. Во-вторых, в каждой стране местная бюрократия привыкла уже «рулить» экономикой и указывать бизнесу его место. И от своих замашек так просто она не откажется. Но в Казахстане бюрократам уже «ударили по рукам» — и зарегистрировать и вести субъекты малого и среднего бизнеса стало намного проще. В-третьих, и это главное, представителям деловых кругов стран ТС пока не катастрофически хватает системной информации о законодательстве, налоговой системе, условиях хозяйствования в государствах — членах ТС.
Поэтому мы с нашими коллегами из Белоруссии и Казахстана планируем провести серию конференций на актуальную тему — как вести бизнес в той или иной стране ТС. И обсудить открыто с какими проблемами придётся там сталкиваться представителям деловых кругов. Это позволит сделать многие проблемы внутри ЕврАзЭС прозрачными, привлечь к ним общественное внимание, чего и боится коррумпированная бюрократия «среднего звена». Только так мы сможем сделать наш Таможенный союз сильным и привлекательным для других участников.
Комментарии читателей (0):