Государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин на днях прокомментировал текущие мировые события. Как сообщил госсекретарь, «мы надеемся, что мирный план для Сектора Газа будет реализован и действительно приведёт к справедливому и прочному миру, путь не прост, но мы надеемся, что, так как была проявлена добрая воля для достижения этого первого шага, будут и другие». Что касается Украины, продолжил он, «мне кажется, что ещё многое предстоит сделать, потому что, по моему скромному мнению, позитивные перспективы мира пока не открываются».
Последние месяцы связка Газа – Украина стала нормой для Святого престола. Выступая с проповедями в Ватикане после воскресных молитв Angelus, папа Римский Лев XIV упоминал украинский конфликт, в основном, в совокупности с ближневосточным. Это отличается от понтификата папы Франциска, для которого тема Украины зачастую существовала как самостоятельный важный элемент, которому аргентинский папа придавал большое значение. Впрочем, в первые недели понтификата Льва XIV могло сложиться впечатление, что он продолжит стилистику своего предшественника.
Американский папа тогда активно общался с лидером киевского режима Владимиром Зеленским, а Святой престол выдвигал инициативы, поднимая тему Ватикана как переговорной площадки. Но затем довольно быстро Лев XIV начал дистанцироваться от украинского конфликта как политически-дипломатического кризиса, делая акцент на гуманитарной составляющей его. В опубликованном в сентябре американском католическом портале Crux интервью, отвечая на вопрос об Украине и возможной роли Святого престола как посредника, понтифик заметил, что провёл бы «различие между голосом Ватикана в защиту мира и ролью посредника», которая, на его взгляд, «очень отличается от первой и не так реалистична».
Как уточнил Лев XIV, «c момента начала войны Святой престол прилагает огромные усилия, чтобы сохранить позицию, которая, как бы это ни было сложно, является действительно нейтральной». Но что подразумевается под последним? В случае с Франциском это выглядело как постоянные попытки откусить кусочек от сыра с противоположных сторон, чтобы уравнять его. Аргентинский папа мог одновременно как бы «вставать» на сторону Москвы, чтобы потом сделать шаг в направлении Киева. Это запутывало многих комментаторов, католических и светских, которые не могли понять, какая «версия» Франциска актуальна в настоящий момент.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Понтификат Льва XIV на этом фоне выглядит равноудалённым. Точнее, почти равноудалённым, поскольку Святой престол и его медиа регулярно подмечают страдания мирного украинского населения, хотя аналогичного подхода в отношении мирного российского населения пока не просматривается. Но одновременно Ватикан не даёт втянуть себя в создание прибавочной политической стоимости на гуманитарных вопросах. Киев не оставляет попыток использовать тему «похищенных детей» против Москвы. Между тем, как заметил в недавнем интервью ТАСС посол России при Святом престоле Иван Солтановский, «ватиканцы хорошо знают истинное положение дел и в контактах с нами признают, что Киев использует «детский вопрос» в пропагандистских целях».
Интригующий сейчас вопрос в том, будет ли Ватикан после того, как Сектор Газа начал трудный путь к «справедливому и прочному миру», сосредотачиваться на Украине. Похоже, что вряд ли. Когда Льва XIV в конце сентября попросили прокомментировать дискуссии о перевооружении Европы, он отказался дать прямой ответ. Как заметил папа, «это политические вопросы, на которые также влияет внешнее давление на Европу, я предпочитаю не комментировать».
Учитывая, что на сегодня переговорный процесс по разрешению украинского конфликта из фазы необходимости встреч лидеров качнулся в сторону предоставления Киеву очередного «чудо-оружия», можно предположить, что Ватикан и здесь предпочтёт остаться в стороне, дожидаясь установления той политически-дипломатической конфигурации, которая позволит ему выступить миротворцем.


Комментарии читателей (0):