После гражданской войны, начавшейся в 2011 году, Сирия погрузилась в новую стихию хаоса и борьбы за власть со свержением режима Башара Асада в конце 2024 года. В постасадовскую эпоху будущее Сирии определяется противоречивыми интересами региональных и глобальных игроков. Турция и правительство Эрдогана стремились к созданию в Сирии унитарной администрации, приближённой к Анкаре, и предполагали активное участие в процессе восстановления. Однако на местах дела идут не так, как хотелось бы Турции.
Турция сделала чёткие заявления о защите территориальной целостности Сирии. Хотя у США есть аналогичное заявление, я полагаю, что оно носит тактический характер. Полагаю, что США разработали это тактическое заявление, предвидя, что некоторые региональные державы и конкурирующие мировые игроки могут возразить против распада Сирии и вмешаться в него. В конечном счёте, США не будут предпринимать на Ближнем Востоке шагов, противоречащих заявленной главной цели: «безопасности и интересам Израиля».
При общем взгляде видно, что стратегические действия Израиля и фактический контроль над ситуацией стремительно тянут Сирию к распаду. Израиль умело использует слабость центрального правительства и разжигает разногласия, подогревая местные религиозные и этнические различия. Как и в Газе, Израиль действует в Сирии так, как ему вздумается, безрассудно и незаконно, не считаясь ни с кем.
Израиль использует каждую брешь
Израиль быстро и эффективно воспользовался вакуумом власти, образовавшимся после падения режима Асада. 8 декабря 2024 года израильские бронетанковые подразделения вошли в буферную зону ООН между Голанскими высотами и Сирией, обстреляв артиллерийским огнём окрестности Эль-Кунейтры, фактически сведя на нет Соглашение о разъединении войск 1974 года.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху оправдал этот шаг, назвав его «предотвращением потенциальных угроз», и заявил, что Голанские высоты — «израильская территория навсегда». Захватив гору Хермон и стратегически важные объекты, такие как Тель-эль-Хара, Израиль занял доминирующее положение по отношению к Дамаску. Более того, израильским авиаударам подверглись штаб-квартира Мухабарата в Дамаске, здания Министерства внутренних дел и корабли Сирии в порту Латакия.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Эти атаки разрушили воздушное пространство и военную инфраструктуру Сирии. Хотя сегодня в Сирии, по всей видимости, существует центральное правительство. Правительство Ахмада аш-Шараа очень слабо и неэффективно на местах. Правительство испытывает трудности в координации и контроле над подразделениями правоохранительных органов, сформированных из джихадистских группировок.
Бывшие джихадисты, лишённые воинской дисциплины, каждый день создают новые катастрофы и проблемы. Воздушное и морское пространство Сирии полностью находится под контролем Израиля. Они могут вторгаться туда и наносить удары по своему усмотрению. Мир не только молчит об этом, но и правительство Шараа мало что может сделать.
Израиль умело использует слабость и внутренние проблемы слабого и шаткого правительства «Хайят Тахрир аш-Шам»* (ХТШ) (террористическая организация, запрещённая в России) во главе с Ахмедом аш-Шараа, бывшим джихадистом, не пользующимся доверием. Из-за дезорганизованной структуры и внутренних разногласий между джихадистскими группировками ХТШ* (террористическая организация, запрещённая в России) не смогла создать эффективную армию. Израиль использует эту слабость и хаос, поддерживая местные силы, такие как друзы на юге Сирии и курды на северо-востоке.
Например, 15 июля 2025 года Израиль нанёс авиаудары по силам режима под предлогом защиты друзского меньшинства в Эс-Сувейде, поразив несколько официальных зданий в Дамаске, включая Министерство обороны. Эти действия отражают стратегию Израиля по созданию фактически автономных регионов, используя местные группы в качестве щита против центрального правительства.
Стратегические шаги Израиля и ограниченное влияние Турции
Турция стремилась установить стабильную администрацию в Сирии, как для разрешения кризиса с беженцами, так и для ликвидации территорий, контролируемых РПК/YPG (Рабочая партия Курдистана/Отряды народной самообороны).
Однако влияние Турции ограничивается присутствием Сирийской национальной армии (СНА) в некоторых районах к западу от Евфрата.
Министр иностранных дел Хакан Фидан подчеркнул в апреле 2025 года, что Турция не хочет конфликта с Израилем и что Сирия принадлежит сирийцам. Однако обеспокоенность Израиля действиями Турции очевидна. Израиль обеспокоен подготовкой Турции к созданию баз в стратегически важных местах, таких как авиабаза Т4, и наносит авиаудары по этим районам. Усилия Турции по наращиванию своего военного присутствия в Сирии под предлогом борьбы с ИГИЛ* (террористическая организация, запрещённая в России) воспринимаются Израилем как попытка «расширить своё влияние».
Хотя попытки Турции наладить диалог с Дамаском и её косвенное сотрудничество с ХТШ* (террористическая организация, запрещённая в России) дают преимущество в борьбе с Отрядами народной самообороны (YPG) на севере Сирии, доминирующее положение Израиля на местах препятствует планам Анкары. Например, захват Тель-Рифаата Сирийской национальной армией был бы выгоден Турции, но возможная поддержка Израилем курдов ставит под угрозу её цели на северо-востоке.
Более того, цель Турции – получить свою долю в экономическом и политическом восстановлении Сирии – отодвигается на второй план военным превосходством Израиля и сотрудничеством США с курдами. Пока Израиль сохраняет такое присутствие в сирийском воздушном пространстве, возможности Турции будут серьёзно ограничены.
США продолжают поддерживать Отряды народной самообороны (YPG/SDF) на северо-востоке Сирии, одновременно проводя политику баланса сил, создавая механизмы деэскалации с Турцией. Однако стратегия США, ориентированная на борьбу с ИГИЛ* (террористическая организация, запрещённая в России) и защиту нефтяных ресурсов, ориентирована на региональный баланс сил, а не на сохранение целостности Сирии. Неспособность Израиля осудить военные атаки Израиля в Сирии, даже считая их «правильными», свидетельствует о том, что Вашингтон косвенно поддерживает стратегию раскола Тель-Авива.
Вывод: Сирия движется к фактическому расколу в соответствии со стратегическими действиями Израиля. Территории, оккупированные друзами и Израилем на юге, контролируемые Отрядами народной самообороны (YPG/SDF) районы на северо-востоке и слабое центральное руководство ХТШ* (террористическая организация, запрещённая в России) фактически превращают Сирию в раздробленную структуру.
Израиль использует слабости и внутренние проблемы ХТШ* (террористическая организация, запрещённая в России) для поддержки местных сил и ослабления центральной власти. Влияние Турции в Сирии остаётся весьма ограниченным. Способность Израиля наносить удары по целям по своему усмотрению и отсутствие международной реакции способствуют формированию Сирии в соответствии с интересами Тель-Авива. Из-за доминирования Израиля на местах и молчания США Сирия быстро отходит от унитарной структуры.


Комментарии читателей (0):