Очередной белорусско-российский нефтяной конфликт выявил всю несостоятельность мифа о белорусском экономическом чуде. Размер безвозмездных дотаций со стороны России братской Беларуси, озвученный российскими экспертами, поражает и не оставляет камня на камне от аргументации официального Минска.
Экономика конфликта
Согласно оценкам российской стороны, в год в Беларусь поставляется 24-25 млн тонн нефти (около 20 млн тонн по трубопроводам и остальные - железнодорожным и автомобильным транспортом) и около 4,5 млн тонн нефтепродуктов. Беспошлинные поставки 6,3 млн тонн нефти со стороны России для внутренних нужд республики позволяют экономить приблизительно 1,7 млрд. долларов. Соответственно, если власти Беларуси настаивают на беспошлинном ввозе 24-25 млн тонн российской нефти, то они хотят, чтобы Россия бесплатно просубсидировала экономику республики на 7,2 млрд долларов в год. И это только по нефти.
Если мы возьмем размер субсидий со стороны России по газу, то приблизительный расчет будет иметь следующий вид. Беларусь потребляет около 21 млрд куб м газа в год. Стоимость газа на первый квартал текущего года для республики известна - 168 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения, Украина будет получать в первом квартале 2010 года газ по 300 долларов. Соответственно, на одной тысяче кубов газа Беларусь экономит около 130 долларов. Если принять эту цифру за среднегодовую и помножить ее на 21 млрд кубометров газа, то получится, что по газу Россия субсидирует население и промышленность республики приблизительно на 2,7 млрд долларов в год.
В итоге получается, что на этот год официальный Минск хочет от России безвозмездных субсидий на общую сумму около 10 млрд. долларов. Россия готова просубсидировать Беларусь на 2,7 млрд долларов по газу и на 1,7 млрд долларов по нефти, что в итоге составляет около 4,4 млрд долларов. Соответственно, спор идет из-за 5,6 млрд долларов.
В настоящее время экспертами высказывается достаточно много предположений относительно того, кто прав или не прав в этом конфликте. Вместе с тем, считаю, что нынешний конфликт - это уже пройденный этап: для геополитики белорусско-российских отношений уже неважно, как он закончится. Главное - что он состоялся. И для России сейчас уже принципиально не важно, какой объем ее черного золота в этом и следующем году пойдет через белорусские нефтеперерабатывающие заводы на Запад. Белорусский агитпроп может захлебываться в восторге от очередной "элегантной победы".
Вопрос уже совсем в другом. Во-первых, уже сейчас виден следующий уровень рассмотрения данного конфликта. Непонятно, какое отношение официальный Минск имеет к таможенным платежам российских нефтяных компаний в российский бюджет: обяжет правительство России российских нефтетрейдеров уплачивать в полном объеме таможенную пошлину с поставляемой в Беларусь нефти на переработку - и будут уплачивать.
Во-вторых: ну, хорошо, допустим, закрыли вопрос по поставкам нефти в текущем и следующем году согласно подписанному балансу. Но это краткосрочное решение проблемы, т.к. белорусский нефтяной оффшор может интересовать Россию только в том случае, если прибыль с него идет в соответствии с долями сторон. После окончания строительства БТС-2 Россия спокойно переориентирует экспортный поток на Усть-Лугу и поставки нефти в Беларусь постепенно сократятся вплоть до уровня непосредственного потребления республикой в 6,3-7 млн тонн.
Т.е. при нынешнем раскладе белорусский нефтяной оффшор прекратит свое существования к 2012-2014 годам по любому. Соответственно, единственный остающийся на сегодняшний день вопрос заключается в политической составляющей данного конфликта: начиная справедливо обращать внимание на имеющуюся конфликтную ситуацию, связанную с поставками нефти на переработку в Беларусь Москва приняла решение довести ее до конца, или же целью нынешнего обострения была исключительно работа в информационной сфере.
Политика конфликта
Данная составляющая рассматриваемой проблемы чрезвычайно проста - если Москва решит идти до конца в этом конфликте и не ждать 2012-2014 гг., соответственно, это говорит о том, что в Москве принято решение таким образом оказать влияние на расклад сил в белорусском политическом пространстве в преддверие президентских выборов. И в этом случае мягкий вариант для белорусских властей будет означать просто экономическое давление, жесткий - появление патриотически настроенного кандидата на выборах.
Для официального же Минска решение о введении пошлин на реэкспортируемую нефть означает медленную политическую смерть нынешнего режима: белорусы не согласятся жить в Северной Корее. Поэтому со стороны Минска идет такое ожесточенное сопротивление: если Россия продавит свое решение, то ребята могут паковать чемоданы и готовить три конверта. Так как реформирование экономики правящая команда осуществить не в состоянии просто в силу отсутствия профессиональных знаний, вопрос ее ухода из политики остается только вопросом времени. Нерешенным остается только вопрос о том, кто придет к власти после них. Если это будет радикальная оппозиция, то никому из нынешней команды не светит ничего хорошего - все проблемы, как прошлые, так и будущие, будут свалены на них. Поэтому и сопротивление носит такой отчаянный характер. Можно не сомневаться, что официальный Минск пойдет на любые шаги, лишь бы не проиграть в этой войне.
Некоторые авторитетные эксперты выражают мнение о том, что за спиной у официального Минска стоят США и ЕС. Поэтому он так смел. Думаю, что даже если и это и так, то не это является причиной такого отношения белорусских властей к нынешнему конфликту. Официальный Минск не хочет стать полностью зависимым от своих западных спонсоров, поэтому он, если и держит их за спиной, то только для того, чтобы Москва видела, что они есть, но не более. Минск прекрасно понимает, что как только он отдаст ситуацию полностью на откуп Западу, он власть точно также потеряет, как и в случае введения таможенных пошлин на реэкспортируемую нефть.
Поэтому игра официального Минска тоньше - США и ЕС он использует в качестве возможной угрозы, что гораздо сильнее, чем непосредственное ее применение. Вместе с тем, основная причина такого отчаянного сопротивления проста - возможная потеря власти. В этой связи остается только констатировать, что для белорусского официоза вопрос сохранения власти превратился в абсолютно самодовлеющий вопрос. Главное - остаться у власти, даже если страна станет европейской Северной Кореей.
Комментарии читателей (0):