Южная Осетия: тезисы в преддверии форума

15 сентября 2025  18:29 Отправить по email
Печать

Южная Осетия, благодаря своему географическому положению и наличию существенных природных ресурсов, располагает достаточным потенциалом для развития некоторых отраслей экономики, которые, при правильном системном подходе могли бы в корне изменить сложившуюся за последние 30 лет социально-политическую и экономическую архитектуру в регионе.

В ходе прошедшего двадцатилетия, часто сменяющие друг друга политические группы, ориентировались исключительно только на ежегодные финансовые вливания главного стратегического партнера, не думая даже реформировать нормативную правовую базу как основу развития экономики, приведение ее в соответствие с российским законодательством.

В современных условиях в первую очередь, на наш взгляд, необходимо зафиксировать ту социально-историческую «систему координат», в рамках которой будет позиционироваться будущая экономическая база республики, происходить формирование основ новой (переходной) экономики в общем контексте становления югоосетинской государственности, с учетом чрезвычайных условий для развития (преодоление последствий войны, и сохраняющихся внешних угроз), а также социокультурных и национально-географических особенностей.

На данном этапе развития для Южной Осетии наиболее эффективной представляется применение модели «экономики чрезвычайного положения», опирающейся на местные ресурсы, с приоритетным участием российского капитала, учетом фактора региональной безопасности.

Следовательно, параллельно с заявлениями о готовности привлечения инвестиций, необходимо в срочном порядке провести серьезную комплексную подготовительную работу в том числе и по выработке нормативно-правой базы, отвечающей современным условиям, законодательно закрепляющей обеспечение гарантий и защиту капитала потенциальных инвесторов.

Для этого, по нашему мнению, в первую очередь должна быть регламентирована правовая база трех основных положений: земля и природные ресурсы, категории собственности, имущественные права, система государственных гарантий, на основе таких правовых актов как Земельный кодекс, Закон о кадастре, Концепция управления государственным имуществом и ряд других недостающих в законодательстве Южной Осетии нормативных актов.

На сегодняшний день реальность такова, что социально-экономическая и политическая ситуация в Республике Южная Осетия содержит в себе потенциал развития особых экономических кластеров, позволяющих, снизить объем бремени для российского бюджета.

В нынешних условиях нам представляется целесообразным развертывание в республике рынка услуг, не предполагающих серьезных бюджетных ассигнований и долгосрочных производственных инвестиций. Одной из таких сфер деятельности мог бы стать рынок финансовых услуг.

При условии установления в стране льготного режима налогообложения отдельных видов деятельности и отдельных видов доходов, Южная Осетия могла бы стать весьма привлекательной с точки зрения юрисдикции для регистрации в первую очередь российских компаний при осуществлении инвестиционной деятельности, осуществления различных финансовых операций, преимущественно связанных с оборотом ценных бумаг.

Для создания льготного режима необходимо будет установить нулевую ставку налогообложения дивидендов, получаемых компаниями - резидентами Южной Осетии от участия в капитале компаний резидентов и нерезидентов Республики Южная Осетия, равно как и определить нулевую ставку налога на операции с ценными бумагами.

Немаловажным вопросом станет возможность получения иностранными, в первую очередь российскими гражданами статуса резидента Республики Южная Осетия при соблюдении определенных требований, таких, как например, наличие недвижимости и т.п.

Кроме принятия соответствующих решений выйти с инициативой о заключении межправительственного соглашения между Южной Осетией и Российской Федерацией об избежание двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогов.

Регистрация компаний в Южной Осетии обретет привлекательность, а дивиденды, полученные от ведения хозяйственной деятельности и переведенные на счета компании-бенефициара в Южной Осетии, не будут облагаться налогом. Нулевая ставка налога на операции с ценными бумагами сделает Южную Осетию привлекательной для регистрации сделок купли-продажи ценных бумаг.

Эти и возможно другие меры, реализованные при системном и компетентном подходе, могли бы привести к желаемому результату – формированию основ эффективной и управляемой экономики. Более того, такая система позволит выходить на новые формы управления фактически вновь создаваемой государственной архитектурой, на долгосрочной основе контролировать внутриполитические и социально-экономические процессы в республике.

Несомненно, приведенные идеи нуждаются в серьезном и глубоком экспертном анализе, компетентном правово-экономическом обосновании для их практического применения. Главное, для реализации такого масштабного проекта потребуется политическое решение на уровне высшего руководства Российской Федерации.

Дмитрий Медоев, Старший научный сотрудник Центра изучения Евразии Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ, кандидат политических наук.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Следует ли вернуть графу "национальность" в паспорт?
Доверяете ли Вы ВЦИОМ?
76.9% Нет, не доверяю
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть