«Убитая Москва»: Московский метрополитен

В конце 2009 года тогдашний глава Москомнаследия Валерий Шевчук заявил о намерении придать статус региональных памятников сорока четырём станциям метро, однако дальше слов дело не пошло
31 мая 2011  12:20 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует статью из цикла «Убитая Москва», подготовленную в рамках совместного проекта с ОД Архнадзор.

Московский метрополитен с момента открытия его первой линии в 1935 г. и по сей день является одной из главных достопримечательностей города. Красота и разнообразие его станций, сложность конструкций, роскошь отделки, имена архитекторов и художников, которыми он блистает, — все это делает его совершенно исключительным явлением среди метрополитенов мира.

Неудивительно, что из 182 действующих станций московского метро на сегодня в том или ином виде признаны объектами культурного наследия сорок пять; двенадцать поставлены на охрану в качестве памятников регионального значения («Бауманская», «Чистые пруды», «Электрозаводская», «Маяковская», «Кропоткинская», «Красные ворота», «Семеновская», «Университет», «Новокузнецкая», «Автозаводская», «Партизанская» и «Павелецкая» Горьковско-Замоскворецкой линии), и еще тридцать три станции являются выявленными объектами культурного наследия.

Еще ряд объектов и их частей (эскалаторные наклоны, наземные павильоны, вестибюли) являются заявленными, то есть в городских органах охраны памятников лежат без движения (иногда годами) заявки на признание их объектами культурного наследия. Следующим шагом для постановки на охрану должна стать историко-культурная экспертиза, по результатам которой заявленный объект превращается во выявленный памятник, и постановление Правительства Москвы, которым памятнику присваивается категория — федерального или регионального значения. Однако в течение длительного времени эти процессы были заморожены вследствие абсолютного аппаратного превосходства ГУП «Московский метрополитен» над городским органом охраны памятников — Москомнаследием.

Еще в конце 2009 года тогдашний глава Москомнаследия Валерий Шевчук заявил о намерении придать статус региональных памятников сорока четырем станциям метро, однако дальше слов дело не пошло. Тогдашнее руководство метрополитена во главе с Дмитрием Гаевым не желало налагать на свою деятельность какие-либо ограничения, продиктованные законодательством об охране культурного наследия. Наиболее ярким проявлением этого было упорное уклонение под разными предлогами от оформления охранных обязательств на станции-памятники. По мнению руководства метро, это позволяло производить реконструкцию станций без учета строгих требований научной реставрации и, в частности, без согласованных органами охраны памятников проектов.

На фоне постоянных заявлений руководства о заботе об архитектурном облике метро реконструкции и псевдо-реставрации, производимые таким образом в масштабах целых станций приводили к массированной утрате культурного наследия Московского метрополитена.

Так, станция «Маяковская» — шедевр Алексея Душкина (1938 г.), памятник архитектуры регионального значения, в результате реконструкции в несколько этапов была приведена в состояние, сделавшее ее непригодной для номинирования на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя на словах идея сделать первые станции московское метро объектом ЮНЕСКО поддерживалась начальством метрополитена.

Пережившая реконструкцию 2005 — 2010 гг. эта станция была выведена из аварийного состояния, но подлинными на ней остались лишь скрытые под облицовкой несущие конструкции, мозаики по эскизам Александра Дейнеки, отдельные ленты нержавеющей стали на сводах, часть осветительной арматуры, да отдельные детали каменной облицовки.

В результате пробивки второго входа на станцию была уничтожена ее знаменитая перспектива в белой торцевой стеной. Полностью утрачена первоначальная отделка и изменен облик исторического вестибюля и эскалаторного наклона. Изменились плафоны светильников. Подлинная облицовка из ценных сортов камня, включая поделочный родонит, была полностью заменена на новую, выполненную из камня тех же сортов, но значительно огрубленную в исполнении. В результате мраморный пол утратил тонкую игру швов, придававшую ему воздушность и динамику, облицовка колонн и арок приобрела лоскутный характер, а путевые стены, изначально облицованные мрамором, подобранным с мозаичной тонкостью для создания плавной градации цвета, приобрели грубый рисунок «в шашечку».

Все эти работы были проведены без согласования и надзора органов охраны памятников. В результате выдающемуся памятнику, вошедшему в историю мировой архитектуры, был нанесен тяжелейший ущерб, сопоставимый с военными разрушениями.

Не менее разительный удар пришелся на вестибюль станции «Октябрьская» Кольцевой линии (архитектор Леонид Поляков, 1950 г. — выявленный объект культурного наследия), и эскалаторный наклон открытые после реконструкции в феврале 2011 г. В результате полного уничтожения всего архитектурного оформления наклона и, в частности, утраты светильников-факелов, был разрушен авторский замысел зодчего, связавший наземный вестибюль, эскалаторный тоннель и перронный в единую композицию, посвященную славе и памяти павших в войне с фашизмом. В этой композиции эскалатор выполнял роль торжественного факельного шествия из храма Славы, расположенного на поверхности, в подземный мемориальный зал.

Грубейшие нарушения реставрационных технологий были допущены при работе с художественными изделиями из металла. Матовое анодное покрытие светильников «под бронзу» сменилось ярко блестящей покраской.

Среди тяжелых утрат последних лет необходимо назвать также уникальные асфальтово-мраморные полы на «Партизанской», которые в 2008 — 2009 гг. были заменены на мраморные со значительным огрублением рисунка и резким изменением цветовой гаммы.

В целом замена матовых фактур на блестящие, сдержанных цветовых решений на кричащие, бронзы на золото стала отличительным знаком «реставраций» по-метрополитеновски, неизменно сопровождающихся ущербом для художественного качества памятников.

Принятые несколько лет назад увеличенные нормы освещенности привели к искажению исторического освещения многих станций, в том числе тех, где свет, в соответствии с авторским замыслом, играл важнейшую роль в формировании художественного образа интерьера. Повышенная освещенность снивелировала сияние витражей на «Новослободской», уничтожила эффект загадочного свечения колонн на «Кропоткинской», разрушила ощущение приглушенного «пещерного» освещения на «Площади Революции». Недавняя замена большинства теплых, желтоватых ламп на «Библиотеке им. Ленина» на новые, светящиеся холодным голубым светом, показала, какое большое значение для интерьеров станций имеет не только интенсивность, но и цвет освещения. Для станции, выдержанной в теплой цветовой гамме, изменение цветовой температуры освещения обернулось такими же потерями для облика как замена пола или облицовки стен.

Кроме того, в визуальную среду станций Московского метро агрессивно вторглась реклама, в том числе в виде крупных широкоформатных цифровых экранов, установленных поперек перронных залов над красно-синими информационными колоннами (терминалами экстренного вызова). Эти конструкции перекрыли перспективы более половины станций, включая памятники архитектуры.

После смены главы ГУП «Московский метрополитен» в марте 2011 г. новый руководитель Иван Беседин ни разу не обозначил публично свою позицию и намерения относительно соблюдения законодательства об объектах культурного наследия. Это заставляет градозащитников опасаться, что вандализм под видом реконструкции и реставрации в московском метро продолжится, и что город и Россия в целом продолжат как прежде терять свое историко-культурное достояние.

В настоящее время на реконструкцию закрыта станция «Парк культуры» Кольцевой линии (архитектор Игорь Рожин, 1950 г. — выявленный объект культурного наследия), эскалаторный наклон, часть наземного вестибюля и переход на Сокольническую линию. В дальнейших планах — «Новокузнецкая», «Красные ворота» (обе — памятники архитектуры регионального значения), «Библиотека им. Ленина» (выявленный объект культурного наследия).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть